Отвечая на 4 наиболее частых вопроса о сатане

Отвечая на 4 наиболее частых вопроса о сатане

Раньше я думал, что сатана (или дьявол) стоит за всеми моими соблазнами, искушениями и каждым злом, с которым я столкнулся. Я полагал, что он действовал подобно герою сатирического романа Клайва Льюиса «Письма баламута», организовывая сеть демонов, чтобы сбить христиан с пути. Я считал, что за мою душу велась битва между Богом и сатаной, и расценивал внутреннюю борьбу как нападение дьявола на мою жизнь. Все это изменилось, когда я прочитал то, что Павел говорит о сатане в своих письмах к Фессалоникийской церкви. Вот как письма Павла оспаривают некоторые наши предположения о сатане.

Действительно ли сатана вездесущ?

Павел знал работу сатаны. Он встретил его вскоре после того, как его изгнали из города Фессалоники (см. Деяния 17:1-15). Павел хотел вернуться в церковь, которую он помог создать, но все его попытки потерпели неудачу. Описывая эти события, он хотел объяснить, почему же он так и не вернулся, чтобы встретиться с верующими фессалоникийцами с момента его отъезда. Павел говорит: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес.2:18).

Павел считал, что сатана действовал в определенные моменты в определенных местах, например на пути Павла в Фессалоники. Этот стих также предполагает, что Павел считал, что сатана не только нацелен на отдельных верующих, но и на отношения между верующими (см. 2 Кор. 2:11). Сатана не просто «блокировал» путешествие Павла обратно в Фессалоники; он «заблокировал» воссоединение Павла с его единоверцами в Фессалониках — его надежду, радость и венец при пришествии Господа (1 Фес. 2:19).

Особенность действий сатаны, на основании мест Писания в 1 Послании Фессалоникийцам 2:18 и 3:5, помогает нам понять, что сатана не вездесущ. Другие цитаты из Библии подтверждают это. В Послании Иакова верующим говорится, что сатана убежит от их присутствия, если они противостанут его искушениям (4:7). Из рассказов об искушениях в Евангелиях мы видим, что сатана ограничен в пространстве — он уходит из пустыни, когда Иисус противостоял его искушениям (Мф. 4:11, Луки 4:13). Библия приписывает вездесущность одному только Богу (Втор.4:39; Пс. 138:7-12; Деян. 17:24-25).

Действительно ли сатана стоит за каждым искушением?

В 1 Послании Фессалоникийцам Павел описывает, как сатана пытался развратить веру в недавно созданной церкви в Фессалониках и помешать его миссионерским усилиям, не допуская его возвращения к ним (1 Фес. 2:18; 3:5). Он пишет о том, что сатана выступает против его служения, посылая «жало... во плоти» или «посланника сатаны» (2 Кор.12:7). Он даже называет сатану «богом» (theos, θεός) этого мира (2 Кор. 4:4). Конечно, Павел считал сатану мощной и опасной фигурой. Но нигде в своих письмах он не описывает сатану в качестве единственного источника всех искушений. Вместо этого Павел и другие ранние христиане пишут, что наша падшая человеческая природа и злые желания («плоть») также могут вызвать искушение в нашей жизни (Гал. 5:17, Иакова 1:14). Павел полагал, что Бог обладает высшей силой над искушением (1Кор 10:13). Искушения сатаны могут бросить вызов суверенитету Бога, но они не смогут его преодолеть.

4satan2

Могуществен ли сатана?

Если Павел и другие авторы Нового Завета не верили, что сатана вездесущ, и что он является источником всех искушений, что же они говорят о сатане? Вторая ссылка на сатану в 1 Послании Фессалоникийцам — ключ к пониманию этого вопроса. Павел говорит Фессалоникийской церкви, что он послал Тимофея вместо себя: «Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» (1 Фес. 3:5). Здесь Павел обращается к сатане, используя термин «искуситель». Сатана часто ассоциируется с действиями искушения в еврейской и христианской традициях. Писания из псевдоэпиграфов Ветхого Завета, свитков Мертвого моря и Нового Завета содержат ссылки на искушения народа Божьего сатаной.

Павел испытал на себе работу сатаны, и теперь он боялся, что «искуситель» (сатана) атакует фессалоникийскую церковь. Что это было за искушение? Пребывание Павла в городе было кратким и закончилось внезапно, прежде чем фессалоникийцы успели созревать в своей вере. Таким образом, кажется, что искушение сатаны состояло в том, чтобы фессалоникийцы отказались от своей христианской веры, чтобы они могли избежать «страданий», с которыми столкнулись из-за своей веры (1 Фес. 1:6; 2:14; 3:3, 7). Павел был обеспокоен поведением фессалоникийцев (1 Фес. 4:1-8), но опасался, что сатана будет искушать именно их веру, а не моральные принципы.

Другие авторы Нового Завета также считали, что сатана является могущественным существом, которое стремится нанести вред Божьему народу. Например, Евангелия часто повествуют о попытках сатаны бросить вызов Иисусу во время Его служения (см. Матфея 4:1-11; Луки 22:3, 31; Иоанна 8:44). В Деяниях 5:3 Петр обвиняет сатану в том, что он вложил в сердце Анании желание солгать. В письмах Павла несколько раз описываются схемы сатаны против христиан (см. 2 Кор. 2:11; 12:7). В Послании Евреям говорится о дьяволе, обладающем силой смерти (Евр.2:14). В Новом Завете сатана также изображен как причина искушений (1 Кор.7:5; Иакова 4:7; 1 Пет. 5:8).

Добьется ли сатана успеха?

Павел и другие авторы Нового Завета не считали, что сатана сможет восторжествовать в своих усилиях по совращению Божьего народа. Ранние христиане считали, что Бог осудил все злые силы и власти, включая сатану, а также грех и смерть — через смерть Христа на кресте (Рим.6:7-10; 1 Кор. 15:26; 1 Иоанна 3:10). Это означает, что Бог уже «разоружил» всякую силу, противостоящую Ему, хотя они остаются активными и действующими до дня суда (Кол. 2:15).

Обетование конечной победы Бога — вот основополагающее верование касательно роли сатаны в Новом Завете. Павел использует эту надежду, поскольку он утешает римских христиан, говоря им, что Бог скоро «сокрушит» сатану под их ногами (Рим. 16:20). Новый Завет учит верующих противостоять искушениям сатаны, зная, что Бог победил сатану и снарядил Свой народ противостоять ему (Еф. 6:11; Иакова 4:7; 1 Пет. 5:8-9). Победив силы греха и смерти через крест, Бог однажды уничтожит сатану, древнего змея и врага Божьего народа (Откр 12:9-12; 20:10). Как пишет Павел коринфянам, Христос уничтожит все силы и власти и поместит их под ноги Его, чтобы Бог был все во всем (1 Кор. 15:24-28).

Письма Павла изменили моё представление о сатане. Теперь я совершенно четко понимаю, что только Бог вездесущ; а сатана – это созданное существо с ограниченной властью. Это также означает, что сатана не является источником всего зла и всех искушений — я могу быть своим собственным источником искушений. Но я еще больше осознаю угрозу сатаны в моей жизни. Хотя Бог разоружил сатану через крест, сатана остается безжалостным в своих происках, желая извратить и разрушить веру и общение Божьего народа. Мы должны твердо противостоять ему и нашим собственным эгоистическим желаниям.

Автор — Дерек Браун / charismamag.com
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!