Десять призывов к проповедникам процветания
В последние десятилетия ученые и миссиологи наблюдают массовые перемены в мировом христианстве. Ламин Саннех, покойный профессор истории и мирового христианства в Йельском университете, использовал слово «поразительно», чтобы описать эту новую ситуацию в книге «Ученики из всех наций», которая вышла в свет в 2008 году.
Среди многих поразительных событий в период после Второй мировой войны и последующих колониальных эпох немногое так удивляет, как всемирное христианское возрождение. С неослабевающей динамикой христианство уже стало, или быстро становится, главной религией народов мира. Самые ранние общества, которые когда-то находились далеко за пределами главной орбиты веры, сейчас стали основными центрами христианского влияния, в то время как Европа и Северная Америка, некогда считавшиеся сердцем этой религии, пребывают в заметной рецессии. Похоже, мы находимся в центре массовых культурных изменений и перестроек, последствия которых только сейчас начинают проясняться.
Европа и Америка больше не являются центром притяжения в мировом христианстве. Центр смещается на юг и восток. Церкви Латинской Америки, Африки и Азии переживают феноменальный рост и становятся великими посылающими церквями.
Представляя глобальный Юг
Новый термин, вошедший в наш словарь, — это «глобальный Юг», указывающий на удивительный рост христианской церкви в Африке, Латинской Америке и Азии, в то время как ранее доминирующие центры христианского влияния в Европе ослабевают.
Например, профессор Дана Роберт пишет, что в начале двадцатого века европейцы доминировали в мировой церкви, где проживало примерно 70,6% мирового христианского населения. К 1938 году, накануне Второй мировой войны, в Европе явно господствовал протестантизм и католицизм. Тем не менее, к концу двадцатого века европейский процент мирового христианства сократился до 28% от общего числа. В совокупности Латинская Америка и Африка обеспечили 43% христиан в мире. («Переход на юг: глобальное христианство с 1945 года», 50)
Профессор Филипп Дженкинс пишет, что в 1900 году в Африке было 10 миллионов христиан, что составляло около 10% её населения; к 2000 году эта цифра выросла до 360 миллионов человек, что составляет около половины населения континента. Количественно, это может быть самым большим изменением в религиозной принадлежности, которое где-либо когда-либо происходило. («Вера в глобальный Юг», 13)
«К 2050 году христианство будет главной религией Африки и африканской диаспоры», — продолжает Дженкинс. «К тому времени в мире будет около трех миллиардов христиан, и число тех из них, кто будет белым и не латиноамериканцем, будет составлять от одной пятой до одной шестой общего числа христиан». (12)
По словам историка Марка Нолла (написано в 2013 году), «Христианская церковь пережила большее географическое перераспределение за последние пятьдесят лет, чем в любой сопоставимый период своей истории, за исключением самых ранних лет церковной истории» (Новая форма мирового христианства, 21).
Глобальный Юг и евангелие процветания
Однако, как многие признали, в нынешнем великолепном распространении христианства есть большая двусмысленность: не все формы этой веры основаны на том, что апостол Павел называет «здравым учением» (Титу 1:9; 2:1). Майкл Хортон делает следующее отрезвляющее наблюдение: «Восхваление широко разрекламированного распространения христианства на территории двух третей мира (особенно в последние годы в книге «Следующий христианский мир» Филиппа Дженкинса), по крайней мере, должно быть сдержано тем фактом, что евангелие процветания является наиболее взрывоопасной версией этого явления» («Христианство без Христа», 45).
«Евангелие процветания» — это учение, в котором подчеркивается Божья цель сделать верующих здоровыми и богатыми в этой жизни, при этом оно упускает из виду или минимизирует опасность богатства, библейский призыв к мышлению военного времени, а также необходимость и назначение страдания.
Евангелие процветания было представлено одним из ведущих проповедников процветания в Африке, которого впоследствии процитировали в своей статье Исаак Фири и Джо Максвелл: «Многие не знают о том факте, что Бог уже сделал так, чтобы Его дети были богатыми здесь, на земле. Когда я говорю «богатыми», я имею в виду очень, очень богатыми... Освободитесь, вырвитесь на волю! Желать быть богатыми — не грех» («Евангельские богатства», 23).
Я глубоко обеспокоен тем фактом, когда проповедник поощряет толпу давать по 200 долларов, чтобы «открыть себя для благословений» в обществе, где школьный учитель зарабатывает 150 долларов в месяц. Тем не менее, более 300 человек приходят, чтобы получить елей спикера и «в течение нескольких минут церковь получает 60 тысяч долларов США, не облагающихся налогами» (там же, стр. 23).
Масштаб подобного учения в Африке просто невероятный. В опросе центром Pew, который проводился в 2006 году, звучал следующий вопрос: даст ли Бог «материальное процветание всем верующим, у которых достаточно веры». Около 85% кенийских пятидесятников, 90% южноафриканских пятидесятников и 95% нигерийских пятидесятников сказали «да» (стр. 24).
«Худшим вариантом учения о процветании в Африке является, что неудивительно, то учение, которое экспортируется из Америки», — пишут Фири и Максвелл (стр. 24). Телевидение стало религиозным учебным классом для многих людей в Африке. «Люди включают телевизор и полагают, что раз TBN — это американское христианство, а американцы знают всё, так почему бы не послушать его?» (стр. 25). И конечно, учение о процветании не является уникальным для Америки и Африки. Оно имеет свои латиноамериканские и азиатские формы и может быть обнаружен по всему глобальному Югу, от Сеула до Сан-Паулу.
Десять призывов к проповедникам процветания
Что нужно сказать о евангелии процветания? Первое, что мы должны о нем сказать, это то, что богатые люди на Западе, вероятно, так же виновны в его крайностях и перегибах, как и бедные на глобальном Юге. Разница в том, что бедные не имеют богатства и желают его, в то время как богатые уже имеют его, хотят сохранить его и сердятся, если Бог забирает его. Сердца и тех, и других настроены на процветание. На Западе это едва уловимо, потому что мы можем считать процветание чем-то самим собой разумеющимся. Вот почему, когда я был пастором, я больше времени тратил на то, чтобы призывать нашу церковь жить иначе, нежели призывать глобальный Юг думать иначе. Я более ответственен за грехи у себя дома.
Но то, что мы думаем о деньгах и имуществе, очень важно в контексте выполнения нашей миссии и обучения новообращенных. Поэтому я хотел бы дать библейский ответ касательно евангелия процветания. Отмечая некоторые из его слабых сторон, я стремлюсь помнить о своих собственных грехах и надеюсь не забывать, что это не монолитное движение, и что процветание — это относительный термин.
Процветание в одной части мира означало бы крышу над головой, сытную еду на столе пару раз в день и чистую питьевую воду. «В настоящее время около 315 миллионов африканцев к югу от Сахары живут менее, чем на доллар в день» («Евангельские богатства», 27). И то, что мы бы назвали скромным образом жизни в Америке (с домом, автомобилем, электричеством, холодильником, водопроводом в помещении, чистой питьевой водой, центральным отоплением, компьютером, телефоном, несколькими сменами одежды и неслыханным выбором продуктов) считалось бы дико богатой жизнью в большинстве стран мира. Это одна из причин, почему критика проповедников процветания должна быть аккуратной и осторожной.
Еще одно предостережение для критиков заключается в том, что существуют разные способы думать о том, как христианство приносит процветание. Мало кто не согласится, что движимая Евангелием инициатива честности, трудолюбия, терпения, великодушия, настойчивости и любви к совершенству со временем будет поднимать общество в вопросах коррупции и принесет более стабильные и благополучные времена. Если бы так говорили проповедники процветания, с этим мало кто спорил бы.
Но с учетом шикарного образа жизни, который часто ведут проповедники процветания, даже по западным меркам (полёты на личных самолетах, проживание в роскошных особняках с восемью ванными комнатами и ночевки в гостиничных люксах за 5 тысяч долларов), и учитывая то, как они облачают вечное Евангелие Христово в мирские, земные и материальные одежды, кажется разумным дать взвешенный библейский ответ. Я изложу его в форме десяти обращений. Своей целью при этом я ставлю не очернить, но искупить и преобразовать.
1. Не проповедуйте евангелие, которое мешает людям попасть на небеса.
Иисус сказал: «Как трудно тем, кто богат, войти в Царство Божье!» Его ученики были изумлены, как должны бы изумиться и многие сторонники движения за процветание. Иисус продолжил говорить то, что лишь увеличивало их удивление, сказав: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Марка 10:23-27).
Ответ Иисуса показывает, что удивление учеников было оправданным. Верблюд не может пройти сквозь игольные уши. Это не метафора для чего-то, требующего больших усилий или смиренной жертвы. Этого попросту нельзя сделать. Мы знаем это, потому что Иисус сказал: невозможно! Это было Его слово, а не наше. «Человеку это невозможно». Дело в том, что изменение сердца — это то, чего человек не может сделать для себя. Только Бог должен это сделать.
Мы не можем заставить себя перестать ценить деньги выше Христа. Но Бог может. Это хорошие новости. И это должно быть частью послания о том, что проповедники процветания должны провозглашать прежде, чем они соблазнят людей быть похожими на упомянутых выше верблюдов. Почему человеку должно хотеться проповедовать евангелие, которое поощряет желание быть богатым и тем самым утверждает людей в их естественной непригодности для Царства Божьего?
2. Не проповедуйте евангелие, которое разжигает в людях суицидальные желания.
Апостол Павел предостерегал от желания быть богатым. И косвенно он предостерегал против проповедников, которые разжигают желание быть богатым, вместо того, чтобы помогать людям избавиться от него. Он предупреждал:
«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1 Тим. 6:9-10)
Это очень серьезные слова, но они, похоже, не находят отклика в проповеди евангелия процветания. Это нормально, что бедные хотят иметь определенную меру процветания, чтобы у них было то, что им нужно, и чтобы они могли быть щедрыми и посвящать время и силы выполнению того, что будет возвышать Христа, а не из последних сил справляться с трудностями. Нет ничего плохого в том, чтобы искать помощи Христа в этом. Он заботится о наших нуждах (Матфея 6:33).
Но все мы — бедные и богатые — постоянно подвергаемся риску возложить свои желания (1 Иоанна 2:15-16) и надежду (1 Тимофею 6:17) на богатство, а не на Христа. Это желание быть богатым настолько сильно и самоубийственно, что Павел использует самые сильные слова в речи, чтобы предупредить нас. Мой призыв заключается в том, чтобы проповедники процветания делали то же самое.
3. Не проповедуйте евангелие, которое поощряет незащищенность от моли и ржавчины.
Иисус предостерегает от попыток собирать сокровища на земле; то есть, Он говорит нам быть дарителями, а не хранителями. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матфея 6:19-20).
Да, все мы что-то храним. Иисус предполагает это. Он не ожидает, за исключением крайних случаев, что наша даяние будет подразумевать, что мы больше попросту не сможем ничего дать. Может прийти время, когда мы отдадим за кого-то свою жизнь и, следовательно, больше не сможем отдавать. Но, как правило, Иисус ожидает, что мы будем жить так, чтобы существовал постоянный режим работы и заработка, простой жизни и непрерывного пожертвования.
Но, учитывая тенденцию к жадности, присутствующую в каждом из нас, Иисус чувствует необходимость предостеречь нас от того, чтобы мы не собирали себе сокровища на земле. Может казаться, что есть определенная выгода в том, чтобы собирать, но на самом деле это приводит только к потерям («моль и ржавчина разрушают, а воры врываются и крадут»). Мой призыв состоит в том, чтобы предостережение Иисуса нашло глубокий отклик в устах проповедников процветания.
4. Не проповедуйте евангелие, которое делает хорошую работу средством обогащения.
Богатство — это не то, для чего нужна работа. В Послании к Ефесянам Павел говорит, что мы должны не красть, а усердно работать своими руками. Но главная цель работы — не просто копить или даже иметь. Цель её состоит в том, чтобы иметь для того, чтобы отдать.
«Кто привык красть, не должен больше этого делать, а должен трудиться и сделать что-нибудь полезное руками своими, чтобы приобрести то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде» (Ефесянам 4:28, Современный перевод). Это не оправдание того, чтобы быть богатым и, таким образом, давать больше. Это призыв делать больше и хранить меньше, чтобы вы могли больше отдать. Нет никаких причин человеку, который все больше и больше процветает в своем бизнесе, бесконечно увеличивать пышность своего образа жизни. Павел сказал бы: «Ограничьте свои расходы, а остальное отдайте».
Я не могу определять ваши ограничения. Но во всех местах Писания, которые мы рассматриваем в этой статье, звучит призыв к простоте и обильной щедрости, а не к огромным накоплениям. Почему проповедники хотят побуждать людей думать, что они должны обладать богатством, чтобы быть щедрыми даятелями? Почему бы не побудить их упростить свою жизнь и стать, таким образом, более щедрым даятелем? Не добавит ли это к их щедрости убедительное свидетельство того, что Христос, а не имущество, является их сокровищем?
5. Не проповедуйте евангелие, которое способствует тому, что люди задыхаются до смерти.
Иисус предупреждает, что Слово Божие, Евангелие, предназначенное для того, чтобы дать нам жизнь, может быть задушено богатством. Он говорит, что это похоже на семя, которое растет среди терния: «Семена, попавшие среди колючек, означают тех, кто слышит слово, но продолжает следовать прежнему образу жизни и со временем задыхается под бременем забот, богатств и удовольствий жизни, и плод их никогда не созревает» (Луки 8: 14, Современный перевод).
Проповедники процветания должны предупреждать своих слушателей, что существует определенное финансовое процветание, которое может задушить их, привести их к смерти. Зачем побуждать людей следовать тому, что, как предупреждает Иисус, может сделать их бесплодными?
6. Не проповедуйте евангелие, которое лишает соль силы и ставит свечу под сосуд.
Что такого есть в христианах, что делает их солью земли и светом мира? Не богатство. Стремление к богатству и погоня за ним на вкус и с виду попросту подобно миру. Желание быть богатыми делает нас похожими на этот мир, а не отличающимися от него. В том, в чем мы должны быть другими на вкус, мы так же вкрадчиво алчны, как и окружающий мир. В таком случае, мы не предлагаем миру ничего, что отличалось бы от того, во что он уже и так верит.
Великая трагедия проповеди преуспевания заключается в том, что человеку не нужно пробуждаться духовно, чтобы принять его; нужно попросту быть жадным. Богатство во имя Иисуса — это не соль земли и не свет мира. В этом мир просто видит свое отражение. И если они «обращены» в это, они не будут по-настоящему обращены, но лишь прилепят новую бирку старой жизни.
Контекст слов Иисуса показывает нам, что такое соль и свет. Они — радостная готовность страдать за Христа. Вот что сказал Иисус:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Матфея 5:11-14)
То, что побудит мир вкусить соль и увидеть свет Христа в нас, — это не то, что мы любим богатство так же, как они. Скорее, это будет готовность и способность христиан любить других через страдания, все время радуясь, потому что их награда на небесах с Иисусом. «Радуйтесь и веселитесь [в трудностях]… Вы — соль земли». Соленость — это вкус радости в трудностях.
Такая жизнь необъяснима с человеческой точки зрения. Она сверхъестественна. Но привлекать людей обещаниями процветания – это попросту естественно. Это не послание Иисуса. Это не то, ради достижения чего Он умер.
7. Не проповедуйте евангелие, которое скрывает необходимость страданий в христианской жизни.
В большинстве проповедей процветания отсутствует тот факт, что Новый Завет подчеркивает необходимость страданий гораздо больше, чем упоминает о материальном процветании.
Иисус сказал: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанна 15:20). Еще Он сказал: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Матфея 10:25).
Павел напоминал новообращенным во время миссионерских путешествий: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье» (Деян. 14:22). И он сказал верующим в Риме, что их страдания являются необходимой частью пути к вечному наследию.
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:16-18)
Проповедники процветания должны включать в свои послания важное учение о том, что Иисус и апостолы говорили о необходимости страданий. Павел говорил, что это должно произойти (Деян. 14:22), и мы оказываем начинающим ученикам медвежью услугу, если не предупреждаем их об этом в самом начале пути. Иисус даже говорил, что будущие верующие должны осознавать цену ученичества: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:33).
8. Не проповедуйте евангелие, которое игнорирует переход от религии «приди и посмотри» в Ветхом Завете к религии «пойди и расскажи» в Новом Завете.
Фундаментальная перемена произошла с приходом в мир Христа. До того времени Бог сосредоточивал Свою искупительную работу на Израиле, периодически совершая Свои дела среди народов. Павел сказал: «Прежде Он позволял каждому народу идти своим путём» (Деяния 14:16, Современный перевод; см. также Деяния 17:30). Теперь акцент сдвинулся с Израиля на народы. Иисус сказал: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матфея 21:43). «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное [число] язычников» (Римлянам 11:25).
Одно из главных различий между этими двумя эпохами заключается в том, что в Ветхом Завете Бог прославлял Себя в значительной степени через благословения Израиля, чтобы народы могли видеть и знать, что Господь есть Бог. «Пусть (Господь) делает, что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3 Царств 8:59–60). Израиль тогда еще не был послан на Великое поручение собирать народы; скорее, он был прославлен, чтобы народы увидели его величие и пришли к нему.
Поэтому, когда Соломон построил храм Господа, он был невероятно обильно покрыт золотом, а когда все внутреннее убранство было обставлено, золото снова оказалось в изобилии (3 Царств 6:20–22; 7:48–50). Соломону понадобилось семь лет, чтобы построить дом Господу. Затем ему понадобилось еще тринадцать лет, чтобы построить собственный дом (3 Царств 6:38–7:1). Он был так же щедро украшен золотом и драгоценными камнями.
Затем, когда все было построено, смысл этого богатства можно увидеть в 10-й главе 3-й Книги Царств, когда царица Савская, представляющая языческие народы, пришла, чтобы увидеть славу дома Божия и дома Соломона. Когда она увидела их, «у неё захватило дух от изумления» (3 Царств 10:5, Современный перевод). Она сказала: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (3 Царств 10:9).
Другими словами, образец религии в Ветхом Завете можно сформулировать как «приди и посмотри». Есть географический центр народа Божия. Там находится физический храм, земной царь, определенный политический строй, есть этническая принадлежность, армия для ведения Божьих земных сражений и группа священников для приношения животных за грехи.
С пришествием Христа все изменилось. Больше не существует географического центра христианства (Ин. 4:20–24); Иисус заменил храм, священников и жертвоприношения (Иоанна 2:19; Евреям 9:25–26); не существует христианского политического режима, потому что Царство Христа не от мира сего (Иоанна 18:36); и мы сражаемся не в земных битвах с колесницами и лошадьми или бомбами и пулями, а в битвах духовных со словом и Духом (Ефесянам 6:12–18; 2 Коринфянам 10:3–5).
Все это поддерживает большие изменения в нашей миссии. Новый Завет представляет собой религию не типа «приди и посмотри», но «пойди и расскажи». «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:18–20)
Это очень сильно влияет на то, как мы живем и что мы думаем о деньгах и образе жизни. Одним из главных последствий является то, что мы воспринимаем себя как «странников и пришельцев» (1 Петра 2:11) на земле. Мы не воспринимаем этот мир, как если бы он был нашим основным домом. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Филиппийцам 3:20).
Это ведет к образу жизни военного времени. Это означает, что мы не накапливаем богатства, чтобы показать миру, насколько богатыми Бог может нас сделать. Мы усердно трудимся и стремимся к экономии во время войны, чтобы распространить Евангелие до краев земли. Мы максимально жертвуем на военные цели, а не прибавляем к своему домашнему уюту. Мы воспитываем наших детей так, чтобы это помогло им принять страдания, с которыми они столкнутся, исполняя Великое поручение до конца.
Поэтому, если проповедник процветания спрашивает меня обо всех обетованиях богатства для верных людей в Ветхом Завете, я отвечаю: «Внимательно прочитай свой Новый Завет и посмотри, видишь ли ты тот же акцент». Вы его не найдете. И причина в том, что все серьезно изменилось.
«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тимофею 6:7-8). Почему? Потому что призыв ко Христу — это призыв «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тимофею 2:3). Новый Завет акцентируется не на богатстве, соблазняющем нас грешить, а на жертве, освобождающей нас от этого.
9. Не проповедуйте евангелие, минимизирующее грех обращения благочестия в средство для прибытка.
Апостол Павел показал нам пример того, насколько он был осторожен и бдителен, чтобы ни у кого не создалось впечатление, что он находился в служении из-за денег. Он сказал, что служители имеют право зарабатывать на жизнь служением (1 Коринфянам 9:9–10). Но затем, чтобы показать нам опасность этого, он отказывается в полноте пользоваться этим правом.
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Коринфянам 9:11-12)
Другими словами, он отказался от законного права, чтобы ни у кого не создалось впечатления, что деньги были мотивом его служения. Он не хотел денег своих новообращенных: «В самом деле, мы никогда не выступали с речами льстивыми; как вы знаете, и поучения и речи наши не были для прикрытия жадности, Бог нам свидетель!» (1 Фессалоникийцам 2:5, Современный перевод).
Он предпочел работать руками, чтобы не создалось впечатление, что он торгует Евангелием: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33-35).
Он знал, что есть торговцы словом Божьим, которые думают, что «благочестие — это средство для получения выгоды» (1 Тимофею 6:5-6). Но он отказался делать что-либо, что поставило бы его в эту категорию: «Ибо не мошенники мы, пользующиеся словом Божьим ради выгоды. Нет, во Христе говорим мы истину перед Богом, как посланные Богом» (2 Коринфянам 2:17, Современный перевод).
Слишком многие проповедники процветания не только формируют впечатление, что они торгуют словом Божьим и делают благочестие средством получения прибыли, но фактически развивают фиктивную теологию, чтобы оправдать свои непомерные проявления богатства. Павел поступал с точностью до наоборот.
10. Не проповедуйте евангелие, которое скрывает библейскую истину о том, что сам Бог является величайшим сокровищем.
Больше всего меня беспокоит в движении процветания то, что оно приуменьшает Христа, сдвигая Его из центра и делая Его менее удовлетворяющим, чем Его дары. Христос не возвеличивается более всего, будучи даятелем богатств. Но Он более всего превозносится, удовлетворяя души тех, кто жертвует ради любви к другим в служении Евангелия.
Когда мы восхваляем Христа как Того, кто делает нас богатыми, мы прославляем богатства, и Христос становится средством достижения того, чего мы действительно желаем, — а именно здоровья, богатства и процветания. Но когда мы восхваляем Христа как Того, кто навечно удовлетворяет нашу душу — даже когда у нас нет здоровья, богатства и процветания — тогда Христос возвеличивается как Тот, кто более ценен, чем все эти дары.
Мы видим это в Послании Филиппийцам 1:20-21. Павел говорит: «При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении… возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Почитание Христа происходит, когда мы так дорожим Им, что смерть для нас — это приобретение. Потому что умирать означает «уходить и быть со Христом» (Филиппийцам 1:23).
Именно этого и недостает в проповеди процветания. Новый Завет нацелен на славу Христа, а не на славу Его даров. Другими словами, это ставит всю христианскую жизнь под знамя радостного самоотречения. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Марка 8:34). «Я был распят со Христом» (Галатам 2:20).
Но хотя самоотречение – это трудный путь, ведущий к жизни (Матфея 7:14), он является самым радостным из всех путей. «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матфея 13:44). Иисус говорит, что обретение Христа как нашего сокровища делает все остальное имущество радостно незначительным. «От радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».
Я не хочу, чтобы проповедники процветания перестали призывать людей к максимальной радости. Напротив, я призываю их прекратить побуждать людей искать радость в материальных вещах. Радость, которую предлагает Христос, настолько велика и долговечна, что позволяет нам потерять благосостояние и при этом продолжать радоваться. «И расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евреям 10:34). Благодать переживать радость в потере достатка — это то чудо, которое должны искать проповедники процветания. Именно это будет солью земли и светом мира. Это возвеличило бы и превознесло Христа как наибольшую ценность.
Иисус созидает Свою Церковь
Бог суверенен над миром и миссией Своей церкви. Ему принадлежит вся власть на небе и на земле (Матфея 28:18). Новая конфигурация мирового христианства — это Его рук дело. Он созидает Свою церковь (Матфея 16:18). Как ее благословения, так и недостатки находятся под Его суверенным влиянием. Евангелие Царства будет проповедано как свидетельство по всему миру для всех народов (Матфея 24:14). Господь жатвы позаботится о том, чтобы работники были посланы, и урожай был собран (Матфея 9:38). У доброго пастыря есть и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит привести: и они услышат Его голос, и будет одно стадо и один Пастырь (Иоанна 10:16).
Ценой завершения этого поручения будет большая жертва и много жизней (Колоссянам 1:24; Откровение 6:11). Топливом этой жертвы будет не любовь к деньгам или страсть к процветанию; но им будет любовь ко Христу и огромное страстное желание прославить Его. Да очистит Господь Свою церковь. Пусть Он очистит, как золото, растущую веру глобального Юга. И пусть Он вспомнит о милости и даст Европе и Америке великое пробуждение во славу Своего имени и к радости народов.
Авторы — Джон Пайпер и Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Сильное проповедническое слово!, и полезное, так как между нами и Богом, вследствие наших «маленьких» слабостей, появляются много, на первый взгляд, полезных и нужных нам вещей, но напрочь закрывающих от нас Бога! Конечно мы пытаемся оправдаться в нашем стремлении обогатиться!, я думаю, что именно так и развилось ЕВАНГЕЛИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ, где от Бога требуется обеспечивать нас всеми благами какие только может нам предложить наш грешный мир. И смех, и грех!