Хотя большинству этот год запомнится вирусом, многие также запомнят эмоциональную пандемию изоляции и социального дистанцирования. Её последствия в человеческом сердце — чувство, которое мы называем одиночеством. Во время одного недавнего исследования 44 процента опрашиваемых сказали, что сейчас они более одиноки, чем когда либо раньше. Что неудивительно, учитывая все закрытия, отмены и предписания оставаться дома.
Девять лет назад мне было чуть больше сорока, и я всё ещё был неженат. Как старший пастор большой церкви, я проводил свою жизнь в водовороте людей. И при этом каждый вечер я возвращался в тишину своего дома. Я был не только одинок среди множества людей — я был одинок как пастор множества людей. В то время я написал статью о том, чему годы нежеланного одиночества учили меня о Боге. Я получил много ответов от читателей, в которых мои переживания нашли отклик. Одним из этих читателей была незамужняя женщина из города Канзас. У нас были общие друзья, которые переслали ей мою статью. Год спустя мы поженились.
Прошлое позволило мне смотреть на одиночество больше с точки зрения моей длительной бессемейной жизни, но теперь я также рассматриваю его через призму тех лет, которые я провёл как женатый человек и отец. Являюсь ли я по-прежнему одиноким? Да, и я рад, что это так.
Рад быть одиноким
Ты рад тому, что по-прежнему ощущаешь себя одиноким? Да. Это огромное облегчение — обнаружить, что я предназначен для чего-то гораздо большего, чем жена и дети. Такой подход может показаться перевёрнутым мышлением, но Иисус часто поступал так в Своём учении, выворачивая наизнанку наш обычный человеческий взгляд. Возрастание в вере в большой степени является искусством обновления и реформирования жизни, ценностей и переживаний, чтобы они стали тем, чем Бог предназначил им быть.
Это подводит нас к пандемии человеческого одиночества. Очевидно, что одиночество является результатом греха. Адам и Ева были сотворены для совершенной гармонии с Богом и друг с другом. Грех принёс отчуждение и разрыв в обоих направлениях. Когда Бог спросил Адама: «Где ты?» (Быт. 3:9), Адам ощутил внутри себя болезненную пропасть, и его реакцией было: «Бог, где Ты?» Подобно Адаму, мы часто не осознаём, что имеем, пока это не исчезнет. Адам ощутил болезненный всплеск эмоциональной пустоты в вертикальных отношениях — гармония с Богом пропала. Попытки Адама и Евы переложить вину в браке друг на друга быстро показали, что гармония на горизонтальном уровне также исчезла (Быт. 3:12–13).
Грех произвёл одиночество, но мы должны осознавать, что само по себе одиночество — это не грех. Фактически, одиночество может быть Божественной благодатью. При его правильном понимании, оно может стать нам одновременно и другом, и проводником.
Долина одиночества
Мудрость требует от нас, чтобы мы рассматривали одиночество в обратном порядке и правильно на него реагировали. Те пару десятилетий, которые я жил один, одиночество не казалось мне другом, оно казалось мне врагом. Оно постоянно напоминало мне о моих прошлых неудачах во взаимоотношениях — взаимоотношениях, которые, по моему мнению, должны были избавить меня от этого болезненного чувства. В этом и скрыта опасность одиночества: если оно не является вашим другом, тогда, скорее всего, оно — разрушительный враг в вашей жизни. Мы все знаем людей, для которых самоизоляция — защитный механизм. Они пользуются им, чтобы справляться с отсутствием взаимоотношений или с болью, которую взаимоотношения им причинили, (Притчи 18:1 в переводе Российского Библейского Общества — «Кто живёт сам по себе — творит, что хочет, а на здравые советы лишь бранится»). Для таких людей одиночество становится ущельем, в котором они живут, вместо долины, которую они должны пройти.
Хотя одиночество легко увидеть в тех, кто уединяется от общества, большинство из нас живут, испытывая общую обеспокоенность взаимоотношениями и надеясь, что кто-то придёт, чтобы избавить нас от нашего одиночества. Перефразируя высказывание Генри Дэвида Торо, большинство людей проживают жизнь в тихом отчаянии. С этой пандемией тихое отчаяние в большинстве домов становится ещё более одиноким отчаянием.
Как принимать одиночество
Одиночество — это часть внутренней архитектуры нашего образного мышления. Оно работает подобно датчикам в нашем автомобиле, сообщающим нам о том, что чего-то не хватает — масла в двигателе или давления в шинах. Мы были созданы для Бога и для общения друг с другом.
В падшем творении никакие человеческие взаимоотношения не могут удовлетворить это желание полностью. Наша способность быть полностью удовлетворёнными в Боге также недостижима на земле: из-за обитающего в нас греха наше спасение неполно, пока мы ожидаем наши прославленные тела и полноту радости в Божьем присутствии (Пс. 15:11, Пс. 22:2). До тех пор, вне зависимости от нашего семейного положения, круга наших друзей, нашей близости к детям и внукам, мы всегда будем в какой-то степени одиноки. Как человек, проживший длительное время как неженатым, так и в браке, как без детей, так и с детьми, в здравой церковной общине и с замечательными друзьями, я призываю вас смотреть на одиночество в этой жизни как на некоторый подарок от Бога.
Подобно тому, как голод подталкивает нас есть, и как жажда побуждает нас пить, одиночество оказывает на нас давление, направляя нас к более глубоким и подлинным взаимоотношениям с Богом и с другими людьми. Оно вырывает нас из притяжения эгоистичной жизни и ведёт к самоотдаче во взаимоотношениях. Если вместо того, чтобы обижаться на одиночество, мы станем рассматривать его скорее как вложенный в нас Богом стимул к человеческому развитию, оно благословит нас (Деян. 20:35).
Если бы я мог обратиться к самому себе в прошлом, когда я переживал очередные праздники в одиночестве своего дома, я бы сказал: «Ты возлагаешь слишком большие надежды на то, что жена и семья могут тебе дать». Я счастлив в браке. Мне очень нравится быть отцом. Но когда мы считаем, что наши желания будут восполнены, если у нас будет вот этот человек или вот такие взаимоотношения, мы будем реагировать на одиночество разочарованием и разрушительной изоляцией.
Позвольте боли вас мотивировать
Одиночество причиняет боль. Бог вложил в нас колючие напоминания о том, как прекрасна гармония с Богом и с другими людьми. Боль является мерой потери. Не всякая боль плоха. Когда я тренируюсь, боль говорит мне о том, что я делаю что-то полезное для меня. Это — хорошая боль. Одиночество может быть хорошей болью, если мы правильно его истолкуем. Как это выглядит?
Одиночество создаёт внутреннюю энергию. Я могу использовать эту энергию на то, чтобы обижаться на своё одиночество или зацикливаться на нём. Или же я могу взять эту энергию и целенаправленно тянуться к другим с этой энергией. Для этого необходимы дисциплинированность и самоконтроль, так как моя плоть поощряет саморазрушительные импульсы. У христиан есть благословение единства со Христом и сила обитающего внутри них Святого Духа, и благодаря этому они могут противостоять желанию плоти вооружиться одиночеством (Рим. 6:4; Гал. 5:16–17).
Мы действительно можем превратить одиночество в инструмент для позитивных изменений в нашей жизни.
Превратите одиночество в ожидание
Многие годы моей неженатой жизни я втайне предполагал, что я ощущал эту внутреннюю боль из-за того, что был один. Со временем я осознал, что есть разница между одиночеством и тем, чтобы быть одному.
Один — это математическая реальность единицы, к которой ничего не прибавлено. Когда вы одни, и вы одиноки, легко поверить в то, что супруг или супруга, семья или церковная семья избавят вас от одиночества. Однако, мой опыт согласуется с тем, чему учит Писание: один плюс один не равняется отсутствию одиночества. Общеизвестные привлекательные стороны брака — семья, секс и дети — очень помогают в ежедневной борьбе. Но даже в самых лучших моментах брака, отцовства (или материнства) и дружбы всегда чего-то не хватает: гармония проходит слишком быстро. Тёплое чувство заботы ускользает. Человеческие взаимоотношения отступают и утекают. Даже в их самых лучших проявлениях мы ощущаем, что чего-то не хватает.
По этой причине нам стоит радоваться. Мы должны быть рады осознанию, что даже лучшее в этой жизни оставляет нас неудовлетворёнными, желающими чего-то большего, лучшего и более продолжительного. При всей замечательности этих земных даров тот факт, что они не удовлетворяют нас, делает Божьи обещания полностью насытить нас навсегда ещё более потрясающими. Это означает, что наша радость в Нём и друг в друге будет лучше, глубже и ещё более счастливой (Фил. 1:23). Всякое одиночество на земле — это внутреннее подтверждение, что самая большая радость от взаимоотношений ещё впереди. Отсутствие должно заставлять сердце смотреть вперёд.
Это не притупляет боль одиночества, но убеждает нас, что эта боль является частью мимолётного и временного мира, который проходит (1 Пет. 1:24–25). Наше будущее совершенно свободно от одиночества и насыщено полнотой взаимоотношений сильнее, чем мы можем себе представить. Когда одиночество появится в следующий раз, поблагодарите Бога за то, что ваше одиночество убедительно напоминает вам о той славе, которая ожидает вас в будущем вместе с Ним.
Автор — Стив ДеВитт / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Стив ДеВитт является старшим пастором церкви Вефиль (Bethel) в северо-западной части штата Индиана, основателем служения Путешествие (The Journey) в СМИ и на радио, и членом совета Евангельской Коалиции (The Gospel Coalition). Он написал книгу «С широко раскрытыми глазами: наслаждаясь Богом во всём». Он и его жена Дженнифер воспитывают двух дочерей.
Последнее: 26.07. Спасибо!