Мы не можем держаться одновременно за горечь и Бога

Мы не можем держаться одновременно за горечь и Бога

Прощение. Даже само это слово может вызывать раздражение. Инстинктивно мы вспоминаем раны прошлого, и прощение кажется невозможным (или, по крайней мере, неестественным). Больше всего в такой момент хочется сосредоточиться на тех ужасных вещах, которые люди сделали с нами, снова и снова перечислять их ошибки и строить планы возмездия, хотя бы в нашем воображении.

Я знаю. Я лелеяла свой гнев, поскольку я постоянно обращала внимание на то, как люди причиняли мне боль. Близкая подруга, разорвавшая наши давние отношения из-за недопонимания. Женщина, которую я наставляла в течение многих лет, клеветала на меня другим. Мой муж, который неожиданно бросил меня ради другой женщины. Врач, чья неосторожная ошибка положила конец жизни моего сына.

Я помню, как сидела в кабинете психолога и говорила о глубоком предательстве. Когда консультант упомянул прощение, я была в ярости. Выглядело так, как будто он предлагал мне дать моему обидчику лазейку, что было немыслимо после всего, что я выстрадала и перенесла. Просто услышав эти слова, я разозлилась. Почему я должна прощать? Особенно, когда казалось, что человек нисколько не сожалел о том, что сделал.

Но когда мой консультант раскрыл библейские принципы прощения, я уже не могла игнорировать его слова. Я осознала, что не совсем понимала, что такое прощение, и чем оно не является.

Что такое прощение, а чем оно не является 

Есть много определений прощения, но самое простое – это отказаться от права причинять боль другим в ответ на то, как они причинили нам боль. Прощение означает отказ мстить людям или злиться на них за то, как они нас ранили. Это односторонний акт, он не зависит от того, раскаивается ли человек или даже хочет признать то, что он сделал.

Прощение не означает, что грех не имеет значения. Это не одобрение того, что сделал другой человек, не минимизация проступка или отрицание того, что с нами поступили несправедливо. Прощение — это признание того, что другой человек согрешил против нас и, возможно, никогда не сможет исправить то, что сделал. Апостол Павел пишет: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Если Бог во Христе простил нас, то прощение не означает уменьшение того зла, которое люди совершили. Бог никогда не смог бы поступить так с грехом и остаться справедливым.

Также прощение не всегда означает примирение или восстановление. И для этого не требуется восстанавливать доверие или приглашать в отношения людей, которые причинили нам боль. Прощение безоговорочно, но значимое примирение и восстановление зависят (в Евангелии и в человеческих отношениях) от искреннего покаяния обидчика, смиренной готовности принять последствия своих действий и желания обеих сторон работать над отношениями.

Прощение людей также не означает, что они не испытают на себе последствий за свой грех. Однако, прощая их, мы оставляем эти последствия Богу, который говорит: «Мне отмщение, Я воздам» (Римлянам 12:19). Это не означает, что мы не можем возбуждать судебные иски или предпринимать другие правовые действия, против того, кто причинил нам боль или вред, если у нас есть для этого основания. В определенных обстоятельствах это может быть жизненно важно для реабилитации правонарушителя или защиты других потенциальных жертв.

Прощение дорого обходится. В Библии оно означает пролитие крови (Евреям 9:22). Жертвоприношение. Смерть. По правде говоря, первый шаг прощения по-прежнему часто ощущается как смерть. Я хочу держаться за своё право злиться и часто негодую, когда меня просят отказаться от этого. Это кажется таким несправедливым. Моя плоть все еще требует возмездия.

Сопротивление показывает, что мне нужна помощь Бога, чтобы понять прощение и по-настоящему простить.

С чего начать?

Мне часто приходилось говорить: «Господь, я не хочу прощать сейчас, не мог бы Ты вложить в мое сердце желание простить? Ты простил все мои грехи, и я знаю, что все, что я прощаю другим, ничтожно по сравнению с тем, что мне прощено (Матфея 18:21–35). Но без Тебя я не смогу это сделать. Помоги мне, пожалуйста».

Часто мне приходится повторять эту молитву, пока Бог не изменит моё сердце. Когда Бог это делает, Он обычно помогает мне увидеть раны человека, причинившего мне боль, — раны, которые не уменьшают, не извиняют и не оправдывают обиду, но смягчают моё отношение к этому человеку. Когда я хочу простить, я начинаю процесс прощения с того, что называю то, что произошло, и все негативные последствия действий и слов человека. Включаю всё — что я потеряла; что было сложно; что я в результате всей этой ситуации чувствовала. Я хочу знать, что я отпускаю, прежде чем прощу, чтобы двигаться вперед, зная, что я исчислила издержки.

Для большинства обид прощение можно рассматривать на двух уровнях — первоначальное решение избавиться от горечи, и длительный непрерывный процесс. Когда на ум приходят оскорбления и всплывают болезненные воспоминания, я должна намеренно прекратить их повторять и перечислять и попросить Господа помочь мне отпустить эти мысли и практиковать прощение.

Почему прощение жизненно важно для радости

Многие годы я не осознавала важность прощения и почему-то считала, что оно является чем-то необязательным; теперь я рассматриваю его как заповедь. «Как Господь простил вас, — говорится в Колоссянам 3:13, — так и вы должны прощать».

Итак, чтобы по-настоящему простить тех, кто нас обидел, мы должны сначала получить прощение от Бога, признавая нашу нужду перед Ним, и это даст нам силы прощать других людей. Христианское прощение вертикально, а не горизонтально. На протяжении всего Священного Писания Господь связывает Свое прощение нас с тем, как мы прощаем других (от Матфея 6:14–15). И, как и все Его заповеди, это всегда для нашего блага.

Прощение тех, кто причинил нам боль, освобождает нас. Оно мешает горечи пускать корни, той горечи, которая осквернила бы не только нас, но и всех вокруг (Ефесянам 4:31). Когда мы цепляемся за обиду, мы неосознанно даем обидчику постоянную власть над нашими сердцами, что держит нас в рабстве перед гневом. Созданная нами же самими тюрьма уводит нас от Господа, потому что мы не можем держаться за горечь и одновременно держаться за Бога.

Соответственно, прощение обидчиков освобождает нас от горечи. Бог, простивший наш огромный долг, даёт нам силу прощать других. Это Его сила, а не наша. Вот в чём состоит чудо христианского прощения: когда мы прощаем, Христос делает что-то глубоко в нас и для нас. Раны, нанесенные другими людьми, прочно прививают нас к Христу, виноградной лозе, и Его жизнь тем сильнее течёт через нас. Этот процесс высвобождает силу Бога в нашей жизни беспрецедентным образом, делая прощение одним из самых изменяющих нашу жизнь шагов, которые мы когда-либо предпринимали.

Прощение, свобода и мир

Радость и печаль часто сосуществуют, а радость и горечь — нет. Горечь и непрощение лишают нашу жизнь жизненных сил, мира и освежающей радости присутствия Бога.

Мы видим силу прощения и благодати в жизни Иосифа (Бытие 50:15–21) и Иова (Иов 42:7–10), которые простили обидчиков. И мы видим, как непрощение и ярость захватили других людей, например, Иоаса, убившего несогласного с ним священника (2 Паралипоменон 24:20–22), и даже Иону, который разгневался на Божье сострадание (Иона 4:1–3). Умение прощать не только меняет наше настоящее; но также меняет и наше будущее. Когда мы прощаем, мы можем начать ходить в свободе и радости.

Я не знаю, на какой стадии вы находитесь на этом пути прощения. Возможно, ваша рана еще свежа, и вам нужно время, чтобы осмыслить все, что произошло. Может быть, вы долгое время цеплялись за горечь, и Бог просит вас отпустить её. Если мои слова описывают вас и вашу ситуацию, я призываю вас молиться. Доверять Богу. Простить своего обидчика. Вы не пожалеете.

И после того, как вы простите, после того, как покинете тюрьму горечи, вы удивитесь, как быстро Бог начнет наполнять вашу жизнь радостью и миром, которые вы потеряли.

Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!