Почему многие думают, что церковь будет негативно реагировать на любые новшества? Вероятно, церковь, сама того не зная, посылает миру скрытые сигналы о том, что новые люди, новые идеи или новые переживания неприемлемы для нее. Некоторые церкви не только говорят «нет» новым идеям, но и новым людям, новым переживаниям и даже не отдают себе в этом отчет. Многие конгрегации думают от себе как о дружелюбных и гостеприимных, открытых для новых идей и членов, общинах. Но на самом деле довольно часто новички и те, кто не является активными прихожанами, чувствуют себя исключенными и отвергнутыми. Церковь думает, что говорит «да», а на самом деле люди слышат «нет». Ниже мы расскажем о некоторых способах говорить «нет» и не догадываться об этом.
Внутренние двери.
В одной небольшой церкви заметили, что даже если приходит много новых людей, которые впоследствии становятся членами церкви, количество постоянных прихожан не меняется месяцами. В чем причина того, что число людей на служениях не растет? Гости и новые прихожане радостно приветствуются на служениях, им уделяют много внимания. Но через несколько месяцев, они появляются все реже и реже, а потом и совсем перестают приходить. Чтобы понять, в чем причина, пастор посетил некоторых прихожан, которые недавно стали членами его церкви.
Пастор узнал, что новые люди чувствовали гостеприимство и поддержку с самого первого дня в новой церкви. Они чувствовали свою сопричастность церкви во время служения. Но когда они пытались участвовать в уроках Воскресной школы, хора, группы изучения Библии или мужской группы, они увидели, что эти группы не хотят принимать новых людей. После нескольких месяцев попыток, они чувствовали себя отвергнутыми этими малыми группами. Одна женщина рассказала: «До переезда сюда я была лидером группы приветствия (ашеров) в своей прежней церкви. Я не рассчитывала снова занять эту позицию здесь, но мне хотелось каким-то образом включиться в это служение. Когда я попыталась помочь, меня как будто не замечали, все говорили только со своими знакомыми. Я стояла одна. Я не понимала их шутки и чувствовала себя очень неуютно. Казалось, я им не нужна или они хотят, чтобы я ушла».
«Группа приветствия» работала хорошо. Поэтому люди чувствовали себя желанными гостями. Но вскоре новички тихо ускользали через заднюю дверь, потому что чувствовали, что слишком многие из «внутренних дверей» церкви оставались для них крепко закрытыми. Церковь говорила «Да» гостям во время служения, но говорила «Нет» в малых группах.
Лидеры начали серию обучающих семинаров на встречах для взрослых, миссионерских группах, группах служения, в хоре и на группах изучения Библии. Целью стало углубление культуры гостеприимства внутри церкви. Как только численность малых групп начала расти, увеличилось и число людей, посещавших служение. Новые прихожане редко чувствуют свою причастность к церкви, пока они не найдут свое место в малых группах, где они могут участвовать помимо общего служения. Церквям просто необходимо открыть свои внутренние двери для новых людей.
Таланты не востребованы в полном объеме.
Сара сменила место жительства и присоединилась к новой церкви после того, как вышла на пенсию с позиции вице-президента небольшой корпорации. Много лет она с удовольствием служила общине, была одним из лидеров в своей бывшей церкви и в течение 10 лет была членом совета школы. Ей уже исполнилось 50, и она хотела полностью посвятить себя служению. Итак, она предложила свою помощь в новой церкви и была готова выполнять любую работу.
Ее пригласили помочь с подготовкой торжественного ужина для всего прихода. Сара пришла пораньше. Ее попросили разложить по столам салфетки. Закончив и вернувшись на кухню, она обнаружила, что большая часть работы уже делается. Оказалось, что она не входит в тесную группу добрых друзей. Ей было одиноко, но никто даже не сделал попытки привлечь ее к общему делу.
Через некоторое время Сара снова предложила свою помощь. Ее пригласили прийти в субботу и помочь разобрать вещи в шкафу у группы детского служения. Еще через неделю секретарь позвонила ей и попросила помочь сложить новостные бюллетени.
Сара была не против выполнять эти простые задания. В любом случае ей хотелось помогать. Но ее желанием было, оказавшись на пенсии, сделать что-то серьезное. К сожалению, церковь не смогла найти применение ее талантам. Ее опыт руководства коллективом, служения общине, знания об организации и способность мобилизовать людей, — все эти дары церковь оказалась не готова или неспособна использовать. Сара продолжала посещать общее служение, но больше не пыталась принимать активное участие в жизни прихода. Она обратилась в общественные организации своего города, где ей удалось использовать свои таланты на благо людей.
Когда церкви не используют человеческий потенциал в полной мере, они угашают призвания и духовное вдохновение добровольцев. Многие члены прихода очень хотят служить с полной отдачей и выразить свою веру через разные служения, которые влияют на жизни людей. Но церковь часто не знает, как использовать их таланты.
Если в церкви нет возможности найти служение, которое стимулирует интеллект, духовно обновляет, меняет жизнь, ее члены консервируются на начальном уровне веры. У них очень мало шансов укрепить и развить свою веру. Служение, которое ограничивается выполнением простых рутинных задач, не поддерживает развития отваги, духа служения, любви и жертвенности. В таких условиях люди никогда не почувствуют себя компетентным и не смогут в полную силу проживать свою веру.
Многие христиане помогают в церкви, выполняя маленькие поручения от случая к случаю, потому что это единственная возможность, которую предоставляет им церковь. Они расставляют столы, дежурят на парковке, раскладывают консервы по коробкам или красят стены в молодежной комнате. В течение нескольких недель они учат детей, а потом их просят приносить ланч группе, которая строит пандус для инвалидных колясок. Каждый из этих проектов хорош сам по себе и достоин. Но возможности послужить своей церкви часто очень непоследовательны, случайны и непостоянны. Добровольцы чаще всего стараются просто хорошо выполнить свою работу, а не реализовать свое призвание, которое использует лучшие из их талантов. Без цели и постоянства добровольцы чувствуют сильное разочарование. Они видят, что их служение неэффективно и странно. Точно также ученики, которые приходят всего на один урок тенниса, один урок игры на фортепиано, один урок танцев и один урок плавания. А потом они удивляются, почему им не удалось ничему по-настоящему научиться. Дело в том, что они так и не смогли научиться, усовершенствоваться и повзрослеть в искусстве служения.
Добровольцы с удовольствием выполняют простые задания и легкую работу. Да и церковь не могла бы существовать, если бы достаточно много людей не выполняли эти несложные задачи. Но другие стремятся к более серьезному служению. Они чувствуют призвание к более глубокому служению, где будут востребовано больше их времени и талантов. Они способны служить серьезно, брать на себя значительные и сложные задачи. Но церковь оказывается неспособной привлечь, направить и использовать их дары.
Вы нам не нужны.
Одна церковь приглашала своих членов и гостей каждую неделю в течение ноября приносить консервированные продукты для благотворительных корзин на День Благодарения. Их собирались передать нуждающимся семьям. В итоге собрали несколько дюжин больших коробок и большую партию мяса индейки. Была собрана большая сумма денег, на которую собирались купить фрукты и овощи в дополнение к консервированным продуктам. Церковь пригласила добровольцев для сортировки, распределения и доставки праздничных корзин.
Алан, Аманда и их двое детей-школьников младших классов тоже захотели помочь. Они приехали вовремя и увидели, что уже собралось несколько десятков людей. Продукты уже разбирали, раскладывали по корзинам и развозили по адресам. Ответственная группа начала работать уже накануне, а потом решила, что надо поработать подольше, чтобы все успеть. Таким образом они выполнили всю работу еще до того, как появились добровольные помощники. Всех тех, кто приехал помочь, угостили пончиками и отправили домой.
Бывает, что лидеры приглашают людей помочь, а потом делают всю работу самостоятельно, не дожидаясь помощи. Получается, что те, кто вызвался помочь зря потратили свое время. Такое происходит на строительстве, во время уборки, украшения церкви цветами, приготовлении еды, покраске, распределении одежды и организации распродаж. Люди выражают готовность помочь, но два или три ответственных делают работу сами, не давая другим даже шанса поучаствовать. Не давая людям возможности проявить себя, лидеры говорят «нет» тем, кто действительно хотел помочь.
Неясные послания.
Неделя за неделей пастор с энтузиазмом проповедовал о том, что надо заботиться о бедных, защищать угнетенных, бороться за справедливость, стремиться к созданию крепкой общины и о любви ко всем людям. Его проповеди включали призывы начать служение, излечить больных и послужить миру. Эти высокопарные и благородные утверждения были щедро пересыпаны фразами типа «вы должны…», «вам следует…», «вам просто необходимо…». В то же время в проповедях не хватало конкретики, ясности и оригинальности, а также не было ответов на практические вопросы. Его проповеди были эмоциональны, но состояли сплошь из банальностей, пусть даже и сопровождаемых ссылками на Писание. Они не могли научить слушателей, как совместить духовные истины и обычную жизнь.
Никто не возражал против таких общих и неконкретных тем, которые не имели ничего общего с действительностью. Оторванные от жизни или конкретных действий призывы воспринимаются как обвинительный акт, оставляя слушателей в безнадежном и угнетенном состоянии. Вместо того, чтобы воодушевить, ободрить и пригласить людей принять участие в серьезном служении, такие проповеди показывали, что люди не способны ничего изменить ни в себе, ни в окружающем мире. Вместо того, чтобы мобилизовать людей на действие или вдохновить их думать по-другому, эти банальности не соединяли и не мотивировали людей. Более того, они даже лишали людей желания действовать.
Конфликт.
Ощутимый конфликт между пастором и лидерами церкви, внутри работников церкви или между прихожанами способен вытеснить новых людей и перекрыть дорогу новым идеям.
Внутренние конфликты отвлекают внимание от того, чем церковь призвана заниматься. Как магнит рядом с компасом, они сбивают церковь с курса. Споры, обвинения, обиды и жадность отталкивают от участия в служении. Там, где царят конфликты и недоверие, церковь начинает усердствовать в законничестве, вводя правила, устанавливая контроль и определяя, что можно делать, а что – нельзя. Люди, которые конфликтуют друг с другом, усложняют другим возможность служить. Некоторые церкви раскалываются из-за разницы в политических взглядах, отношения к социальным проблемам или вопросам общины. Это саботирует работу всей церкви.
В церкви сильно пораженной конфликтом, группы служения говорят: «Это не моя идея. Я ее противник». Инициативы уничтожаются конфликтом, страхом, реактивностью и контролем точно также, как семена в притче о сеятеле заглушаются сорняками или съедаются птицами.
Церкви, в которых живет конфликт, притягивают к себе людей, любящих раздоры, начиная с тех, кто любит контролировать, настаивать на правильности своего мнения и отвергающих всех несогласных.
Конгрегации, которые живут в состоянии постоянной угрозы не могут создать пространство для творческой дискуссии или молитвенного взращивания новых служений. Страх финансового краха, закрытия, обвинения в непослушании, — уже одного пункта из этого списка будет достаточно, чтобы парализовать жизнь церкви.
Многие церкви используют отношения и системы, которые уже не способствуют выполнению нашей миссии, закрывают путь новым идеям и ограничивают возможности служения. Они оперируют в рамках культуры «Нет». Целые конгрегации парализованы десятилетиями. Они живут в ожидании и надежде на изменения.
Сказать «Да» означает изменить наш взгляд на самих себя и свою работу. Создание культуры «Да» требует усилия веры и желания действовать по-другому. Это означает позволит Святому Духу изменить нас так, чтобы мы могли двигаться к новому будущему.
Автор — Robert Schnase / ministrymatters.com
Перевод — Нана Рубина для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Действительно очень интересная статья. Очень понравилась мысль о том, что для раскрытия человека в служении недостаточно всю жизнь например таскать колонки, а что нужно для развития живой веры, раскрытия призвания большая ответственность, в какой то мере вызов. И очень обидно, что женщине , которая вышла на пенсию и очень хотела служить, не дали возможности раскрыться в своих дарах для развития Церкви.
У нас в церкви постоянно говорят о служении, но без конкретики. А тут в статье вот пишут о том, что нужно конкретно говорить!