Марокко вспоминает евреев

Несколько сот активистов исламистских и радикальных левых организаций Марокко устроили манифестацию протеста против того, что в программу Танжерского кинофестиваля, проходившего в феврале, был включен документальный фильм о жизни марокканских евреев, уехавших в Израиль. Режиссер фильма Камаль Ашкар был даже обвинен в попытке «нормализовать отношения с еврейским государством».

При этом, однако, фильм Ашкара не был запрещен, а сам он не был подвергнут остракизму со стороны представителей марокканского «креативного класса», как это чаще всего происходит в аналогичных ситуациях в Египте и некоторых других странах. Наоборот, в ответ на обвинения коллеги в сионистской пропаганде, группа марокканских кинематографистов написала открытое письмо в его поддержку, а сам фильм получил на фестивале приз за лучшую работу.

Несколько десятилетий назад в Марокко проживало около 300 тыс. евреев. По этому показателю страна занимала (да и сейчас занимает, правда, в других масштабах) первое место в арабском мире. Марокко характеризуется весьма либеральным по сравнению с другими арабскими странами отношением к еврейскому наследию. Тем не менее фильм Камаля Ашкара «Тингир-Иерусалим: эхо Меллы» стал одной из первых попыток осветить исход евреев из страны.

В первой части фильма Ашкар беседует с жителями берберских деревень, расположенных в Атласских горах. Пожилые люди делятся воспоминаниями о своих соседях-евреях, которые в 60-х годах неожиданно покинули свои дома и отправились в Израиль. Затем действие переносится в Иерусалим, где режиссер находит многих из тех, о ком вспоминали в первой части. Эти люди, не забывшие берберские диалекты и марокканский вариант арабского языка, с нежностью вспоминают страну, которую они когда-то покинули, отмечает Haaretz.

Режиссер несколько месяцев ездил со своим фильмом по всему Марокко, и везде публика проявляла громадный интерес к его работе.

Как подчеркнул куратор созданного в 1997 году уникального в своем роде Музея марокканского еврейства в Касабланке Жор Рехихиль, первыми евреями, поселившимися на территории страны, были торговцы, пришедшие в Магриб вместе с финикийцами. Было это за несколько столетий до начала нашей эры.

В течение последующих столетий евреи расселились в районе Атласских гор, где их соседями оказались берберы — представители коренного населения Северной Африки, обращенные в ислам с приходом арабских племен в VII веке. Еврейская община усилилась в конце XV века, когда в Северной Африке поселились евреи, изгнанные из Испании. Они принесли в Марокко высокоразвитую городскую культуру.

«В Марокко евреи жили повсюду — и в больших городах, и в деревнях. С их отъездом Марокко лишилось важного пласта своей истории», — подчеркнул Рехихиль.

Еврейская община достигла максимума своей численности — 300 тысяч — в 50-х годах прошлого века. Численность всего населения Марокко составляла в то время восемь миллионов.

После провозглашения независимости Израиля среди марокканских евреев начали усиливаться сионистские настроения. Вскоре началась массовая алия в Израиль, эмиграция во Францию, Испанию и другие страны. Уезжали как из национально-религиозных мотивов, так и в поисках экономических перспектив или опасаясь погромов. При этом, в отличие от других арабских стран, создание Израиля не привело в Марокко к особому усилению враждебности к евреям. Отдельные инциденты случались, но в массовую кампанию они не переросли. При этом, по словам Рехихиля, всякий раз, когда разгорался арабо-израильский конфликт, марокканские евреи, опасаясь за свою безопасность, массово уезжали из страны. Уже после Войны Судного дня (1973) подавляющее большинство евреев покинуло Марокко.

В настоящее время в Марокко осталось около пяти тысяч евреев, большинство из которых живут в Касабланке, деловой столице страны.

Конечно, общеарабские и некоторые местные СМИ не устают рассказывать населению Марокко о «тяжелых испытаниях, выпавших на долю палестинского народа». В результате многие марокканцы негативно относятся к Израилю, заодно идентифицируя с ним абсолютно всех евреев. В мае 2003 года «Аль-Каида» организовала в Касабланке серию терактов, среди целей которых были также еврейское кладбище и общинный центр. К счастью, обошлось без жертв.

«Мы ничего не имеем против марокканских евреев и не собираемся отрицать их богатую историю. Мы только защищаем фундаментальные принципы нашего государства, которые противоречат сближению с сионистским образованием, — заявил депутат марокканского парламента от исламистской партии «Справедливость и Развитие» Мухаммед Хиуи, участвовавший в манифестации против показа фильма Камаля Ашкара. — Настоящие марокканские евреи — это те, кто гордятся своей страной и остались в ней».

Удивительно, что в манифестации против фильма принял участие марокканский еврей — Сион Ассидон (кажется, родители выбрали ему не самое подходящее имя), в прошлом политзаключенный, левый активист, выступающий за бойкот израильской продукции. «Создатели фильма ставили перед собой идеологическую задачу показать Израиль в выгодном свете. В фильме не говорится, что показанные в нем люди по сути являются колонизаторами, занявшими землю другого народа, который ранее был оттуда изгнан», — заявил Ассидон.

В настоящее время в Израиле проживает около 1 млн евреев марокканского происхождения. «Каждый год Марокко посещают 50 тысяч израильских туристов, большинство из которых также являются выходцами из этой страны или их потомками», — отметил глава Всемирной федерации марокканских евреев Сами Бен-Шитрит, уехавший в Израиль в 1963 году.

«Когда в последней раз наша делегация была в Марокко, — рассказывает Сами Бен-Шитрит, — с нами встречались депутаты парламента. Нам сказали, что здесь рады нас видеть, здесь наш дом».

Марокканские власти занимают по отношению к Израилю двойственную позицию, вынужденно балансируя между «поддержкой прав палестинцев» и нежеланием расстаться с имиджем защитников евреев в арабском мире.

С одной стороны, марокканские лидеры поддерживают концепцию «мусульманского Иерусалима». По их инициативе был создан Иерусалимский комитет организации Исламская конференция. Выступая 6-го февраля на сессии этой организации король Марокко Мухаммед VI назвал строительство в еврейских поселениях Иудеи и Самарии «агрессивными односторонними действиями израильского правительства».

С другой стороны, в Марокко на официальном уровне много говорится о необходимости сохранения еврейского наследия. В конституции страны, принятой в 2011 году, провозглашается, что еврейская культура сыграла значительную роль в формировании марокканской идентичности.

В феврале по инициативе короля Мухаммеда было принято решение о проведении торжественной церемонии открытия восстановленной после реставрации старинной синагоги в городе Фес. «Мы призываем к восстановлению всех иудейских храмов в разных городах королевства, выступаем за то, чтобы они становились местом не только для молитвы, но и для культурного диалога», — сообщил король в своем послании парламенту.

«Мусульман огорчил отъезд из страны евреев, — убежден Жор Рехихиль, — вы не найдете в Марокко ни одной семьи, у которой не было еврейского друга или соседа».

Источник — jewish.ru

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!