Недавно мы говорили о мыслях, о нашей мыслительной жизни. В пятницу мы задавались вопросом, может ли Бог читать наши мысли. Решительный ответ: да, Бог может читать наши мысли, и не только наши мысли, но и намерения наших сердец. Этот факт имеет огромное значение для каждого из нас. Это значит, что Бог видит разницу между тем, что мы хотим сказать, и тем, что мы говорим на самом деле. Он может оценить эту разницу. Таким образом, мы можем прославить Бога, не давая греховным словам слетать с наших уст. Это одно из удивительных последствий, которые мы рассмотрели в пятницу.
Мы собираемся начать эту неделю с ещё одного короткого, но очень важного вопроса о наших мыслях. Гаррик спрашивает: «Пастор Джон, может ли сатана внушать нам мысли?»
Да, он может и делает это. И, конечно же, насущные вопросы тогда таковы: Как нам их распознать? Как нам им противостоять и не попасть под их контроль? Но, прежде чем я приведу некоторые библейские примеры этого, было бы хорошо напомнить себе, что внушение сатаной мыслей в наш разум и желаний в наши сердца или тела очень тесно связаны между собой.
Иногда он может вкладывать в наши сердца желания чего-то греховного, за которыми следуют мысли, оправдывающие эти греховные желания. Иногда он может поступать наоборот, внушая нам обманчивые мысли, ведущие к греховным желаниям. Итак, Гаррик спросил только о мыслях, но я просто хотел пояснить, что мысли и желания настолько тесно связаны, что нам следует говорить и о них, так что я буду иметь это в виду.
Сатана и наша греховная природа
Давайте начнём с библейского текста, в котором на самом деле используются слова, которые использовал Гаррик при постановке вопроса, а именно: «Действительно ли сатана вкладывает мысли в наш разум?» Вот Иоанна 13:2: «И во время вечери» — то есть во время Тайной вечери — «когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». Мысль, намерение, желание было у Иуды. Сатана, по словам Иоанна, «вложил это» туда.
А теперь ещё одно уточнение. Это не значит — ни для Иуды, ни для нас, — что намерение и желание не возникли из собственной греховной природы Иуды. В Евангелии от Иоанна 12:6 он описан как вор, вытаскивающий деньги из денежного ящика учеников. Там сказано, что Иуда не заботился о нищих, а значит, он также был лжецом, а значит, и жадным. Исходя из этого, мы можем с определённой уверенностью сделать вывод, что Иисус не был тем Мессией, за которым хотел следовать Иуда. В разуме и сердце он переживал о другом. Всё, что нужно было сделать сатане, — это усилить и направить собственную греховность Иуды. Это верно и для нас. Нет чёткой тонкой грани между мыслями, которые внушает сатана, и мыслями, которые возникают у нас; или желаниями, которые вкладывает сатана, и желаниями, которые возникают у нас.
Мы не знаем, как именно. Вот такие вопросы нас сбивают с толку, не так ли? Мы не знаем точно, как сатана взаимодействует с нашей собственной греховной природой, чтобы выполнять свою злую работу. Но я думаю, справедливо будет сказать, что наша собственная греховность подобна приглашению, «приветственному коврику» и открытой двери для сатаны. Вот что Павел говорит в Ефесянам 4:26–27: «…солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу». Другими словами, греховное затаивание обиды подобно приветственному коврику, постеленному для сатаны. Также это работает в обратную сторону. Когда сатана побуждает нас грешить обманчивыми мыслями или желаниями, наша собственная греховная природа включается и делает эти соблазны более привлекательными.
Незащищённые умы
Вот ещё один библейский пример, отвечающий на вопрос Гаррика: «Вкладывает ли сатана что-то в наше сердце?» Вот Деяния 5:3, где Анания и Сапфира решают солгать апостолам и утаить часть из своего пожертвования: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Анания и его жена подумали: «А давайте подзаработаем себе немного денег, солгав о том, по какой цене мы продали нашу землю». И мысль стала планом, а план стал делом, и Пётр описывает весь этот процесс так: «Сатана вложил в сердце твое». Сатана заставил план казаться более желательным, чем честность или поклонение Богу. Сатанинский замысел наполнил их и победил все остальные мысли и желания. Этот грех вышел для них весьма дорогостоящим (см. Деяния 5:5,10).
Другой пример — как сатана побудил царя Давида провести перепись населения в Израиле против воли Бога. «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1 Паралипоменон 21:1) — то есть провести перепись Израиля. Он вложил эту мысль в разум Давида и представил её как военную мудрость, хотя на самом деле это было недоверие Богу. И в конце концов Давиду пришлось раскаяться в этой глупости.
Возвращаясь к самому началу Библии, мы могли бы подумать, что обман Евы в Эдемском саду не был похож на то, как сатана действует сегодня, потому что это произошло посредством реального разговора между дьяволом и Евой. Но Павел сказал, что христиане должны остерегаться атак, подобных произошедшей в Эдемском саду. Он сказал во 2 Коринфянам 11:3: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». Здесь работа сатаны в нашем разуме названа сбивающей с пути истинного, развращающей наши мысли. Мы не знаем, как сатана это делает, но это так; он делает это. Он может разрушать, искажать и сбивать наши мысли и обращать их ко греху и против Христа.
Оружие истины
Итак, главный факт, который следует помнить во всём этом, заключается в том, что сатана — обольститель, лжец, убийца. Разрушение он производит, главным образом, обольщением, ложью, иногда полуправдой, но всегда с обманчивым, убийственным намерением. Вот Откровение 12:9: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную…». Иоанна 8:44: «…Он [диавол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Иными словами, все его мысли вводят в заблуждение. Это обманчивые мысли. Будь то полуправда или сплошная ложь, они вводят в заблуждение. Все его чудеса — ложные чудеса, то есть чудеса на службе лжи (2 Фессалоникийцам 2:9), а это значит, что главным и постоянным оружием против него является истина, вера в истину.
Вот как Павел говорит об этом во 2 Тимофею 2:25–26. Мы должны «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины». И вот эффект от этого: «…чтобы они освободились от сети диавола…». Вот как Бог это делает: познание истины. Иисус сказал: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32).
Позвольте мне продолжить чтение 2 Тимофею; я остановился на середине 26-го стиха. «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тимофею 2:26). Как он их уловил? Как сатана уловил их? Заманив их в ловушку ложью, неправдой. Он убедил их поверить лжи, вложив ложь в их сердца, обманув их тем, что заблуждение лучше истины, грех лучше праведности. Лекарство, говорит Павел, состоит в том, чтобы говорить правду и проявлять праведную любовь.
Это именно то, что мы видим в Ефесянам 6:11–18. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских». Затем упоминаются шесть доспехов, четыре из которых относятся непосредственно к истине, потому что замыслы дьявола — ложь, а мы защищаем себя и других истиной:
- пояс истины (Ефесянам 6:14)
- обувь благовествования (Ефесянам 6:15)
- меч духовный, который есть Слово Божие (Ефесянам 6:17)
- щит веры, то есть вера в Слово Божие (Ефесянам 6:16)
У вас в руке — Слово Божие, как меч, вы поднимаете щит и доверяете Слову Божию — истине.
Отречение от лжи сатаны
Я думаю, что ответ на вопрос Гаррика достаточно ясен. Да, сатана может внушать нам мысли, но Бог дал нам всё необходимое, чтобы распознать их и отречься от них. Вот вопросы, которые, я думаю, мы должны задавать каждой мысли, которая приходит нам в голову.
- Противоречит ли эта мысль Писанию?
- Ложна ли эта мысль по отношению к славе Христа?
- Ложна ли эта мысль по отношению к прославляющей Христа любви к другим?
- Ложна ли эта мысль по отношению к святости?
- Служит ли эта мысль тому, чтобы сделать грех привлекательным, а святость непривлекательной?
Если ответ на любой из этих вопросов положительный, то мы помним Откровение 12:11, где Иоанн говорит: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Другими словами, мы обращаемся ко Христу, Который возлюбил нас и отдал Себя за нас, и мы цепляемся за драгоценные обетования, которые Он дал о Его высшей ценности и помощи, и мы свидетельствуем сатане: «Христос — моя истина. Христос — мое сокровище. Прочь!» И мы обращаемся и ходим со Христом в истине.
Автор — Джон Пайпер / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!