Треугольник Карпмана (агрессор-жертва-спасатель) весьма прижился в христианской среде. В церквях много людей привыкло выступать в роли жертвы, при этом не готовых взять на себя ответственность за собственное поведение и принятые решения. Спасатели бросаются утешать жертв, находя в этом процессе своеобразное удовлетворение (я лучше, я полезен). Каков же тогда агрессор? Исследуя эту тему, нужно быть осторожным, чтобы не посягнуть на христианские святыни. Но и четко дать разграничения между поведением любящего наставника, пастыря, мужа, родителя и греховной позицией преследователя (агрессора).
Как распознать?
Консультанты Линии доверия «Доброе слово» подготовили более подробный портрет христианина, играющего роль Агрессора.
- Одной из самых ярких характеристик агрессора является тотальное чувство собственной правоты. Он убежден, что истина на его стороне. Всегда. Если вы с этим не согласны, человек в роли агрессора поможет вам раскаяться в своем заблуждении.
- Чем дольше вы сопротивляетесь, тем с большим огнем в глазах агрессор будет доказывать свою правоту. Точнее, вашу ошибочность. Он испытывает азарт преследования.
- Чувство собственного превосходства (спасибо, Господи, что я не такой, как...).
- Агрессор осуждает других, не терпит непослушания.
- Для агрессора главное — торжество справедливости, а не люди и их чувства. При этом важно понимать, что источником истины является сам агрессор.
- В христианской среде, к сожалению, агрессор будет использовать Писание ВЫБОРОЧНО - как незыблемый аргумент, подтверждающий его позицию.
Что происходит: если «спасатель» берет на себя роль Христа (единственный источник спасения), то «агрессор» берет на себя другую роль Бога - Судьи. А если он судья, то за ним и вынесение приговора - наказание.
Почему агрессор может процветать среди христиан? Потому что Писание наделяет властью и авторитетом руководителей, наставников, мужей, родителей. Они призваны выступать лидерами в определенной среде (церковь, семья, малая группа). Но каков пример лидера оставил нам Христос? Пример лидера-слуги. Он не акцентировался на Своем превосходстве и власти. Именно перекос в сторону власти над другими превращает христианского лидера в агрессора.
Например: Цель воспитания матери — характер ребенка, цель воспитания матери-агрессора — тотальное послушание ребенка и подавление бунта. Цель мужа в отношениях с женой — единство, цель мужа-агрессора — требование послушания жены. Цель церковного лидера — созидание живой церкви, цель церковного лидера-агрессора — создание правил (закона людского), которых обязаны придерживаться другие.
Если есть закон, будут те, кто его нарушит. Если есть нарушитель, будет и наказание. Так агрессор получает чувство собственной значимости, могущества и превосходства, доказывает, что есть виновные, а он — хороший. Печальнее всего, что он искренне верит — именно так и меняется мир к лучшему.
Выход для агрессора — роль учителя.
Учителя, который понимает, что:
- он несовершенен и может ошибаться;
- другие могут ошибаться;
- благодать существует;
- Писание нельзя кроить под себя;
- роль судьи принадлежит Богу.
В свете этой информации слова Иакова «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1) становятся действительно актуальными.
А теперь задайте себе такие вопросы:
- как часто вы считаете себя правым в конфликтных ситуациях?
- подыскиваете ли вы все новые и новые аргументы, чтобы доказать свою правоту?
- как часто и в каких случаях вы используете Писание, чтобы доказать свою правоту?
- как часто и в каких случаях вы используете Писание, чтобы доказать чью-то виновность?
Это проверочные вопросы, которые помогут распознать агрессора в себе. Ведь основная черты агрессора — видеть ошибки других и сложность в осознании своих недостатков. Если при описании агрессора вам сразу на ум пришел человек, и вы с ликованием в сердце захотели ему таки доказать, что он агрессор, скорее всего, вы также являетесь преследователем, а ваш потенциальный мучитель превратится в жертву, как только вы начнете ему высказывать все, что думаете.
В этом и состоит загадка треугольника Карпмана — человек плавает от одной его вершины к другой, исполняя то роль жертвы, то спасителя, то преследователя. Об этом, а также о том, как же выскочить из треугольника, мы поговорим в следующих статьях.
ВНИМАНИЕ! Целью этой статьи не является свержение авторитетов в церкви или потакание вседозволенности. Дабы не было искушения злоупотреблять властью или свободой в церкви, и руководству и простым верующим нужно научиться практиковать "принцип обрезания Тимофея" :) Не буквально, конечно. Суть принципа (Деяния 16:1-5) состоит в том, что я как часть церкви не хочу совершать ничего, что стало бы преткновением для других в вере.
Классический джинсовый пример: я как зрелый духовный лидер выбираю не вычитывать за джинсы в церкви новообращенного христианина. Потому что этот вопрос второстепенный, но может отвернуть от церкви неокрепшую душу. В то же время я как зрелый член церкви выбираю не провоцировать своей внешностью братьев и сестер, потому что это вредит единству тела Христова.
Последнее: 26.07. Спасибо!