Важно с самого начала уяснить: для того, кто заранее уже решил для себя, что Иисус – не Мессия, никакие доказательства не будут убедительны. Но для тех, кто действительно ищет ответ, доказательства говорят сами за себя.
Это хороший вопрос, если его задают искренне. Ведь в еврейской истории было немало лжемессий. Среди наиболее знаменитых – Бар Кохба и Шабатай Цви. Бар Кохба возглавил восстание против Рима в 123-135 гг. н.э. Во время этого восстания рабби Акива, один из знаменитейших героев еврейской истории, провозгласил его “Царем-Мессией”. К сожалению, Бар Кохба, Акива и тысячи других евреев были убиты в 135 г., когда римляне взяли штурмом крепость Бейтар. В отличие от Бар Кохбы, Шабатай Цви сам объявил себя Мессией. Движение Шабатая, охватившее Европу в XVII веке, распространялось и среди простых людей, и среди раввинов. Но когда в 1666 г. Шабатай Цви был схвачен турецким султаном, он перешел в мусульманство чтобы избежать гибели. Итак, мы совершали трагические ошибки, и поэтому неудивительно, что для веры в Иисуса нам необходимы весомые доказательства.
Понятие Мессии красной нитью проходит через всю еврейскую Библию (Ветхий Завет). Она сообщает нам “опознавательные знаки” Мессии. Представьте, что вы хотите разыскать своего друга, зная лишь страну, где он находится. Конечно, этой информации будет недостаточно, и вам придется выяснить город, улицу и номер дома.
Точно так же и Библия сообщает нам “опознавательные знаки” Мессии. Его происхождение, место рождения, время его появления и другие характеристики даны на ее страницах. По наличию этих признаков мы можем узнать Мессию и распознать самозванцев.
Конечно, вы можете возразить: “Но если эти признаки настолько очевидны, то почему евреи не поверили в Иисуса, а дали обмануть себя лжемессиям вроде Бар Кохбы и Шабатая Цви?”
Чтобы понять это, следует принять во внимание, что ко времени появления Иисуса мессианские упования в сердцах людей сильно политизировались. Народ ждал избавления от тирании Рима. И хотя в Писаниях говорилось и о страданиях, и о победе Мессии, в душе простых людей под влиянием римского владычества мотив победы стал преобладающим. Это “однобокое” представление о Мессии надолго сохранилось у евреев, и политические страсти продолжали примешиваться к мессианским упованиям. Таким образом, надежда скорее на политического, чем на духовного Избавителя во многом объясняет и принятие таких людей, как Бар Кохба, и отвержение Иисуса как Мессии.
Впрочем, нельзя сказать, что никто из евреев не поверил утверждениям Иисуса. Напротив, первые последователи Иисуса, как мы уже говорили, были евреями. Более того, и в то время, и позднее были раввины, хорошо понимавшие, что многие мессианские пророчества, на которые ссылаются христиане, исполнились в Иисусе. Например, хотя талмудические раввины признавали, что 53 глава Исаии является предсказанием прихода Мессии, в средние века давление со стороны тех, кто относил это пророчество к Иисусу, стало настолько сильным, что великий средневековый толкователь Библии Раши дал новую интерпретацию этой главы, заявив, что в ней говорится о народе Израиля. Эта интерпретация и сегодня поддерживается многими еврейскими учеными, хотя и относится к средним векам.
Каковы же опознавательные признаки Мессии?
Ниже мы приведем часть из них – отрывки из Писаний, которые признавались древними раввинами как относящиеся к Мессии:
- Мессия должен родиться в Вифлееме (Мх. 5:2);
- Мессия должен происходить из колена Иудина (Быт. 49:10);
- Мессия появится верхом на осле (Зах. 9:9);
- Мессия будет замучен до смерти (Пс. 21);
- Мессия явится перед разрушением Второго Храма (Дан. 9:24-27);
- Жизнь Мессии должна соответствовать определенному описанию, включая страдания, молчание во время ареста и суда, смерть, захоронение в гробнице богача и воскресение (Ис. 52:13-53:12).
Во всех деталях, касающихся происхождения, места и времени рождения и образа жизни Иисус соответствовал мессианским ожиданиям еврейских Писаний. Повествование о том, как он исполнил пророчества, содержится на страницах Нового Завета. Но дополнительное подтверждение того, что Иисус есть Мессия, дает сочетание еще нескольких факторов.
Во-первых, Он утверждал, что Он Мессия! Когда женщина сказала ему: “Знаю, что придет Мессия!”, он ответил: “Это Я, Который говорит с тобою” 1. Разумеется, само по себе это ничего не доказывает. Но если бы Иисус никогда не провозглашал Себя Мессией, то зачем нам было бы стараться доказывать, что Он им был? Его же собственное утверждение лежит в основе всех остальных доказательств.
Далее, жизнь Иисуса являет собой резкий контраст жизни лжемессий; в ней мы видим демонстрацию того, каким должен быть и что должен делать Мессия. Так, Иисус совершал много чудес: Он исцелял, открывал людям смысл жизни, прощал им грехи и восстанавливал распавшиеся связи. В отличие от Шабатая Цви, Он после смерти воскрес!
Воскресение – это третий пункт в перечне дополнительных свидетельств, и, возможно, это самое убедительное доказательство справедливости утверждений Иисуса. Израильский ученый Пинхас Лапид написал книгу, вызвавшую немалый резонанс в еврейской среде. Лапид заявил, что воскресение Иисуса вполне укладывается в рамки допустимого. Ведь в еврейских Писаниях – рассуждал он – содержится немало рассказов о возвращении людей к жизни. Почему же это не могло случиться и с Иисусом? К сожалению, Лапид не замечает того, что воскресение Иисуса описано в выражениях, далеко превосходящих все другие рассказы о воскрешениях, и не учитывает тот факт, что Иисус Сам предсказал Свое воскресение, таким образом утверждая Свое мессианство.
На протяжении истории было предложено немало объяснений воскресения, которые отрицали либо его историчность (“Этого вообще не было”), либо его сверхъествественность (“Вот как это было на самом деле”). Но эти объяснения не возымели успеха. Попробуйте сами проиграть для себя различные варианты толкований воскресения Христова и посмотрите, какой из них больше отвечает здравому смыслу.
Предположим, римские власти выкрали тело Иисуса из гробницы. Тогда почему они не предъявили его, когда начали распространяться слухи о том, что Иисус воскрес?
Предположим, что тело похитили ученики. Но могла ли такая инсценировка с их стороны объяснить резкое изменение в их поведении? Всего лишь три дня назад это были разочарованные, потерпевшие поражение идеалисты, надеявшиеся прежде, что Иисус принесет с Собой новый мировой порядок. Могла ли ложь, в которую они сами не верили, стать причиной их упований, их мужества перед лицом гонений и тех высоких нравственных ценностей, которые они утверждали?
А может быть, Иисус вообще не умер; Он лишь потерял сознание на кресте, а в гробнице пришел в себя. Эту идею выдвинул Хью Шонфилд в книге “Пасхальный заговор”. К сожалению, автор не учел того, что римляне пронзили Иисусу бок, а это почти несомненно должно было убить Его. Кроме того, гробницу сторожил отряд римских солдат, а вход в нее был завален огромным камнем. Поэтому у ожившего Христа не было никакой возможности покинуть гробницу, а потом убеждать сотни скептически настроенных свидетелей в том, что Он победил смерть навеки! А может быть, это была массовая галлюцинация? Тогда это должен быть неимоверный случай, поскольку галлюцинировали совершенно различные по своему психическому складу люди в разное время дня в множестве различных мест. Можно одурачить одного человека, но как обмануть пятьсот человек, которые видели Его одновременно? И в отличие от того, как это обычно имеет место с галлюцинацими, эти явления воскресшего Иисуса прекратились столь же неожиданно, как начались, через сорок дней после воскресения.
Единственное удовлетворительное объяснение – это то, что воскресение действительно произошло, как об этом говорится в Писаниях. А если это так, то что может быть серьезней для признания Иисуса Мессией? И, наконец, Иисус преображает жизнь людей. Благодаря тому, что Он является умилостивлением за грех и примиряет нас с Богом, Иисус приносит в нашу жизнь мир и радость и наделяет эту жизнь смыслом. Без веры в Него нет основы ни для истинного мира, ни для выбора верного направления, ибо как говорит Исайя, “от самого чрева материнского ты (человек) прозван отступником” 2. То, как это отступничество исцеляется примирительной жертвой Иисуса, испытывают в своей жизни верующие в Него люди.
Итак, от объективных свидетельств, содержащихся в Ветхом и Новом Завете, до субъективных проявлений в нашей собственной жизни – мы имеем множество доказательств того, что Иисус был тем, кем Он Себя называл!
- Ин. 4:25-26
- Ис. 48:8
источник — Евреи за Иисуса / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Только один вопрос: Почему не Евреи за ЙЕШУА?