Кризис – само понимание или осознание этого слова заставляет человека переживать и бояться. Для многих людей он означает конец чего-то доброго, а за ним — начало неизвестного и, часто, страшного. Обычные ассоциации: потеря работы, безденежье, болезни, неспособность прокормить семью, духовная пустота и т.д. Но, мы не будем уделять много времени самому кризису и тому, что он несёт, а посмотрим на то, как преодолеть его или находиться вообще вне всякого кризиса, на основании Божьего слова.
(Иова 2:1-4) 1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. 2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
Однажды сатана пришёл к Богу и указал на раба Божьего Иова. Не на кого-нибудь, а на того, кто являлся непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла. После того, как Иов остался без детей, скота и имущества, сатана говорит Богу, что это — кожа за кожу — ещё ерунда, с этим человек способен справляться, но за жизнь человек отдаст всё что есть у него. Сатана понимал, что когда речь заходит о самой жизни, тогда возникает панический страх, при котором человек готов отдать даже душу. Страх — это главное оружие дьявола. Поэтому, если говорить о жизни Иова, то он, по всей видимости, попал в самый настоящий кризис, причём, со всех возможных сторон: внезапная нищета, потеря друзей, болезнь и сама атмосфера, которая возникла вокруг его жизни. Оставим на некоторое время Иова и посмотрим на Давида.
(Псалом 22:4) Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
Давид — это тот человек, которому по-настоящему есть что сказать. В его жизни были настоящие взлёты и падения, он был простым пастухом и гуслистом, царём и бесстрашным полководцем. И вот он, воспевая песнь Господу, говорит, «если я окажусь в эпицентре кризиса — не убоюсь зла.» Странно, но кризис, который пугает всех, заставляет бояться, совершать разные неординарные поступки и даже отдавать всё (душу), абсолютно не пугает Давида. И это не от того, что он — царь, что он — сильный, ловкий и умелый, а от того, что Бог с ним. Давид не обещает, что долины смертной тени (кризиса) не будет, но если Бог будет с тобой, то страха не увидишь.
Давайте посмотрим на пример еврейского народа. Время, когда Иаков, со всей семьёй, переселился в Египет, конечно, не назовёшь трудными временами: в достатке еды, зелёные пастбища, сын — можно сказать, «депутат Верховной Рады Египта». Но по прошествии этих благополучных лет наступили другие времена, и эти времена можно назвать настоящим кризисом. Восстал в Египте новый фараон, который не знал Иосифа. И всё более изнуряли работами народ. За 430 лет из свободного народа евреи по-настоящему превратились в рабов, у которых нет своей воли, у которых нет своего имущества, у которых нет права выбора. Раба не благодарят за его труд, его только могут наказать за плохо сделанную работу. Евреи знали и помнили об обетовании Божьем.
(Деяния 7:17) А по мере, как приближалось время [исполниться] обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте,
Рабы: гнёт, унижения, побои, инвалидности. Может, у многих появляется совершено законный вопрос - зачем? Зачем рожать рабов, зачем умножать рабов, зачем увеличивать армию инвалидов? Но народ продолжал верить, пускай и по-своему, Божьему обетованию и в это кризисное время он продолжал возрастать и умножаться.
(Исход 1:7-12) 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. 8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
Глядя на пример евреев, мы можем для себя однозначно уяснить, что в каких бы ситуациях мы не оказались, нам нужно взирать на слово Божье, руководствоваться им и проповедовать Евангелие, чтобы община Божья возрастала и умножалась. Кризисное время — самое лучшее время для благовестия.
Другой аспект сегодняшнего «кризиса». Когда у Йешуа спросили о признаке последнего времени:
(Луки 21:7-17) 7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? 8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. 9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. 10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. 12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13 будет же это вам для свидетельства. 14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. 16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
Он говорит о настоящем, глубочайшем кризисе. И когда мы видим экономическое бедствие в Европе, Америке, у нас на постсоветском пространстве; катастрофы, войны, бедствия, наводнения и т.д., необходимо разуметь, что это не просто «кризис» — временное явление — это предзнаменования последнего времени.
И это время бедственное и устрашающее, но оно, как никакое другое, будет раскрывать Божью славу в сынах и дочерях Божьих. Пример Давида: он состоялся как царь Израиля, как сильный полководец и приобрёл множество верных соратников и друзей именно во время очень тяжёлое для него, время «кризисное». Именно в это время он научился, доверяя Богу, снова и снова прибегать к Его помощи.
(Аггея 2:21-23) 21 скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; 22 и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. 23 В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф.
В последние времена Бог будет трясти небо и землю. И этой тряске Он показывает весь «кризис», который будет происходить в этом мире. Когда будут лететь престолы и царства, когда человеческая слава на этой земле ничего не будет стоить, и именно в это время Бог обещает спасти своих детей. Царь Зоровавель, пра-пра-прадедушка Йешуа, и те кто в Нём, имеют право на обетования Божьи. И как Бог обещает спасти? Во всей этой буре, когда всё будет рушиться и цари земные будут падать, Бог будет держать своих детей как печать, а печать в древности, на востоке, хранилась не в сейфах, а на пальце, как перстень.
(Малахии 3:13-18) 13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» 14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? 15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». 16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». 17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. 18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
Люди начнут спорить в «кризисное» время о том, к кому обращаться, в чём сила. И многие, к сожалению, будут искать решение в связях, деньгах, власти. Но будут те, которые оказались готовы к этому времени. И они будут назидать друг друга, наставлять, увещевать, чтить и бояться Бога Израилева. Их могут не знать в этом мире, и о них никто не будет говорить, но они станут собственностью Бога Израиля. И именно в это время Господь будет показывать разницу между служащим и не служащим, между праведником и нечестивым. Это потрясающее время явления Божьей любви и милости к своим детям. Посмотрите вновь на этот стих:
(Луки 21:18) но и волос с головы вашей не пропадет
После всех вышеперечисленных бедствий — чудесное обещание для верных о том, что ни один волос не упадёт с их головы. Не чудо ли это?..
И снова Иов. После всего того, что он пережил — все трудности, болезни, непонимания, нам даже до конца и не осознать того, что пережил Иов... и мы видим, как о времени, так называемом «благополучном», он говорит так: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя». Время страшного «кризиса» он называет временем, когда своими глазами увидел Бога.
Кризисное время — это не время опускать руки, не время сдаваться врагу. Используйте это время для утверждения в Боге Израиля, для роста, для близких отношений с Ним. Другого такого чудесного времени вы можете не увидеть.
Алексей Бомко, раввин общины «Скиния Славы», Черновцы
Последнее: 26.07. Спасибо!