Почему конец брака в вечности — хорошая новость
Безусловно, Божьей целью для Его детей в загробной жизни является не только вечная жизнь вместо смерти, не только святость вместо греха, здоровье вместе болезней, радость вместо печали и удовольствие вместо боли, но и невообразимое, нескончаемое состояние восторга, экстаза, которое несравненно превышает все наиболее острые удовольствия этого мира.
Другими словами, в грядущем веке нас ожидает не только замена худшего (что есть в этом мире) наилучшим, но и замена наилучшего (что есть в этом мире) еще более превосходным. Я утверждаю это по следующим трем причинам.
Земные приобретения – это потери с точки зрения вечности
Во-первых, обратите внимание, что Павел не говорит в Фил. 3:7 “но что для меня было ПОТЕРЕЙ, то ради Христа я почел тщетою”, но “что для меня было ПРЕИМУЩЕСТВОМ, то ради Христа я почел тщетою”. Здесь Христос – это не просто “хорошее взамен плохого”, но “наилучшее духовное взамен наилучшего земного”.
Я со всей серьезностью отношусь к фразе “что было преимуществом”, которая означает “все, что я когда-то считал самым лучшим”. И это “самое лучшее” апостол теперь считает “тщетою” по сравнению с познанием Господа Иисуса Христа. Я не могу себе представить, чтобы Павел имел в виду следующее: “В этом мире Христос – наилучшее, что у нас есть, но в загробной жизни нам будет грустно без некоторых земных вещей”. НЕТ! Христос – это лучшее, что у нас есть как в этой жизни, так и в жизни грядущей. Вечно!
Наслаждения в вечности превзойдут все земные удовольствия
Во-вторых, Павел утверждал: “Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9). Если нас любит вечная, бесконечно мудрая и всемогущая Личность и обещает в будущем веке блаженство, которое нам невозможно даже представить, это, безусловно, говорит о том, что мы неспособны постичь эти наслаждения здесь, на земле. Действительно, мы можем помыслить о будущем небесном блаженстве не иначе, как в рамках наших земных представлениях о самых сильных удовольствиях.
В грядущем веке будет полнота наслаждений
В-третьих, как мы уже отметили, Бог намеревается не просто заменить «плохое земное» “хорошим небесным” – но даже «лучшее земное наилучшим небесным». Например, читаем в Пс. 15:11 – “Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”.
“Полнота радостей” здесь означает, конечно же, не «меньше радости» (по сравнение с земной жизнью), но “больше радости”. Даже «самое лучшее» в этом мире не заглушает в нас «желания большего» — ощущения того, что «это лучшее» может быть «еще более лучшим». И так оно и есть. Но «полнота радостей» буквально означает на еврейском “полное насыщение”, даже “пресыщение”. Т.е. это такая радость, увеличить которую невозможно.
“Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их” (Пс. 35:9).
Если уже в этой жизни мы испили «из потока сладостей» Божиих, то когда «водворимся у Господа» (2 Кор. 5:8), разве не покажется «насыщение» на земле весьма скудным по сравнению с небесным, где нас ждет “преизобильное богатство благодати Божьей в благости к нам во Христе Иисусе”? (Еф. 2:7)
В этом и заключается цель нашего духовного воскресения, о чем Павел пишет в Еф. 2:4-5. Обратите внимания на следующие слова и фразы: “богатый милостью”, “благодатью”, “великой любви”. Что они еще могут означать, как не то, что Божиим намерением является излияние на нас Своей благодати и доброты на небесах, и что это займет целую вечность – просто потому, что доброта и благодать Бога безмерны? Такая риторика просто не оставляет места для сомнений в том, что в грядущем веке нас ожидает полнота восторга и наслаждений – никак не меньше!
Вот почему я пришел к выводу, что в небе нас ожидает не только “хорошее вместо плохого”, но и “хорошее вместо наилучшего”.
Иисус о ненужности супружеских отношений в вечности
Если вы дочитали до этого момента, то сейчас вы готовы к тому, чтобы услышать слова Иисуса о том, что в грядущем веке супружеские отношения будут ненужными.
“Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения” (Лк. 20:34-36).
Что сразу же приводит нас в удивление, так это указанная Иисусом причина, почему в “том веке” уже не будет брака: “сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят”, потому что “умереть уже не могут”. Звучит так, словно единственное назначение брака – размножение. Отсюда вывод: так как нужда в сохранении человечества отпадает – поскольку люди не умирают и есть четкое количество избранных (Рим. 11:25), – отпадает нужда и в браке.
Наши тела в воскресение
Не забывайте о том, что побудило нашего Господа сказать эти слова, – а именно, утверждение саддукеев, что воскресения не существует; что тела не воскреснут; что они сгниют – и на этом все кончится (Лк. 20:27). Таким образом, в этом тексте речь идет о воскресении тел. Иисус говорит об отсутствии супружеских отношений на небе не потому, что там не будет тел. Суть этого текста в том, что там будут тела.
Тема брака была в центре дискуссии, потому как саддукеи пытались представить воскресение абсурдной идеей. Если бы они вели спор сегодня со мной, то сказали бы: “Хорошо, Джон Пайпер, чьим мужем будет твоей отец в воскресении?” Мой отец был мужем моей матери Руфи, которая умерла после 36 лет совместной жизни. И был мужем моей мачехи Лабон, которая умерла на 25 году их совместной жизни. Таким образом, вопрос саддукеев заключался бы в следующем: будет ли на небе полигамия?
Иисус же ответил: “Нет. Не будет полигамии в воскресение, потому что там не будет брака”. Если бы они спросили у Него: “Откуда, ради всего святого, Тебе это известно?” – Он бы ответил: “Потому что Я так решил, когда планировал эту Вселенную”. Но до этого уровня беседы саддукеи не дошли. “И уже не смели спрашивать Его ни о чем” (Лк. 20:40).
Является ли продолжение рода единственной библейской причиной брака?
Возвращаемся к вопросу: когда Иисус говорит, что в воскресение не будет супружества, потому что не будет смерти, имеет ли Он в виду, что единственной причиной брака является рождение детей – их воспитание и «наполнение земли»? И если есть и другие причины брака, то почему бы ради них не сохранить супружеские отношения на небе? Речь идет о таких причинах, как сексуальное наслаждение; просто знать, что тебя глубоко любит самый близкий тебе человек; наслаждение от того, что кто-то разделяет с тобою твою жизнь – твои радости; тепло объятий, когда двое спят в одной постели в холодную ночь; общение с супругом, который понимает каждый оттенок смысла и эмоций; или то необъяснимое чувство удовлетворения, когда просто находишься с любимым в одной комнате – даже в полной тишине.
Разумеется, Библия учит, что брак существует не только для репродуктивных функций. Сексуальные отношения в Библии – не просто прагматичный, механический процесс. Это – страсть. Интимные отношения были задуманы как страстные отношения.
“Любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно” (Пр. 5:19).
Также не следует считать, что сексуальные отношения в браке – это лишь средство избежать безудержной распущенности (1 Кор. 7:2). Разумеется, супружество является таким средством – но не только.
Когда мы читаем описание добродетельной жены в Пр. 31:10-31 – цена которой “выше жемчугов” (стих 10), – у нас никак не возникает ощущение, что жена является главным образом “инкубатором”. Библия всегда рассматривает брак шире, чем просто способ размножения людей и средство предупреждения аморальности.
Итак, почему на небесах не будет брака?
Если сама Библия учит, что брак – это нечто большее, чем рождение детей, почему же тогда брак будет отменен, несмотря на отсутствие репродуктивной необходимости на небесах? У меня есть несколько предположений на этот счет.
1. Удовольствия перейдут на более высокий уровень.
Удовольствия на этой земле являются неким предвкушением и указателем на невообразимо лучшие наслаждения грядущего века. Прочтите в этом контексте слова Павла в Кор. 13:10 – “Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится”. Апостол говорит здесь о духовных дарах пророчества, иных языков и знания. Я применяю этот принцип и к сфере удовольствий.
“Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1 Кор. 13:9-12).
Павел утверждает, что если сравнивать жизнь людей в этом мире с жизнью людей в мире грядущем (когда “настанет совершенное”), то это все равно, что сравнивать детство со зрелостью. Давайте применим эту аналогию и к супружеским отношениям.
Даже наиболее изысканные сексуальные удовольствия этого мира – всего лишь “детская любовь к мороженому”. Существует такая же разница между сексуальными удовольствиями на земле и удовольствиями в небесном теле на небе, как между детским наслаждением мороженным и постельными утехами двадцать лет спустя.
Можно сказать, что наслаждение от мороженного является прелюдией и указателем на сексуальные наслаждения в будущем. Подобным образом, сексуальные наслаждения в этом мире являются прелюдией и указателем на невообразимо большие наслаждения в духовном теле в веке грядущем.
Полагаю, что автор Книги Екклесиаста уловил ограничения даже наибольших супружеских наслаждений этого века, когда использовал фразу “под солнцем”. Она как бы указывает на существование чего-то лучшего.
“Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем” (Екл. 9:9).
Наилучшие человеческие удовольствия, известные в этом мире, – личностные, эмоциональные, психологические и физические – вполне вписываются во все то, что происходит “под солнцем”. Но в грядущем веке “город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец” (Отк. 21:23). Разве не должны мы, следуя этой аналогии, утверждать, что все удовольствия земного тела в этом веке весьма уступают наслаждениям духовного тела, точно так же как солнечный свет этого века уступает свету Божьей славы?
Таким образом, брак перестанет существовать по той же причине, по которой перестанет существовать солнечный свет. И брачные отношения, и солнечный свет являются лишь, указателями, предвкушением, прелюдией к чему-то лучшему. Когда придет совершенное, станут ненужными “указатели, предвкушения и прелюдии”.
2. Что следовало понять саддукеям?
Но почему же Иисус, говоря о конце супружеских отношений, упомянул воскресение и бессмертие как причину этому? Почему Он просто не сказал приблизительно следующее: “Так как сексуальные удовольствия трансформируются в нечто несравненно большее, отпадет нужда в браке”.
Возможно, Иисус просто выбрал наиболее простой и доступный для саддукеев способ объяснить, почему на небесах не будет брачных отношений. Им была понятна эта мысль: если нет смерти, нет смысла и для деторождения – и значит, нет смысла в браке.
3. Одиночество – не ущербность.
Наконец, Бог потому не сделал супружеские отношения вечным установлением (даже если они и не нужны для воспроизведения потомства), чтобы самим аннулированием института брака подчеркнуть ту истину, что одинокие, неженатые люди также обладают полнотой наиболее великих, вечных радостей. Вот, что сказал Бог о тех, кто не женат, но хранит Его завет:
“Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится” (Ис. 56:4-5).
Очевидно, что “место” и “имя”, упоминаемые здесь, означают, что несемейные люди (а в супружеских отношениях состоят далеко не все) ничем не будут обделены в грядущем веке.
Выводы:
Брак перестанет существовать на небе, потому что исчезнет необходимость в воспроизведении потомства (Лк. 20:35-36). Брак перестанет существовать на небе, потому что все супружеские удовольствия являются лишь прелюдией и указателем на нечто лучшее, что превышает всякое человеческое воображение (1 Кор. 2:9). Когда придет “совершенное”, то, что “отчасти”, прекратится. Брак перестанет существовать, чтобы семейные и одинокие оказались в одинаковых условиях касательно вкушания полноты вечной радости и наслаждений (Псалом 15:11).
Давайте завершим наши рассуждения тем, с чего мы начали. Если грядущий век – это не только замена “плохого хорошим”, но и “наилучшего еще более лучшим”, тогда конец супружеских отношений – это действительно хорошая новость. Понимаете это? Земной брак, хотя и предлагает нечто “наилучшее” – острые наслаждения, приятнейшие интимные отношения, – является всего лишь предвкушением наслаждений будущего века. Если вы познали эти земные наслаждения в браке – или мечтаете их познать, – то можете только представить (хотя это и невозможно), какие невообразимые нас ожидают на небе наслаждения, если брак как таковой слишком слаб, чтобы быть каналом их передачи.
Чем больше вы грустите о потере радостей супружеской жизни или мечтаете о них, тем больше вы должны радоваться замене “земного небесным”. “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9). И это касается всех – семейных и одиноких.
Голос Истины по материалам блога Джона Пайпера DesiringGod
Последнее: 01.01. Спасибо!
Честно, статья вызвала у меня шок. Я был намного лучшего мнения о Джоне Пайпере! Что это за нелепые утверждения о чувственных «сексуальных удовольствиях» на небесах? Какая ужасная нелепость! Это не учение Христа, это учение Мухаммеда! P.S. Я еще ничего не сказал об ошибочности супранатуралистских взглядов на посмертную судьбу человека. Библейская антропология нигде не учит о каком-то чувственно воспринимаемом загробном мире. Здесь имеет место попросту спекуляция Писанием.
Это будет именно телесном воскресение, во плоти. Но наше тело будет иным, не таким, как «здесь». Пайпер пишет, что именно сексуальные чувств на небесах не будет, т. к. они сменятся иными, высшего порядка. Ап. Павел пишет, «мы все изменимся»...