Если вы заглянете глубоко вовнутрь себя, то, к ужасу, можете заметить присутствие удивительно непривлекательного существа. Смотреть нужно будет внимательно, поскольку он не двигается быстро (а иногда он и вовсе недвижим). Он скрывается под одеялом; ясным словам предпочитает бормотание. Его веки полуоткрыты; из полуоткрытого рта скатывается капелька слюны. Его зовут ленивец.
Мы можем предпочесть держать ленивца на расстоянии и рассматривать это ленивое существо только через бинокль или толстое зоостекло. Но он почему-то находит родную среду обитания в каждой душе, даже самой трудолюбивой. Когда звенит будильник, он нажимает кнопку “отложить”. Когда рабочий проект требует постоянной концентрации, он незаметно открывает новую вкладку браузера. Когда перед нами стоит какая-то неприятная обязанность, которую мы уже слишком долго откладывали, он, тем не менее, советует: «Завтра».
Мы можем не рассматривать ленивца, предпочитая избавить себя от такого некрасивого зрелища. Но иногда наше ленивое «я» умирает только тогда, когда мы долго и внимательно смотрим на него. «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного», – говорит нам мудрец. «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок» (Притчи 24:30,32).
Слушая бормотание ленивца и размышляя о последствиях его лени, мы, напротив, узнаем о трудовой жизни под страхом Господним. Итак, какие наставления могут получить мудрые, когда раздумывают о своем внутреннем ленивце?
1. Накопленные «немного»
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь…» (Притчи 24:33)
Фантики от конфет, разбросанные вокруг кровати ленивца, теперь высотой почти по щиколотку; у них всех есть одна общая черта: в какой-то момент их было «немного». Небольшой перекус, небольшой перерыв, небольшая награда, небольшое угощение. Примерно таким же образом ленивец растратил пособие своих родителей. Ещё одна покупка. Ещё немного еды на вынос.
Мудрые слушают и принимают наставления. «Немного» оказывается гораздо более значимым, по крайней мере, когда соединяется с тысячами других мелочей. Множество маленьких капель дождя образуют озеро. Вода камень точит. И поэтому то, как мы справляемся с малым – с небольшими искушениями, небольшими решениями, небольшими возможностями для самоотречения – имеет большое значение.
В качестве доказательства Соломон указывает нам на одно из самых маленьких Божиих творений. «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притчи 6:6). Да, муравьи маленькие, один тащит комочек земли, второй – листочек, третий – хлебную крошку. Муравей не может добиться многого быстро, но со временем, мало-помалу из грязи поднимается муравейник; формируется сеть подземных тоннелей; тёплая и сытая колония.
Зачастую я спотыкался, спасаясь от своего внутреннего ленивца и пытаясь бежать слишком быстро. Сознавая, насколько губительными могут быть эти «немного», я подумал: «Много! Я должен сделать многое!» На этой неделе я закончу десять проектов – нет, двадцать! Я буду заниматься с понедельника по пятницу без исключения! Каждый вечер я буду проводить 30-минутные семейные молитвы!
Действительно, иногда тропа от дома ленивца поднимается круто и быстро набирает ход. Но в большинстве случаев нам разумнее идти, заменяя маленькие глупости маленькими мудростями, разрабатывая скромные, “муравьиные” решения и отталкиваясь от них. Попутно мы отказываемся от маленького компромисса ради небольшого послушания; мы избегаем маленькой лени ради небольшого труда. Мы излагаем каждую маленькую трудность перед нашим Небесным Отцом. И Он даёт нам силы работать более усердно.
2. Пренебрежение приводит к росту сорняков
«Проходил я мимо поля человека ленивого… и вот, все это заросло терном…» (Притчи 24:30-31)
Когда он переворачивается на кровати или в третий раз идёт на ланч, ленивец вряд ли думает, что причиняет какой-либо вред. Какой вред может нанести ещё немного дремоты? Разве несколько лишних кусочков являются проблемой? Но пока он спит, перекусывает и напевает песенку, тернии незаметно заполняют его двор. Ленивец, конечно, не сам сажал их – но он мог бы это сделать и просто не работая. Если мы не трудимся на земле и не сеем хорошие семена, мы естественно готовим почву для других целей. Пренебрежение порождает сорняки.
Представьте себе, что наступает один из таких маленьких моментов: продолжать работать над домашним заданием или смотреть лучшие моменты вчерашнего матча? Читать Библию и молиться или наслаждаться еще девятью минутами блаженства на подушке? Сосредоточиться на следующий час и закончить проект или проверить электронную почту (снова)? Мы можем думать, что такие небольшие послабления – это просто нейтральные, безобидные паузы посреди наших трудов.
Но всякий раз, когда мы позволяем ленивцу схватить нас за руку, мы не только отказываемся от хорошей работы, но и производим сорняки. Возможно, на данный момент сорняки появляются только в нашей собственной душе, когда мы обучаемся в школе лени. Или, возможно, сорняки вырастают на всеобщее обозрение – из-за недоделанной работы, невыполненных обязательств, глупых оправданий и заброшенных обязанностей. В любом случае, как гласит другой стих: «Нерадивый в работе своей – брат расточителю» (Притчи 18:10). В итоге, дома ленивца и расточителя выглядят одинаково. Единственная разница – это скорость их разрушения.
Таким образом, ленивец часто выглядит безобидным. Конечно, мы могли бы придумать более опасных существ, чем этот улыбающийся зверёк, свисающий на своей ветке. Но мудрые видят его насквозь. «Если я не буду обучать своих детей, я просто приглашаю мир сделать это». «Если я не начну этот трудный разговор, я поставлю эти отношения под угрозу». «Если я не закончу эту работу, пока у меня есть возможность, я переложу это бремя на плечи другого».
Мы делаем что-то, даже играя роль ленивца. Мы выращиваем сорняки, разрушаем стены, подрываем фундамент и разводим тернии, пусть и очень медленно.
3. Часто наши желания обманчивы
«Алчба ленивца убьет его…» (Притчи 21:25)
Желания ленивца кажутся его ближайшими друзьями, его мудрейшими помощниками. Их советы звучат так приятно: «Нет, не коси газон сейчас. Кажется, пойдёт дождь». «Нет, не говори об Иисусе сегодня, не в этом разговоре. Время придёт (возможно)». «Пусть твоя жена поменяет ребенку подгузник. Ты восстанавливаешься». Такие удивительные предложения. Такие соблазнительные убийцы.
Мудрость говорит об этом прямо: «Алчба ленивца убьет его…» (Притчи 21:25). Возможно, «убьет» имеет в себе некую гиперболу, но только в малой части. В той культуре и в то время выживание зависело от труда, от мозолистых рук, вспаханных полей, собранного урожая и долгих дней. Когда-то мир был более жестоким местом для ленивцев.
Сегодня лень не так смертельна, по крайней мере, не повсюду. Но мудрые знают, что даже если «алчба ленивца» не отнимает у него жизни, она отнимает почти всё остальное. Отнимает радость от усталости после хорошей работы. Отнимает мир бережно хранимых отношений. Отнимает вознаграждение за мудрое распоряжение талантами. Ленивец может наслаждаться более лёгкой жизнью в течение нескольких дней или минут. Но тогда жизнь начинает понемногу разрушаться.
Итак, когда приближаются ленивые желания, во всей их кажущейся привлекательности, мудрые закрепляют свои желания на чём-то более прочном, чем кратковременные удовольствия от сна, еды или развлечений. Вместо этого они слушают Господа Иисуса; они принимают во внимание советы Его Духа и Его обещания силы. Затем сердечно произносят: «Ленивец, отойди от меня!», – встают и делают свою работу.
4. Тяжёлый труд исходит от сердца
«Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Притчи 26:16)
До сих пор наше оружие против ленивца основывалось главным образом на здравом смысле – и это понятно, учитывая, что ленивец – это «человек скудоумный» (Притчи 24:30). Но теперь мы подходим к сути дела, а именно к вопросу сердца.
Когда в Притчах говорится, что ленивец «[мудр] в глазах своих», это помещает благочестивый труд в сферу мудрости, сферу, где Бог царствует как Господь. «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (Притчи 9:10). Почему ленивец спит и опаздывает? Почему над ним преобладают рассеянность и прокрастинация? В итоге, потому что у него нет мудрости, вытекающей из страха Господня.
Бог не занимает значительного места в системе взглядов ленивца – как шкаф и диван. Мудрые, напротив, помнят, что «…пред очами Господа пути человека…» (Притчи 5:21), и им нравится, что это так. Бог наполняет их мировоззрение, как синева наполняет безоблачное небо; Он – их начало и их конец, Альфа их утра и Омега их вечеров, Тот, в Ком они живут, движутся и трудятся. Он – Бог, который во Христе освятил наши труды в человеческой плоти и теперь наполняет нас Своим трудолюбивым Духом.
Итак, когда мудрые чувствуют, что приближаются к ленивцу, они знают, что тяжёлая работа – это гораздо больше, чем вопрос здравого смысла и самоконтроля. Лень свидетельствует об отсутствии преданности; медлительность показывает не только спящее тело, но и сердце. И поэтому они берут в руки кинжал, который наносит глубокую рану в сердце ленивца: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Колоссянам 3:17).
Во Христе всё, что мы делаем, имеет духовное значение: от тайной молитвы до подъёма по тревоге, от общения до удвоения нашей работы. Мы живём и трудимся перед глазами нашего доброго Господа Иисуса. Его Царство зовёт нас. Его Дух наполняет нас. Его обетования придают нам силы. И Его сила заставляет нас ежедневно подавлять ленивца.
Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!