Сердце Сары бешено колотилось, когда она проснулась от яркого кошмара. Во сне она убила человека, которого никогда не встречала. Вскоре она забеспокоилась, что ее разум оказался способен придумать подобное, и не знала, что ей делать дальше. Согрешила ли она? Следует ли ей просить у Бога прощения?
Яркие сны об ужасных делах могут прервать отдых самых верных святых. Одни сны повторяются, иные снятся только один раз. Эти воображаемые акты прелюбодеяния, безнравственности, мести, обмана, лжи, воровства и убийства могут оставить нас парализованными от чувства стыда и вины.
Если вам или кому-то из тех людей, которым вы служите, приснился греховный сон, что вам делать?
- Стоит ли искать объяснение?
- Стоит ли чувствовать себя виноватым?
- Стоит ли признаться человеку, которому вы причинили вред во сне?
- Стоит ли раскаиваться в своем убийстве, прелюбодеянии или в чем-то еще, что вы сделали во сне, даже если на самом деле вы этого не делали?
Если мы исследуем Священное Писание, мы найдем достаточно мудрости, чтобы разработать несколько принципов, которые помогут нам ответить на эти вопросы.
1. Сны — это не реальность
Сны — это в первую очередь сны. Если вы не совершали прелюбодеяние в реальной жизни, но вам снился сон о прелюбодеянии, вы на самом деле не прелюбодействовали. Между тем, что вам снится, и тем, что вы делаете на самом деле, есть явная и значительная разница.
Пророк Исайя говорит о голодном человеке, которому снятся сны о пиршестве, но он просыпается с рычанием в животе (Исайя 29:8). Причина, по которой он все еще голоден, состоит в том, что еда в его сне не была настоящей едой; это был просто сон.
Это утешает нас уверенностью в том, что, хотя наш отдыхающий разум может совершать злые дела, на самом деле мы их не совершаем. Наша воля не задействована. Мы не приносим свои тела преднамеренно в жертву греху (Римлянам 6:13). Мы не виновны в грехе, который совершаем во сне.
Однако отсутствие чувства вины за конкретный грех не должно заставлять нас слишком быстро отказываться от наших снов. Верное богословие греха предупреждает нас о том, что наши сны могут открывать темные желания, скрывающиеся в наших сердцах.
2. Сны могут раскрывать нашу порочность
Сны часто связаны с вашими страхами или фантазиями. Мне постоянно снился сон, что я появляюсь в каком-то месте, чтобы произнести речь и обнаруживаю, что я голый, опоздал на десять минут и забыл подготовиться! Ни один пророк не подтвердил это толкование, но я предполагаю, что эти сны раскрывают страх перед людьми, от которого страдает мое сердце. Хотя я на самом деле не грешил во сне, я видел свою греховность во сне.
Иисус учил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства» (Матфея 15:19). Независимо от того, проявляется ли ваш гнев, когда кто-то подрезает вас в пробке или когда вы спите, его источник один и тот же. Всё это исходит изнутри вас, от ваших греховных желаний (Иакова 1:14). И мы не должны игнорировать ситуацию, при которой наш грех обнажается, будь то часы бодрствования или сна.
Определенно, на некоторые сны можно не обращать внимания. Но сны, в которых вы просыпаетесь, вспоминая грех и чувствуя вину, не нужно игнорировать. Связаны ли ваши сны с чем-то, чего вы желаете или чего боитесь? Отмечены ли они вашими желаниями или страхами?
Просите Бога показать вам, какой пребывающий в вас грех может быть раскрыт в ваших снах (Бытие 40:8; Даниил 2:28; Иакова 1:5). Делайте это не для признания совершенного вами греха, а для признания того, что вы грешник, нуждающийся в благодати. Относитесь к тому, что раскрывается в ваших наполненных грехом снах как к любой другой навязчивой греховной мысли. Просите Бога помочь вам ненавидеть то, что Он ненавидит, и любить то, что Он любит.
3. Не питайте греховные сны
Апостол Павел напоминает нам: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Галатам 6:8). Это верно во всех сферах жизни, включая ваши сны. Если вы питаете горечь или непрощение в своем сердце, не удивляйтесь, если ваши сны отмечены злобой. С другой стороны, если мы дисциплинируем себя в стремлении к благочестию, мы можем обнаружить, что даже наш сон отмечен миром (Римлянам 12:2; 1 Тимофею 4:8).
Царь Соломон предупреждал своих сыновей: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Храните ли вы свое сердце с чуткой бдительностью? Отмечены ли ваши вечера усмиряющими плоть развлечениями? Просматриваете ли вы перед сном в социальных сетях публикации, которые льстят вашему эго или подавляют его? Едите ли вы ненужную пищу или употребляете алкоголь перед сном? Хотя ни одно из этих действий само по себе может и не быть греховным, они могут быть эгоистичной закуской для вашей греховной плоти, которая вызывает безбожные сны.
4. Не следуйте греховным снам
Хотя вы не можете контролировать свои сны, Святой Дух может помочь вам контролировать то, как вы реагируете на них (Галатам 5:16–17, 22–23). Или, как однажды пошутил Мартин Лютер: «Я не могу... не позволять птице летать над моей головой. Но я определенно могу удержать ее от того, чтобы она гнездилась в моих волосах или откусила мне нос» (Произведения Лютера, 21:88–89). Если у вас есть сон, наполненный грехом, вы ответственны за то, чтобы не воплощать его в жизнь. Фактически, «греховные сны» можно рассматривать как предупреждение от Бога, данное заранее, чтобы подготовить нас к избеганию греха в реальной жизни.
Если вы просыпаетесь от похотливого сна, вы уязвимы и должны сопротивляться искушению фантазировать о своем сне или следовать побуждениям действовать в соответствии с ним. Если вам приснился сон о мести, вы можете быть раздражительными или скорыми на гнев. Вам нужно противостоять желанию быть резкими в отношении других людей или не доверять им просто потому, что ваш сон соблазняет вас сделать это.
Проснувшись, пленяйте каждую мысль в послушание Христу (2 Коринфянам 10:5) и не кормите свои плотские желания (Римлянам 13:14).
5. Радуйтесь в Боге перед сном
Если греховные сны что-то и делают, так это показывают нам нашу нужду в Спасителе. Нам нужен вечно живущий, всегда ходатайствующий Спаситель, который избавит нас от нашей постоянно блуждающей греховности. Нам нужен Иисус, чтобы очистить нас от греховных мыслей и греховных желаний, и защитить нас от наших омраченных грехом снов. Нам нужна благодать, когда мы бодрствуем и спим. Хорошая новость в том, что у нас есть Бог, Который никогда не спит и не дремлет (Псалом 120:4).
Хотя Иисус спал, пока жил среди нас (Марка 4:38), Иисусу никогда не снились сны, ведущие к греху, потому что Он никогда не грешил (Евреям 4:15). Его сердце было свято, и Он никогда не думал о зле по ночам. Напротив, Он был исполнен любви к Отцу и ко всему, что Ему угождало (Иоанна 4:34). Теперь наш Великий Первосвященник всегда готов дать нам необходимую благодать и милость.
Перед сном настройтесь на Бога через Его Слово и молитву. Наполните свое сердце истиной (Филиппийцам 4:8). Возложите на Него все заботы (1 Петра 5:7). Молитесь Ему и просите дать вам сон, который Он обещал дать (Псалом 126:2).
Ричард Бакстер касательно наших снов мудро сказал следующее:
Если вы подслащиваете свои последние [перед сном] мысли любовью Христа и воспоминанием о своих прежних милостях или предвидением вечных радостей, или вы можете уверенно возложить их и себя на некое обетование, это будет способствовать спокойствию вашего сна и наслаждению от ваших снов: и если вы умрете до утра, разве не лучше ли, чтобы ваши последние мысли были святыми? (Практические работы Ричарда Бакстера, 2:469–72).
Прежде чем уснуть, успокойтесь в Иисусе. Взгляните на Него и верьте, что «возлюбленному Своему Он дает сон» (Псалом 126:2).
Автор — Гарретт Келл / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Яна Резник для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!