Мартин Лютер: Простой способ молиться

Мартин Лютер: Простой способ молиться

Когда сердце охладевает

Я вам расскажу, как только смогу, о том, что я сам делаю, когда молюсь. Пусть наш дорогой Господь даст вам и всем сделать это лучше, чем я! Аминь.

Во-первых, когда я чувствую, что охладеваю и становлюсь безрадостным в молитве, поскольку другие заботы или мысли мешают мне (потому что плоть и дьявол всегда мешают и препятствуют молитве), я беру мой маленький Псалтырь, спешу в свою комнату или, если есть день и час для этого, в церковь, где община собирается, и, как позволит время, я говорю себе спокойно и слово за словом Десять Заповедей, Символ веры, и, если у меня есть время, некоторые слова Христа или Апостола Павла, или некоторые псалмы, как и ребенок может делать.

Это хорошее дело — позволить молитве быть первым деянием с утра и последним в ночное время. Охраняйте себя осторожно от ложных, вводящих в заблуждение идей, которые вам говорят: «Подожди некоторое время. Я помолюсь через час; сначала я должен сделать свои дела в том или ином месте». Такие мысли отдаляют вас от молитвы, обращая к другим вопросам, которые так задержат и привлекут внимание, что ни одной молитвы не будет в этот день.

Вполне возможно, что у вас есть некоторые заботы, которые порой лучше, чем молитва, особенно в чрезвычайных ситуациях. Существует поговорка, приписываемая Св. Иерониму, что всё, что верующий делает, — это молитва, и существует пословица: «Работающий добросовестно молится дважды». Это можно сказать, потому что верующий боится и почитает Бога своей работой и помнит заповедь — не вредить никому или не пытаться украсть, обмануть, или смошенничать.

Такие мысли и такая вера, несомненно, превращают его работу в молитву и жертву хвалы. Тем не менее, мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить привычку истинной молитвы и вообразить себе прочие труды, которые важнее молитвы, хотя, в конце концов, это совсем не так. Таким образом, в итоге мы стали бы слабыми и ленивыми, безразличными и прохладными к молитве.

lutherpray2

Обращая взор к небу

Когда ваше сердце разогрето цитатами из Десяти Заповедей, словами Христа и т.д., и у вас есть намерение к молитве, преклоните колени и станьте, сложив руки, и обратите взор к небу, начинайте говорить или думать так кратко, как можете:

«O, Небесный Отче, милостивый Боже, я бедный грешник, недостойный. Я не заслуживаю того, чтобы поднять глаза и руки к Тебе или даже молиться. Но так как Ты велел нам всем молиться, и Ты обещал услышать нас, и через Твоего драгоценного Сына Иисуса Христа Ты научил нас, как и о чем нужно молиться, то я прихожу к Тебе в послушании Твоему Слову, веря в Твое милосердное обещание. Я молюсь во имя Господа моего Иисуса Христа, вместе со всеми Твоими святыми и со всеми христианами на земле, как он учил нас: Отче наш, сущий на небесах» и т.д., всей молитвой, слово в слово. Затем повторяйте одну часть за другой — «да святится имя Твое», «да придёт царство Твое» и т.д., размышляя и молясь об их значении в своей жизни.

Своими словами

Вы также должны знать, что я не хочу, чтобы вы цитировали все мои слова в вашей молитве. Это стало бы ничем иным, но простой болтовней и лепетом, читать слово в слово из книги, во что превратились розарии по четкам как у мирян, так и в молитвах священников и монахов.

Скорее я хочу, чтобы ваше сердце было возбуждено и руководствовалось мыслями, которые следует охватить в молитве Господней. Эти размышления могут быть выражены, если ваше сердце хорошо разогрето и склонно к молитве, в самых разных формах и с большим или меньшим количеством слов. Я не связываю себя такими словами или слогами, но говорю мои молитвы одним образом сегодня, завтра другим, в зависимости от моего настроения и чувств. Однако, я остаюсь так близко, как только могу, к одной и той же мысли и основной идее.

Но иногда может случиться так, что я могу заблудиться среди столь многих идей в одном прошении, что я отказываюсь от других шести прошений. Если такое изобилие хороших мыслей приходит к нам, мы должны пропускать другие прошения, чтобы оставить место для таких мыслей, слушать в тишине и ни при каких обстоятельствах не мешать им. Святой Дух сам проповедует здесь и одно слово Его проповеди гораздо лучше, чем тысяча наших молитв. Много раз я узнавал больше из одной молитвы, чем я мог бы извлечь из многочисленных чтений и размышлений.

lutherpray3

Заповеди как молитва

Если у меня есть время и возможность пройти через всю Господню молитву, я делаю то же самое с Десятью заповедями. Я беру одну часть за другой и освобождаю себя как можно больше от разных отвлечений, чтобы помолиться. Я каждую заповедь разделяю на четыре части, тем самым плету венец из четырех нитей. То есть, я думаю о каждой заповеди, так, во-первых, как наставление, чем она на самом деле предназначена быть, и думаю над тем, что Господь Бог требует от меня так настоятельно. Во-вторых, я обращаю ее в благодарение; в-третьих, в исповедь, в-четвертых, в молитву. Я делаю так в мыслях или словах, подобных этим:

«Я Господь, Бог твой» и т.д. «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и т.п. Здесь я искренне считаю, что Бог ожидает от меня доверия и учит меня доверять Ему чистосердечно во всех вещах, и что это и есть Его самое искреннее желание быть моим Богом. Я должен думать о Нем таким образом в случае риска потерять вечное спасение. Мое сердце не должно опираться на что-либо другое или доверять какой-либо другой вещи, будь то богатство, престиж, мудрость, могущество, благочестие или что-либо еще.

Во-вторых, я благодарю за Его бесконечное сострадание, с которым Он пришел ко мне так по-отечески, и за то, что Он непрошеный, незваный и незаслуженный мною, предложил быть моим Богом, чтобы заботиться обо мне, и быть моим успокоением, защитником, помощью и силой, каждый раз, когда это мне необходимо. Мы, бедные и смертные, нашли столько богов, и нам придется искать их снова, если Он не позволит нам слышать Его, не станет откровенно говорить к нам на нашем собственном языке, что Он намерен быть нашим Богом. Как мы могли бы когда-либо вознести вечное благодарение Ему, чтобы его было достаточного?

Третье. Я исповедуюсь и признаю мой великий грех и неблагодарность за то, что столь нечестиво презирал такие возвышенные учения и такой драгоценный дар на протяжении всей моей жизни, и за то, что ужасно возбудил Его гнев бесчисленными деяниями идолопоклонства. Я раскаиваюсь в них и прошу о Его благодати.

В-четвёртых, я молюсь и говорю: «Боже мой и Господи, помоги мне Твоей благодатью, чтобы узнавать и понимать Твои заповеди более полно каждый день и жить ими в чистосердечной уверенности. Сохрани мое сердце, чтобы я никогда больше не становился забывчивым и неблагодарным, чтобы никогда я не искал других богов или иного утешения на земле или в любом творении, но прилепляться истинно и только к Тебе, мой единственный Бог. Аминь, дорогой Господь Бог и Отец. Аминь».

Потом, если время и склонность моя позволяет, Вторую заповедь также в четыре нити и т.д.

Эти десять заповедей рассмотрены с четырех сторон, а именно, как обучающий текст, песенник, книга покаянная и молитвенник. Они предназначены для оказания помощи сердцу, чтобы ему прийти в себя и возрастать усердно в молитве.

Будьте осторожны, однако, не берите на себя всё это или еще больше, чтобы не утомиться в духе. Кроме того, хорошая молитва не должна быть длительной или растянутой, но частой и горячей. Достаточно рассмотреть один раздел или половину раздела, который воспламенит пожар в сердце. Это Дух дарует нам. Дух постоянно будет наставлять нас Словом Божьим, когда наше сердце очищено и освобождено от мыслей и забот.

Ничто не может быть сказано здесь достаточно о той части веры и Священного Писания [в молитве], потому что не будет конца тому, что можно было бы сказать. На практике можно брать Десять Заповедей на один день, а псалом или главу из Священного Писания на следующий день, и использовать их в качестве кремня и стали, чтобы разжечь пламя в сердце.

gazeta.mirt.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!