«О, Боже, порази нечестивых»: Как христиане поют проклятия

«О, Боже, порази нечестивых»: Как христиане поют проклятия

Наверное, вы сталкивались с таким, читая Библию. Вы ищете ободрения в Псалмах. Начинаете читать 138-й Псалом и находите тёплый кров для своей души.

“Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали”.

Вы стоите или сидите? Он знает. Он видит. Он заботится. Поразительно. Счастье переполняет, когда вы читаете, что Он окружает вас, вмешивается в вашу жизнь (ст. 2-12), что Он знал вас ещё до вашего появления, образуя вас во чреве матери (ст. 13-16). Вы словно поднимаетесь по лестнице Иакова к златым вратам, славя Бога, не покинувшего вас из-за ваших недавних и старых грехов: Вы просыпаетесь, и Он все ещё с вами (18).

Но затем вы спотыкаетесь о 19-й стих:

“О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!
Удалитесь от меня, кровожадные!”

Вы делаете паузу и перечитываете ещё раз. Вы останавливаетесь и проверяете – тот ли это псалом? Резкий отрывок наполнен насилием. Поразить нечестивцев? Ненавидеть их полной ненавистью? (22) Как быть с этими строками? Просто закрыть на них глаза? А что делать с ещё большим?

  • Сокруши мышцу нечестивому и злому. (Псалом 9:36)
  • Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. (Псалом 34:6)
  • Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. (Псалом 139:11)
  • Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад. (Псалом 54:16)
  • Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. (Псалом 57:9)
  • Да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда. (Псалом 68:24)
  • Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих. (Псалом 108:9-10)

Как вы объясните подобные проклятия? Что ответите своему коллеге-атеисту? Вы молитесь о подобном на семейном собрании? Как избавиться от чувства неловкости? Что нам, как христианам, делать с этим в ожидании пришествия Христа?

Дьявольские псалмы?

К.С. Льюис, вероятно, величайший христианский апологет двадцатого века, дает нам такой совет:

«…нельзя думать так: если такие фразы есть в Библии, значит, мстительность и злоба каким-то образом и благочестивы, и хороши. Однако нельзя и сделать вид, что ненависти тут нет вообще. Она есть – неприкрытая, гложущая, злорадная; но мы согрешим, если станем оправдывать эту страсть в ком бы то ни было, а хуже всего – в себе» (Размышления о псалмах, с. 26).

Дьявольские, ужасные псалмы, как он их называет, написанные “свирепыми, эгоистичными, варварами”. Прав ли он?

Как же мы понимаем эти “призывающие несчастье псалмы”, псалмы проклятия (в более широком смысле, Псалмы 54, 58, 68, 78, 108 и 136)? Для начала рассмотрим такие проклятия в четырех сферах: в Ветхом Завете, в Новом, на небесах и в наше время.

Проклятия в Ветхом Завете

Во-первых, мы уже встречались с проклятими в Псалмах.

Как нам ответить на возражение, что эти псалмы, написанные главным образом Давидом, по характеру очень личные и мстительные? Можно долго рассматривать Давида, задаваясь вопросом – не был ли одержим мстительным духом тот, кто отрезал край одежды Саула, вместо того, чтобы поразить его (не говоря уже о его терпении к Доику, Авессалому и Самею). Но вместо этого обратите внимание на три важных свойства проклинающих псалмов.

1. Давид не проклинает непосредственно

Проклятия – это заявления о причинении вреда другим людям, часто связанные с ритуалами или жертвоприношениями. Пусть твои поля сгниют, или твоя жена пусть будет бесплодна. “На Ближнем Востоке в древности ужасающая угроза проклятий и предзнаменований считалась более чем реальной” (Новый словарь библейского богословия, с. 397). В древнем мире эти заявления часто считались действенными сами по себе.

Не так было в Израиле. Там знали, что решающую силу имеют исключительно проклятия истинного Бога. Валаам, прибегая к опыту израильтян, говорит: “Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла” (Числа 23:8). Таким образом, проклинающие псалмы не являются прямым проклятием нечестивцев, помимо воли Всемогущего. Это молитвы, возносимые и вверенные псалмопевцем мудрости и осуществлению по воле Бога.

2. Давид часто молится словами Писания

Давид не вынашивал коварных планов и не записывал стихов ненависти в маленькой черной записной книжке, скрываясь у себя в покоях. Будучи царем, Давид день и ночь размышлял о Божьих благословениях и проклятиях, содержащихся в Торе (Левит 26; Второзаконие 27-28). Как же должен относиться к этим проклятиям любой израильтянин? Народ Господень, отвечая, говорит: “Аминь” (Второзаконие 27:15-26).

Так и Давид в Псалмах часто внимает Божьим судам и просто молится о них. “Почти для каждого случая призыва из этих молитв проклятий его можно найти в другом месте в форме утверждения о том, что произойдет с грешниками, которые упорствуют в противостоянии Богу” (Трудные стихи Библии, с. 280-282). В качестве одного из примеров можно привести утверждение из 1-го Псалма: “…нечестивые… как прах, возметаемый ветром” (Псалом 1:4), которое у Давида становится: “да будут они, как прах пред лицом ветра…” (Псалом 34:5).

3. Враги псалмопевца – враги Бога

О чьих врагах идёт речь в Псалме 138:19-22? “Против Тебя”, “враги Твои”, “ненавидящих Тебя”, “восстающими на Тебя”. Эти люди опосредованно стали врагами Давида: ”… враги они мне” (138:23). Здесь мы находим еще одно важное свойство проклинающих псалмов: часто их мотивом становится праведное негодование по поводу того, как нечестивцы обращаются с Богом, Божьим народом и Помазанником Божьим.

Иллюстрацией этому – эпическая схватка Давида с Голиафом. Какое ему лично было дело до гиганта? Голиаф не убивал отца Давида, как шестипалый человек в “Принцессе-невесте”. И у того не было никакого злого умысла, кроме одного: Голиаф осмелился бросить вызов армиям живого Бога.

Были ли у вас вспышки праведного гнева? И не потому, что оскорбляли вас, а потому, что оскорбляли Бога? В 1945 году коммунистический Советский Союз оккупировал Румынию. Чтобы продемонстрировать новую государственную власть, коммунисты созвали конгресс, в котором участвовали четыре тысячи христианских лидеров, и транслировали его по всей стране. На мероприятии присутствовали Ричард и Сабина Вурмбранд. Один за другим христианские лидеры приветствовали атеистическую власть и обещали верность со стороны церкви.

Сабина наклонилась к мужу: “Ричард, встань и смой этот позор с лица Христа! Они плюют Ему в лицо!”. “Если я это сделаю, – ответил он, – ты потеряешь мужа”. “Я не хочу, чтобы мой муж был трусом” – последовал ее ответ. И он так и поступил. Позже он написал: “Потом мне пришлось заплатить за это, но оно того стоило” (Пытки за Христа, с. 10).

Всякий ли раз, каким бы незначительным ни был случай, мы поднимаемся, чтобы стереть плевок с лица Христа? Или мы стали неспособны слышать, как имя Христа марают в грязи? Джон Стотт комментирует:

[Псалмопевец] полностью отдал себя Божьей воле, [и] пылает ненавистью к ним, потому что любит Бога ... То, что нам нелегко поступать так, является показателем не нашей духовности, а ее отсутствия, не нашей превосходящей любви к людям, а нашей неполной любви к Богу, более того, нашей неспособности ненавидеть нечестивых “полною” ненавистью [как в Псалме 139:22], а не “личной”. (Послание Нагорной проповеди, с. 116-117)

Говорим ли мы вообще что-нибудь нелицеприятное в присутствии зла – или, хуже всего, нас это вообще не волнует? Так поступали псалмопевцы. Мы обвиняем их в жестокости; они обвиняют нас в порочной сентиментальности. Мы обвиняем их в том, что они пренебрегают человеком; они обвиняют нас в том, что мы отступаем от Бога.

Проклятия в Новом Завете

Есть ли проклятия в Новом Завете? Да.

Петр восклицает: “…серебро твое да будет в погибель с тобою…” (Деяния 8:20). Павел предает анафеме любого, кто проповедует иное Евангелие или отказывается любить Иисуса Христа (Галатам 1:8-9; 1 Коринфянам 16:22). Даже Иисус проклинает смоковницу и насылает горе на фарисеев (Матфея 23:13–36).

Но вернемся к нашим исследованиям: как же Иисус и его апостолы относились к проклинающим псалмам?

Авторы Нового Завета, от Иоанна до Павла, от Петра и до самого Иисуса, без колебаний цитируют эти псалмы. Апостолы не испытывали сомнений, присущих многим современным учёным. Ни один автор Нового Завета не делает таких комментариев, как мы, рекомендуя хорошее телешоу: “Оно действительно хорошее, за исключением одной части”. И к таким псалмам они относятся, как должно и нам: с благоговением, как и ко всему Священному Писанию.

Рассмотрим использование в Новом Завете 68-го псалма с одним из самых длинных (Псалом 68:23-29) и самым суровым проклятием в Псалтири: “Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою” (ст. 28). Продолжай поражать. Без пощады. Никакого прощения. Пусть они будут прокляты. Но мы-то ожидаем, что Новый Завет избежит подобного отношения, не так ли?

На самом деле этот псалом является одним из самых известных в Новом Завете, включая выдержки из самих проклятий (Римлянам 11:9; Деяния 1:20). Давайте ограничимся цитатами возлюбленного и мирного апостола Иоанна. Он использует этот псалом, описывая, как Иисус очищал храм, выгоняя бичом торгашей: “ревность по доме Твоем снедает меня” (Псалом 68:10; Иоанна 2:17). Он излагает Псалом 68:4 устами Иисуса в горнице, когда Господь объясняет, что иудеи “возненавидели Меня напрасно” (Иоанна 15:25). И что самое поразительное, на самом кресте: “Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду” (Иоанна 19:28) – ссылка на стих 21: “И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом”.

Джон Пайпер комментирует:

«По словам апостола Иоанна, Иисус умер со словами из 68-го псалма. Можно ли отдать большую дань одному псалму? В псалме, который смущает нас из-за его проклятий, Иисус жил, пришёл на крест и прошёл чрез него» (Shaped by God, с. 61).

Здесь мы находим определяющую реальность. Бог допускает проклятия в этом мире ради славы Иисуса – чтобы явить нам трагическую, кровавую и прекрасную картину Его жертвенной любви. Содом и Гоморра, потоп, восстание Корея, проклятие Ханаана, плач о первенцах Египта – всё это тени по сравнению с ужасающей смертью Того, Кто воскликнул: “Жажду” на кресте. Он погрузился в глубины самого ада. Проклятия существуют, чтобы объяснить вам эту добрую весть:

“Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе” (Галатам 3:13).

Христос принял проклятие, осуждение и смерть – почему? За нас. Хлеб преломленный – за тебя. Вино, пролитое – за тебя. Испитый до дна суд – за тебя. История всех проклятий каждого человека в этом мире заканчивается или здесь, на кресте, или в аду. Другого исхода нет.

Поэтому мы несем весть Евангелия:

“Сэр, могу ли я поговорить с вами об Иисусе?”

“Зачем мне слышать о Нём? – У меня всё в порядке”.

“Потому, сэр, что из-за греха вы находитесь под Божьим проклятием. А тот, кто не верит, уже осужден, и поэтому гнев Божий пребывает на вас. Только Христос, ставший проклятием за всех, кто покаялся и уверовал в Него, может снять проклятие с вас”.

Проклятия на небесах

Теперь вопрос, которым вы, возможно, не задавались: есть ли проклинающие молитвы на небесах? Да.

Иоанн записывает голоса мучеников, убиенных за слово Божие, вопиющих громким голосом:

“Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число” (Откровение 6:10–11).

Мученики – освящённые и пребывающие с Господом во славе – молятся об отмщении их крови на земле. Или вновь, в другом месте Откровения (18:6), звучит проклятие на духовный Вавилон:

“Воздайте ей так, как и она воздала вам,
и вдвое воздайте ей по делам ее;
в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое”.

И как же небеса встречают падение врагов Бога? Божье отмщение нечестивцам наполняет их хвалебную песнь:

“…аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков” (Откровение 19:1–3).

Разве из наших детских сказок мы не знаем, что это хорошо? Они заканчиваются одинаково: ведьма проклята, чудовище убито, злой король свергнут с престола и наказан. Мы же не плачем, когда Шрама скармливают гиенам? Даже наши дети не плачут. Почему? Потому что мы понимаем, даже в юном возрасте, справедливость наказания злодеев. Что нам трудно вынести, так это то, что вне Христа мы (и те, кого мы любим) сами являемся злодеями.

Нынешние проклятия 

Псалмами проклятия молились в Ветхом Завете, они нашли своё подтверждение в Новом и звучали даже на небесах. А как насчет нашего времени? Должны ли мы молиться ими?

“Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками... Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. (Римлянам 12:14, 17, 19)

“…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матфея 5:44)

Эти тексты ясно учат, что возможность отплатить за наши личные обиды мы оставляем Богу. Они учат, что Божий гнев – исчерпанный на кресте или в аду – освобождает нас, чтобы мы могли любить тех, кто нас ненавидит, и благословлять тех, кто нас проклинает.

Но насколько это несовместимо с вознесением молитв проклинающими псалмами? Ведь, в конце концов, личная месть запрещена в обоих заветах (Левит 19:17–18). То, что месть принадлежит Богу, не было чем-то новым (Второзаконие 32:35; Псалом 94:1). Следующий стих в 12-й главе Послания к Римлянам является цитатой из Притчей 25:21: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья” (Римлянам 12:20).

Бывает зло настолько выраженное и продолжительное (особенно против вселенской церкви), что мы вправе молиться, чтобы нечестивцев, которых не остановила милость обращения (такая, которая остановила Павла), Бог остановил любыми другими средствами. Так Джеймс Гамильтон увещевает христиан сегодня:

«Молитесь, чтобы Бог либо спас тех, кто разрушает семьи и причиняет вред маленьким детям, либо сорвал все их усилия и удержал их от причинения дальнейшего вреда... Молитесь, чтобы Бог либо искупил людей, которые сейчас отождествляют себя с семенем змея, либо, если Он не собирается их искупить, сокрушил их и все их злые замыслы» (Откровение: Дух говорит к церквям, с. 201).

Но любое ваше решение – должно ли милосердие заставить замолчать эти молитвы или нет, — не должно приниматься в стремлении ускорить суд. Насущный вопрос не в том, почему существуют суд и проклятие, а в том, почему они не обрушиваются на нас каждое мгновение?

Вот чему поражался ангел: как может пребывать милость к грешникам из поколения в поколение? Кровью козлов? И эта великая тайна открылась в явлении единого благословенного Владыки, Царя царей и Господа господствующих, пришедшего в человеческом облике. Он заслужил все благословения Своим совершенным послушанием, на древе искупив нас от всех проклятий. Этим Христос открыл возможность спасения для всех, находящихся под проклятием. “Блаженны все, уповающие на Него” (Псалом 2:12).

Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!