Шалом!
Дорогие, что Вы можете сказать по поводу молитв за усопших? В православных церквях ставят свечки за упокой и т.п., каков смысл? И как я могу повлиять на место в вечности (после телесной смерти) своих умерших родственников? Поделитесь, пожалуйста, Вашими комментариями! Cпасибо! (Дима)
Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:
Шалом, Дмитрий.
Итак, идея не новая, а очень даже прожила и живет долго. Многим людям нравилось думать, что после смерти еще можно что-то изменить. Суть этого заблуждения строится на неправильном понимании Писания в вопросах, связанных с грехом и покаянием, а также том, что будет происходить с человеком после его физической смерти. Предполагается, что если человек умер, то кто-то другой мог бы помолиться за него и пройти путь тшувы, что освобождало бы его от пребывания в аду. Поддержку таким молитвам и действиям находят в различных неканонических книгах.
Например:
43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
45 Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
(2Макк.12:43-45)
Если же говорить о Библейской точки зрения на вопрос, то он таков:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (RST Евр.9:27).
Мы не находим в Писании упоминании о каком-то промежуточном месте, где душа очищается и проходит исправление, «чистилище». По-человечески, нам бы хотелось, чтобы было такое, но выбор человек делает при жизни.
Однажды Йешуа рассказал такую историю:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
(RST Лук.16:19-31)
Как мы можем увидеть из этой истории — невозможна миграция ни из ада в рай, ни из рая в ад. Но Авраам напомнил богачу, что у людей, которые еще живы, есть некий инструмент, которым они могут воспользоваться при жизни – Тора и Пророки. Иными словами, следуя за Господом, исполняя заповеди, при жизни человек определяется с выбором того, где ему провести вечность.
Как бы, например, выглядела такая история: человек прожил всю жизнь будучи сильным Богоненавистником, умер… Но есть у него верующие родственники, которые после его смерти хорошо за него помолились, сделали много добрых дел – и встретили его в раю? Я думаю, что это был бы очень даже популярный способ евангелизации и спасении душ :). Спрашивать особо никого не нужно, заходишь на кладбище, переписываешь фамилии – и вперед, пополняешь ряды святых…
Почему ставят свечи? Обычно отвечают так: «Самый простой, и действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун» или передается в алтарь».
Нужно ли это делать верующим? Нет. Эта практика не поддерживается Писанием. Екклесиаст на этот счет как то сказал:
« Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». (RST Еккл.9:4)
Поэтому, достигайте Ваших родных пока они живы, молитесь за них увещевая о том, что время коротко и дни лукавы…
С уважением, Александр Ш.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Да отличный ответ,но с другой стороны где рамки Божьей милости? Вам известны ограничения милости Господа?,допустим если я помолюсь за усопшего во Имя Иисуса,а потом суд (а зачем суд ?,наверно может быть чтобы кого-то оправдать?(или всех судить) ну допустим Господь откроет книгу молитв во имя Иешуа ну опять же допустим если вдруг есть такая книга,а там глянь молитва за грешного Ивана во Имя Христа Иисуса ),как тогда???
Олег, слишком много «допустим». Так люди допускают кучу заблуждений. эти «допустим» просто умствования пустые... Простите за резкость. Просто человеческая натура такова, что все время хочет раздвинуть определенные ей рамки.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1Кор.4:6)
Спасибо,Shimon ,Божьих благословений и откровений.Мир вам.
я не верю в эти молитвы
молиться нужно за живых, и пока мы здесь и реально живем
там уже никто не будет рассказывать Евангелие
именно сейчас в этой жизни мы должны научиться покланяться живому Богу в духе и истине
как не странно и иудеи моляться за усопших
А как тогда понимать 1 Кор 15:29 ?
1-Кор. 15:29. Существует около 200 различных толкований этого стиха! Большинство из них — попросту несерьезно и направлено на оправдание ортодоксальной доктрины водного крещения. Из контекста, однако, видно, что Павел в практике своей и учении вовсе не солидарен с теми, которых подразумевает в этом стихе. Он просто приводит это как пример — что учение тех, которые проповедуют «крещение для (за) мертвых» принимается коринфянами, отрицающими воскресение мертвых.
Где истоки упомянутой доктрины коринфских лжеучителей, никогда, наверное, не узнается; известно, однако, следующее: на другом берегу Сардонического залива, севернее города Коринфа, находилась Элевзия, центр древней языческой религии, очень популярной в свое время и воспетой еще Гомером в его гимне богине Деметре (посвящение в нее прошел, в частности, знаменитый древнеримский оратор Цицерон). Этот ритуал посвящения был сопряжен с обязательным обрядом «очищающего» омовения в море, без которого никто якобы не мог рассчитывать на блаженство после смерти (ссылки на это имеются у Пиндара и Софокла).
Однако и в рамках этой религии ничего не известно о «заместительном» участии в обряде очищающего омовения. В свете склонности коринфян к извращению смысла церковных обрядов и правил (11:2-14:40) можно предположить, что некоторые из них (возможно, под влиянием элевзийских таинств) стали распространять ложный взгляд на крещение, и Павел лишь воспользовался этим их взглядом как аргументом против них же, отрицавших воскресение.
Надо сказать, что вполне удовлетворительного объяснения данного стиха не существует, но объяснение, предлагаемое нами, опирается, главным образом, на то, как звучит он в греч. оригинале, чего, как правило, нельзя сказать о других объяснениях. Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что о «крестящихся для мертвых» апостол как бы говорит в третьем лице, т. е. не объединяя себя с ними.
Толкования на 1 Кор. 15:29 bible.optina.ru/new:1kor:15:29
1. До Суда никто не осужден: ад еще гиена и рай еще только как бы рай.
2. Покаяние невозможно без тела, но принадлежащие к Церкви — сотелесники Христу.
3. Милосердие Божие — не карма:
Мф 21.22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Ин 14.13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,
Ин 14.14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Ин 15.16 дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Ин 16.23 о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
4. Вне Церкви нет спасения, поэтому упование на спасение не принадлежащих к Церкви при жизни — тщетно. Но ад — не единый котел, где варятся все без разбора: как в Царствии Божием обителей много, так и вне его — «места» различны. Наша надежда — на облегчение посмертной участи неверных по молитвам верных.
Да — и, конечно: у Бога все живы, а молиться друг за друга нам заповедовано azbyka.ru/.../Nikolaj.../...e-ispovedanie/29 никакой вопрос не разрешим без разрешения вопроса, что есть Церковь, и:
Церковь едина в вере (Еф 4:4-6) и в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии (1Кор 10:16-17) — едина во времени (Мф 28:20: Еф 3:21), что означается непрерывность, т.е. преемственность в вере и таинствах. Таким образом, ни одно собрание, учрежденное на несогласии в вере и на разрыве евхаристического общения, не может быть истинной Церковью Христовой.
В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.
О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?
О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.
Откуда это видно?
Из слов Господних видно, что тогда действовал закон Моисеев и пророки: «у них», т.е. у тогдашних людей, говорит Спаситель, «есть Моисей и пророки; пусть их слушают» (Лук. 16:29). Спаситель Сам объяснил в той же 16 главе Ев. Луки, что «закон и пророки до Иоанна (Крестителя), а с сего времени, т.е. после Иоанна, Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Что теперь не Моисеев закон царствует, это говорится и в Еванг. Иоанна: «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Моисеев закон был «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24) «и конец закона Христос» (Рим. 10:4).
Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из «ада в рай» не могут сделать этого (Лк. 16:26)?
Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: «имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Своею смертью на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанных, т.е. отворил двери ада. «Христос, – повествует Ап. Петр, – чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20).
Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?
Это современники патриарха Ноя. Перед потопом люди очень развратились, так что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Господь повелел праведному Ною сто двадцать лет призывать их к покаянию (Быт. 6:3), а самому строить ковчег. И так как люди не покаялись в своем развращении, то Господь повелел Ною войти с семьею в построенный ковчег, и навел на всех потоп. Никто из непокорных людей не остался живым на земле, все погибли в воде. Но когда затопляла их вода, тогда они вспомнили Ноеву проповедь и каялись, однако, наказания избежать было уже невозможно, и плодов покаяния они не могли принести. Они были в адской темнице и ожидали милосердия Божия. К ним-то и пришел Спаситель «духом Своим» в то время, когда плоть его, умерщвленная на кресте, лежала во гробе. Об этом событии поет наша Церковь так, что Христос был «во гробе плотски, в аде же с душею, яко Бог»...
Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?
Да, вывел, «ибо, – говорит Ап. Петр, – для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т.е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом» (1 Петра 4:6). Посему и Ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что «они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40) 9. Итак, переход из адской жизни к райской, (по Богу), возможен. И , если отвергают его, то только потому, что «не знают Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29).
Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?
Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, – говорит вопросо-ответно Апостол, – как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли!» (Еф. 4:8, 9).