В это воскресение тысячи проповедей будут проповеданы по всему миру людьми, которые посвящают свои жизни изучению и провозглашению Божьего Слова.
Это — высокое призвание, и некоторые из этих проповедей будут превосходными, многие будут хорошими, а некоторые из них можно будет назвать проповедью с большой натяжкой. Предсказуемо, что будет какое-то число хороших и благочестивых пасторов, которые в любое отдельно взятое воскресение поднимутся за кафедру и будут проповедовать, так сказать, проповедь «пустышку».
И что теперь?
Это был вопрос, который задал Джон Ньютон (годы жизни 1725—1807), работорговец, который обратился и стал пастором, автор гимна «Чарующая благодать» (или «О, благодать!») и имеющий множество положительных отзывов как автор сотен потрясающих духовных писем.
Чарующая благодать и скучные проповеди
Ньютон также был проповедником, но вы бы об этом не узнали, так как, честно говоря, проповедям Ньютона не так сильно аплодировали, как его остальным работам, и уж точно не так, как его гимнам и письмам. Он был убеждён, что импровизированные проповеди (проповеди без конспектов) были лучше всего, но окончательное доказательство в его карьере за кафедрой показало, что это решение, вероятно, не было мудрым.
Тим Келлер называет проповеди Ньютона «довольно нудными и неинтересными» (Ньютон о Христианской жизни, 24). Даже один из его друзей, которому довелось видеть Ньютона за кафедрой, признал: «Его речь была далека от ясности, а его позиции не были изящны» (Работы Джона Ньютона, 1:cx).
То, чего Ньютону не хватало в скучных проповедях, он компенсировал своей неподдельной любовью к людям, но рискну сказать, что за кафедрой Ньютон и сам не был защищён от того, чтобы проповедовать проповедь «пустышку».
Как же должно реагировать на это собрание?
Слабости проповедников
В одном письме о том, как слушать проповеди (Работы Джона Ньютона, 1:152), Ньютон объяснял:
Когда вы слышите проповедь Евангелия, и она не во всём вас удовлетворяет, не будьте слишком скоры на то, чтобы сваливать всю вину на проповедника.
Подождите-ка, это перекладывание вины?
Ньютон продолжает:
Служители Господа не так уж много могут сказать в своё оправдание. Они чувствуют (хотелось бы на это надеяться) свои собственные слабости и недостатки, а также величие и сложность работы. Они осознают, что их самые горячие стремления провозглашать славу Спасителя слишком холодны, а их самые настоятельные обращения к совести людей слишком слабы, и иногда их отягощают такие разочарования, что даже их враги пожалели бы их, если бы знали о том, как у них идут дела.
Ньютон просит остановиться и рассмотреть мучения, жертвы и трудности, с которыми ваш пастор регулярно сталкивается. Требования к служению пастора и к проповеди очень высоки, не говоря уже о семейных требованиях. И, в дополнение ко всем этим требованиям, во многих случаях пасторы несут в себе гораздо большее желание служить, чем те дары, которые у них есть для осуществления этого желания. Они хотят пробуждать страсть в своих людях, но знают, насколько сложно достичь эту цель в реальности.
Хроническое разочарование пастора в самом себе широко распространено, и это огромная тяжесть на душе смиренного пастора. Он видит свои собственные слабости, вероятно, лучше, чем кто-либо другой.
Вина может быть на нас
Вероятно, здесь Ньютон пишет на основании собственного личного опыта, всегда преследуемый впечатлениями от наблюдения за тем, как великий Джордж Уайтфилд говорил проповеди. Как бы то ни было, в этот момент в своём письме Ньютон характерным образом переводит внимание на своего читателя.
Конечно, у них есть много такого, чего они должны стыдиться, но гораздо полезнее вам, как слушателю, будет задуматься о том, что вина может быть в вас самих.
Он объясняет:
Может быть, вы думали слишком высоко о человеке и ожидали слишком многого от него.
Может быть, вы думали слишком плохо о нём и ожидали слишком малого.
В первом случае Господь справедливо вас разочаровал, в последнем вы получили по своей вере.
Может быть, вы пренебрегли молитвой о нём, и поэтому, хотя он мог быть полезен для других, совсем не странно, что он не был полезен вам.
Или, возможно, вы предались духу легкомысленности и принесли пустоту и омертвелость в вашу собственную душу, за что вы никогда не каялись должным образом, и Господь избрал это время для того, чтобы обличить вас.
Это сильные и полезные слова от Ньютона.
Шесть напоминаний слушающим
Когда мы слышим проповедь «пустышку», мы должны помнить:
- Наш пастор — слабый и грешный человек, и, скорее всего, он осознаёт это и без нашей помощи.
- Наш пастор несёт огромное бремя за паству, и самое большое его желание — послужить душам в своей церкви (включая вас), и он знает, что он снова и снова не дотягивается до этой цели.
- Нашему пастору полезны наши реалистичные ожидания в воскресное утро. Мы не должны ни надмевать его, как знаменитость, и ожидать от него слишком многого, ни унижать его и его дары, и ожидать слишком мало.
- Проповеди нашего пастора в воскресное утро никогда не смогут соревноваться с возбуждением от непрерывных просмотров сериалов и с нашими незащищёнными и истерзанными пристрастиями.
- Нашему пастору необходимо наше искреннее внимание и полные рвения сердца в воскресенье. Как мы можем удивляться тому, что получаем так мало, если наши сердца приходят в церковь такими бесчувственными и так легко отвлекаются?
- Мы должны молиться за нашего пастора. Мы должны приходить в церковь уже помолившись Богу о том, чтобы Он благословил проповедь и затронул Евангелием сердца.
Как и во всех своих письмах, Ньютон чётко доносит свою точку зрения. В данном случае, проповеди «пустышки» неизбежны, но они полезны для того, чтобы показывать как нужды пасторов, так и нужды наших собственных сердец. Давайте никогда не перестанем молиться за наших пасторов, когда они усердно трудятся в молитве и в проповеди для нас.
Автор — Тони Рейнке / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Тони Рейнке является штатным писателем для сайта Desiring God и автором трёх книг: «12 способов, которыми ваш телефон изменяет вас» (2017), «Ньютон о Христианской жизни: Для меня жизнь — Христос» (2015), и «Освещено! Христианское руководство к чтению книг» (2011). Он является ведущим популярного подкаста «Спроси Пастора Джона» и живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол) со своей женой и тремя детьми. Он также ведёт блог на сайте tonyreinke.com.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Не знаю как-кто, но я верю пророчеству Исаии, которое отражает состояние пастырей в наши дни:
— Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа» .......
Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду ещё собирать других.
Все звери полевые (иноплеменники присоединившиеся к Господу) все звери лесные! идите есть.
Стражи их (призванных из язычников) слепы ВСЕ и невежды: ВСЕ они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.
И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: ВСЕ смотрят на свою дорогу, КАЖДЫЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО, на свою корысть; (Ис.56:3-11)
Вот состояние пастырей нашего времени. В двух стихах три раза сказано — «ВСЕ», и в подтверждение этому четвёртый раз сказано — «каждый до последнего».
Как у Исаии ещё сказано, что в последние дни, когда будет массовый исход из всех стран, на землю обетованную, во первых — народа Израиля, во вторых — иноплеменников присоединившихся к Господу, т.е. призванных из язычников, указана одна из проблем, которую не удалось решить за последние 2000 лет: — Пойдёмте взойдём на гору Господню ... и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его. (Ис.2,1-3)
Ни лидеры Израиля за последние 3.500 лет; Ни лидеры иноплеменников, присоединившихся к Господу за последние 2.000 лет, так и не смогли научить народ Божий ходить путями Господа. Не смогли привести народ в единство веры и познания Сына Божьего, в Мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Но все эти «упущения и недоработки» будут исправлены на земле обетованной, когда все будут собраны там: — И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Иер.3:15).