Готовя Своих учеников к грядущему, Иисус сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40).
Неудивительно, что у учеников было много вопросов, как и у многих из нас, читателей. Что всё это значит? Кто эти «братья меньшие»?
Один из «сих братьев меньших»
Тони Камполо часто рассказывал историю об одном еврейском мальчике, который пострадал от нацистов во время Второй мировой войны. Он жил в маленькой польской деревне, когда местное еврейское население (включая этого мальчика) было схвачено нацистскими войсками СС и приговорено к смерти.
Еврейского мальчика заставили присоединиться к его соседям, копавшим неглубокий ров для их могил, а затем его вместе с родителями расстреляли. Под пулемётным огнём тела упали в кювет, и нацисты засыпали смятые тела землёй.
Но в мальчика не попала ни одна пуля. Когда его родители падали в ров, он притворился мёртвым и упал на них.
Несколько часов спустя, когда наступила темнота, он выбрался из рва. Весь в крови и грязи, налипшей на его маленьком теле, он добрался до ближайшего дома и попросил о помощи. Узнавая в нём еврейского мальчика, его не пускали ни в один дом. Местные жители были скованы страхом из-за солдат СС.
Тогда что-то внутри этого еврейского паренька заставило его произнести очень странные слова. Постучав в ночной тишине в следующую дверь, он закричал: «Разве вы не узнаёте меня? Я Иисус, которого вы, по вашим словам, любите».
После мучительной паузы женщина, стоявшая в дверном проёме, обняла его и поцеловала. С того дня члены этой семьи полюбили мальчика и заботились о нём, как о своём родном сыне.
«Наследуйте Царство, уготованное вам»
«Я Иисус, которого вы, по вашим словам, любите». Эти слова верны в большей степени, чем вы можете себе представить.
Давайте обратимся к Матфея 25:31-45, чтобы понять контекст предыдущего стиха. Это ответ Иисуса на вопрос учеников: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матфея 24:3).
«Когда же приидёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матфея 25:31-36).
Стих «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших»
«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Матфея 25:37-39)
«И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40).
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:41-46).
Кто такие наименьшие из сих?
Читатели часто вырывают этот ключевой стих из Матфея 25 из контекста. «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40) — что мы сделали и кому?
Из наилучших побуждений люди используют этот стих для любого акта милосердия по отношению к нуждающимся.
Одна группа вегетарианцев нашла странное применение этого стиха, используя его, чтобы оправдывать своё отвращение к мясу. Они утверждают, что «сии меньшие» — это животные, которые являются наименьшими из Божьих творений.
Библейские комментаторы предлагают различные толкования этих «братьев и сестёр», как говорится в некоторых переводах. Один учёный провёл обширное исследование различных библейских комментариев и нашёл следующие толкования:
- всё человечество, особенно нуждающиеся,
- все христиане,
- миссионеры и евангелисты,
- мессианские евреи.
Очень редко можно найти толкование, что под братьями и сёстрами Иисуса в этом стихе на самом деле подразумеваются все евреи в целом — кровные родственники Иисуса.
Братья и сёстры Иисуса
Интересно отметить, что даже спустя годы после того, как Иисус был предан, Его ученики всё ещё называют неверующих евреев своими братьями. В своей проповеди в день Пятидесятницы Пётр называет так свою аудиторию в Иерусалиме (Деяния 2:29).
Позже и Стефан, которого евреи собираются побить камнями, всё ещё считает своих неверующих еврейских соотечественников своими братьями. Мы читаем об этом в Деяниях 6:15-7:2:
«И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. Тогда сказал первосвященник: так ли это? Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте...»
Даже спустя годы сам Павел обращался к неверующим евреям: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов» (Деяния 13:38).
Как мы видим, верующие в Иисуса всё ещё считали неверующих евреев, даже враждебно настроенных, «братьями».
И ещё есть интересное пророчество, данное Моисею о Мессии. Пётр цитирует его в Деяниях 3:22:
«Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам».
Мессия из «сих меньших»
Я считаю, что стих о «сих братьях меньших» конкретно касается отношения к еврейскому народу, которое напрямую связано с судьбой человека в вечности. Мы не должны упускать из виду этот вопрос из-за небрежной герменевтики.
Теперь давайте глубже рассмотрим этот вопрос. В свете этих слов Иисуса я считаю, что пришло время для нас, христиан, достигать еврейский народ с состраданием.
Мы должны любить еврейских братьев и сестёр Иисуса, потому что Он неразрывно связан со Своим избранным народом.
Бог заключил вечный завет с евреями. Он настолько неразрывно связан с ними, что то, как мы относимся к ним, является прямым отражением того, как мы относимся к Нему. Это ясно из самого конца этого стиха:
«...Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40).
Кровь гуще воды
Вот что Бог сказал в Захарии 2:8: «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его». Толкни еврея, и ты ткнёшь Господа в глаз.
Говорят, что «кровь гуще воды». В детстве мы с моим родным братом не очень ладили. Но я помню, когда один хулиган на площадке попытался подраться с Риком, я сказал ему, что ему сначала придётся иметь дело со мной.
В приведенном выше стихе Иешуа по сути говорил: «Я принимаю на Свой счёт то, как вы относитесь к Моим родственникам. Обращайтесь с ними хорошо, или вам придётся иметь дело со Мной».
Наша преданность Божьему народу подвергнется суровому испытанию в последние дни. По мере приближения возвращения Иисуса мы станем свидетелями растущего натиска антисемитизма. Следовательно, искренность нашей преданности Божему народу, зенице Его ока, будет подвергнута серьёзным испытаниям.
Замещение и бездействие
К сожалению, сама Церковь позволила антисемитизму проникнуть в свои ряды. Христиане оправдывали теологию замещение неправильным толкованием Писания.
Поскольку Церковь начала считать саму себя «Новым Израилем», еврейский народ (то есть «Старый Израиль») пришлось очернить и дискредитировать. Но слова Иисуса в Матфея 25:41-45 должны служить серьёзным предостережением для тех, кто не встаёт на защиту евреев:
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня... так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Матфея 25:41-42,45).
Многие в Церкви научились относиться толерантно к евреям — так же, как они научились быть политкорректными. Однако они и пальцем не пошевелят, чтобы помочь еврейскому народу во время кризиса. Возможно, это не является грехом действия, но это точно грех бездействия.
Почему сострадание к «сим братьям меньшим» так важно?
Помимо защиты еврейского народа от антисемитизма, у нас появляется всё больше возможностей помогать нуждающимся среди братьев Иисуса. Многие люди стереотипно считают евреев богатыми. Но есть огромные очаги бедности, особенно в Иерусалиме.
Я лично благодарен сотням христианских волонтёров, которые сегодня помогают еврейскому народу в Израиле. Многие из нашего окружения занимаются обеспечением едой и питьём, одеждой, проявляют гостеприимство, ухаживают за больными и посещают заключённых.
Мы очень благодарны Израилю за то, что он уже дал нам в прошлом, и в большом долгу перед ним. И Израиль даст нам ещё больше в будущем, когда мы вместе с ним разделим благословения Царства.
Делайте это для Него и для славы Отца
Истинные дела любви являют собой сильное свидетельство. Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16).
Наши добрые дела вызовут ревность у Израиля (Римлянам 11:11).
Пускай же это возбудит в Израиле желание спасения, которое мы нашли в Мессии Иешуа. Всё, что мы делаем ради еврейского народа, Господь помнит и вознаградит. Даже чашка холодной воды не будет забыта.
Автор — Уэйн Хилсден / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!