Христиане должны собирать богатство или избегать его?

Христиане должны собирать богатство или избегать его?

Участвуя в пастырских беседах, я часто слышу вполне искренний вопрос: «Пастор Том, я, конечно, понимаю, что для того, чтобы любить наших ближних, нужны ресурсы, но разве Иисус не предостерегал нас о том, чтобы мы не собирали себе богатство на земле?»

На протяжении всей истории церкви существовало два известных и в то же время отличающихся взгляда на богатство. Согласно первому мнению, материальное благополучие и накопление богатства, по сути, развращает верующих и поэтому его следует избегать любой ценой.

Другая точка зрения утверждает, что материальное благосостояние и накопление богатства в основном есть благо и является частью нашего плана творения и культурного предписания. Если углубляться слишком далеко, это может привести к вере в то, что Бог благословляет своих истинных последователей здоровьем и богатством.

Мы можем выучить определенные уроки из обоих описанных выше подходов.

Евангелие бедности

В основе многих проявлений евангелия бедности лежит современная форма гностицизма, которая обесценивает истинную благость материального мира. Евангелие нищеты часто питает ослепляющую, пиетистскую духовную гордость, которая утверждает, что чем человек беднее в материальном плане, тем более он духовный. В этом искаженном библейском учении говорится, что материальная бедность приносит духовное богатство, а материальное изобилие неизбежно приносит духовную бедность.

Сторонники евангелия нищеты правы в том, что напоминают нам о многих библейских текстах, говорящих о серьезных опасностях, которые сопровождают увеличение материальных благ. Они также справедливо призывают все более богатеющую западную церковь к большей материальной щедрости и более глубокой жертвенной жизни (см. Матфея 6:24, 19:16-30; 1 Тим. 6:7-8; Евр.13:5).

wealth2

Тем не менее, принимающие евангелие нищеты в его многочисленных явных и скрытых формах, совершают богословскую ошибку, слишком тесно связывая зло с материальным процветанием. По словам Далласа Уилларда, «идеализация нищеты — одна из самых опасных иллюзий христиан в современном мире. Разумное управление, которое требует наличия имущества и включает в себя даяние, является истинной духовной дисциплиной в вопросе богатства и благосостояния».

По сути, материальное обнищание не более духовно, нежели материальное изобилие. В любых экономических условиях, мрачных или благоприятных, от человека требуется верное и плодотворное распоряжение всем, что Бог ему доверяет.

Евангелие преуспевания

Второе опасное искажение в вопросе материального богатства – это евангелие преуспевания. Его сторонники считают, что накопление богатства является подтверждающим знаком или прямым следствием Божьего благословения. Сторонники евангелия преуспевания утверждают, что Бог желает материального процветания для каждого человека. В евангелие процветания вложено хорошее и правильное внимание к тому, что часто является забытым здравым богословием о благости человеческого процветания.

К сожалению, как и в большинстве других богословских искажений, здесь игнорируется важная истина, она сводится к минимуму или прямо отрицается. Во многих случаях сторонники евангелия процветания совершенно не понимают вопроса человеческих страданий, они склонны игнорировать призыв Писания к жертвенному образу жизни, питаемому любовью к ближнему, и совершенно пренебрегать суверенной волей Бога, предусматривающего материальную нищету для некоторых последователей Иисуса.

Подтверждая некоторые из хороших аспектов учения евангелия преуспевания, Джон Шнайдер решительно бросает вызов ошибочному убеждению, утверждающему, что Бог желает материального процветания для всех и каждого: «Утверждают, что в этом мире нет таких времен или обстоятельств, в которых Бог бы предпочел, чтобы кто-то был бедным. А Писание очень ясно дает понять, что такие времена и обстоятельства часто существуют».

Евангелие процветания не только несовместимо с Писанием, оно также бросает вызов многим преданным последователям Иисуса, в наши дни и на протяжении всей истории церкви, которые сталкиваются с огромными материальными лишениями, будучи учениками Иисуса.

wealth3

Фиксированный пирог

Видя, что богатства не следует ни избегать, ни превозносить, а нужно разумно и щедро им распоряжаться, как же мы все-таки должны рассматривать создание материального благосостояния?

Иногда мы предполагаем, что существует такой себе «фиксированный пирог» (ограниченное количество) богатства или плодотворности в мире. Распространенная ошибка в подходе «фиксированного пирога» заключается в следующем предположении: успех одного человека в умножении богатства приводит к уменьшению богатства у другого. Мы видим последствия этой ошибки в проповедях, которые звучат с современных кафедр. Как прямо, так и неявно многие пасторы объявляют, что существует определенная причинно-следственная связь — богатство создает бедность.

Тем не менее, здравое богословие творения помогает нам увидеть ошибку такого подхода «фиксированного пирога». Бог создал естественный порядок, чтобы этот пирог благосостояния, благодаря работе людей, мог увеличиваться.

Это означает, что работа по культивированию Эдемского сада была призывом управлять ресурсами Божьего творения и создавать то, чего раньше не было, умножая его многократно для всеобщего процветания (Быт. 2:15).

Поэтому мы и рассматриваем создание благосостояния как благо, потому что благодаря ему мы отражаем нашу сотворенную природу и возрастаем в способности проявлять любовь к ближним. Мы были созданы, чтобы процветать, быть плодотворными, повышать ценность других людей в мире. Павел пишет: «Если мне предстоит еще жить в теле, то для меня это означает плодотворную работу» (Фил.1:22, НРП).

К какой бы работе ни призвал нас Бог, мы должны задавать себе вопрос: становимся ли мы более плодотворными работниками? Делаем ли мы работу лучше и получаем ли больше навыков? Если мы получаем фиксированную оплату за наш труд, как о нас отзываются? Если мы стремимся получить образование, относимся ли мы серьезно к обучению? Если мы не будем получать регулярную зарплату, как мы продолжим свой вклад в других? Если кто-то является родителем, ведущим домашнее хозяйство, как ему/ей стать более плодотворным родителем?

Наша целостная евангельская вера говорит нам, что все до самых мелочей в нашей жизни имеет значение. Плодотворная жизнь, к которой мы призваны, приводит к значительным экономическим последствиям в окружающем мире. Будучи учениками Иисуса, наказ приносить много плода во всех сферах нашей жизни лежит в основе верного христианского ученичества.

Автор — Том Нельсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!