Доверие к пасторам, вероятно, близко к историческому минимуму. Прошли времена слепого доверия к словам того, кто носит титул служителя. Слишком много людей видели, как ложь пасторов выносилась на свет и оказывалась неправдой. Но должны ли лживые пасторы быть отстранены от служения?
Позвольте мне развеять ваши иллюзии. Все пасторы говорили неправду. Каждый из нас. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Но нет ни одного пастора, который никогда не говорил бы неправду. Иногда мы лжем, раздувая цифры. В других случаях мы лжем, говоря людям в наших церквях то, что, по нашему мнению, они хотят услышать. Иногда пасторы лгут, чтобы скрыть свои или чужие грехи. Как следует относиться к этой лжи? Какая ложь дисквалифицирует?
Обман — это грех
Когда я признаю, что каждый пастор лгал, я не оправдываю его. Обман греховен, и он проистекает из нечестивых сердец. Обман исходит от отца лжи, самого сатаны (Иоанна 8:44). Хотя есть и благородная ложь, как в случае с Рахав в книге Иисуса Навина 2, это не то, что мы практикуем, когда говорим полуправду, преувеличиваем или откровенно обманываем. Как мы видим на примере Анании и Сапфиры (Деян. 5:1-5), когда мы лжем церкви, мы лжем Богу, и с этим нужно считаться.
Ложь церкви — это настолько тяжкий грех, что когда пасторы обманывают, это может лишить их права на служение. Но как определить, должен ли пастор, уличенный во лжи, быть отстранен от служения? Мы должны рассмотреть (1) тяжесть лжи и (2) раскаяние пастора.
Взвесьте тяжесть лжи
Когда пастор уличен во лжи, естественным следствием этого является, как минимум, эрозия доверия между ним и паствой, которую он пасет. На степень эрозии влияют многие факторы, но часто она определяется тяжестью лжи. Сообщил ли пастор слегка завышенные цифры посещаемости, преувеличил ли иллюстрацию к проповеди, солгал ли о спорной ситуации или украл деньги у церкви?
Для того чтобы церкви могли правильно реагировать, каждая из этих ситуаций должна быть правильно взвешена. Привела ли ложь к тому, что имя Христа было опорочено в обществе? Ранила ли она людей, скрывала ли зло или сокрушила веру члена церкви? Является ли она частью схемы обмана? Такая ложь требует более серьезных последствий.
Может быть, ложь просто выставляет пастора в глупом свете? Можно ли считать, что это не в его характере, что это печальный, но несвойственный для него проступок? Не выглядят ли естественные последствия лжи минимальными? Такая ложь требует реакции, но обычно не должна приводить к отстранению от служения.
Оцените раскаяние пастора
Какой бы серьезной ни была ложь, пастор должен покаяться. Человек, который хронически завышает показатели посещаемости воскресного служения, может подорвать доверие к себе настолько, что его перестанут считать достойным уважения. Если вы лжете в мелочах, то как ваши прихожане будут доверять вам в больших делах?
В книге «Лекции моим ученикам» Чарльз Сперджен цитирует Джона Энджелла Джеймса: «Когда проповедник праведности встает на пути грешников, он никогда больше не должен открывать свои уста в большой общине, пока его раскаяние не станет таким же известным, как и его грех». Мы должны спросить: усугубляет ли лживый пастор свой грех, объясняя или оправдывая свою ложь, или же он смиренно и праведно берет на себя ответственность за нее, имея мужество покаяться? Если ответ первый, то это веский повод для дисквалификации (1 Тим. 5:20).
Предоставьте путь к восстановлению
Если пастор раскаивается, а серьезность его лжи такова, что есть основания полагать, что доверие прихожан может быть восстановлено, руководство церкви может предусмотреть процесс восстановления пастора в должности. План должен быть четким, и он должен быть прозрачным для церковного тела, а не только для старейшин.
За каждой ложью стоит идолопоклонство, которое побуждает к обману. Именно наша любовь к себе, наша склонность к самосохранению, является причиной лжи. Мы лжем, когда забываем о своем положении во Христе и вместо этого предпочитаем возвеличить себя или прикрыть свой грех.
Итак, человек, пойманный на лжи, должен с готовностью подчиниться призванным, квалифицированным и благочестивым лидерам поместной церкви, которые осуществляют его план восстановления. Он также должен принять свободу, которая приходит через покаяние, и с готовностью идти во свете. Чтобы действительно обратиться от греха к новому послушанию, нужно доверить Христу свою репутацию и больше не держаться за себя.
Надежда, несмотря на неудачи
Пасторство сопряжено с давлением. В культуре, которая превозносит измеримый успех и порицает любой намек на неудачу, пасторы могут почувствовать необходимость представить картину нашей жизни, служения и церкви, которая соответствует ожиданиям.
Но хорошая новость заключается в том, что Иисус не оказывает давления. Когда Он смотрит на пасторов, Он не ожидает от них идеально эффективного и постоянно растущего служения. Мы можем быть честными, даже когда картина не очень красивая, потому что мы знаем, что мы сеем евангельское семя, но жатву дает Бог (1 Кор. 3:6-8).
Пасторы, уличенные во лжи, не всегда должны быть восстановлены в пасторском служении. Хотя наш грех не может лишить нас спасения, он может лишить нас пасторства. Но даже если ложь пастора лишает его роли служителя (на время или навсегда), прощение Христа остается открытым и полным. Нам нужно только желать его, обратиться с верой от греха и ухватиться за славное обетование нашего воскресшего Господа (1 Иоанна 1:9).
автор — Райан Уильямс / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!