В Евангелии Бог предоставляет человеку недвузначные указания на то, как следует формировать свое отношение к жизни и к окружающей его действительности. Фактически, заповеди «Возлюби», «Прощайте», «Подставь щеку» и др. указывают не столько на поступки, сколько на способ мышления. Если глубже вникнуть в Библию, можно обнаружить, что Бог прощает человека за любой грех безусловно, но только при одном условии – человек возжелает этого прощения, иными словами, он покается.
Греческое слово «метанойя», которое на русский переводят как «покаяние», означает «изменение ума, трансформацию образа мышления». Именно это проповедовали пророки, Иоанн Креститель и Сам Иисус. Почему же так важно иметь покаянное состояние ума? Только в этом состоянии ума мы правильно относимся к действительности, и только в этом состоянии мы искренне отвергаем даже совершенные греховные поступки, что делает возможным Прощение и действенным Искупление.
В противовес покаянному образу мышления существует мышление земное. Такое отношение к действительности формируется исключительно натуралистическими принципами и законами, то есть категориями животного мира, законами силы, доминации и выгоды. Животный ум склоняет человека к отвержению Бога и Божьего закона, он, как описывает это в своем послании апостол Павел, делает проповедь «юродивой», лишенной смысла. Натуралистическое мышление стремится к развитию хитрости, изворотливости, силы во всех проявлениях, харизмы, способности влиять и заполучать свое, достигать своего любой ценой и т.д. Животный образ мышления концентрирует человека на достижении видимых целей, ощутимой выгоды «здесь и сейчас» и пренебрегает какими-либо духовными категориями, если только они не приносят явно или косвенно эту самую выгоду. То есть, такой «закон джунглей» делает человека крайне близоруким, ограниченным и… глупым. Нетрудно заметить, что вся геополитика, управляемая нехристианскими идеями, сегодня концентрируется именно на животном законе, и война, социальное неравенство, насилие, криминал, коррупция, ресурсный дисбаланс и множество других проблем вызваны именно натуралистическим образом мышления.
Если верить, что Иисус – Сын Божий, то есть Бог (а это подтверждается фактом воскресения), то Его слова необходимо воспринимать как авторитет несоизмеримо выше любых философских категорий или человеческих представлений о благе. Таким образом, распространенное и пропагандируемое сегодня натуралистическое мышление оказывается противоречащим Слову Иисуса: где Он говорит «прощайте и будете прощены», животное скажет «я запомню и отомщу», где Он говорит «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас», натурализм диктует «люби только себя и свое племя и действуй только в своих интересах», где Слово говорит «поступай с ближним так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой», материализм утверждает «я буду поступать так, как мне выгодно, а если кто не будет поступать так по отношению ко мне, истреблю», где Иисус говорит «я посылаю вас как овец среди волков», закон джунглей скажет «выживают только хищники» и т.д.
На первый взгляд, объективный закон жизни действительно соответствует такому земного мышлению – «мне ведь правда необходимо выживать на этой земле, среди этих людей, в таких обстоятельствах, я должен «выть по-волчьи». Но это глубокое заблуждение и составляет основную опасность земного образа мышления, ибо оно ставит порок в необходимость. Дело в том, что, когда мы говорим о категории «выживать», мы ставим мерилом видимое, обозримое с точки зрения человеческого опыта, то есть жизнь на земле в ее средней продолжительности 70-80 лет, и все, что необходимо для материального обеспечения этого отрезки времени и еще, как правило, своего племени – детей, родственников и т.д. Земной образ мышления ставит в корень природное, то есть натурально необходимое для человека – физическое выживание, комфорт и получение удовольствия. И это мышление не дает увидеть полную картину человеческой экзистенции, которая далеко не ограничивается земным существованием. Если, снова-таки, Иисус – Сын Божий, то Его слова о Царстве Небесном и аде необходимо воспринимать весьма серьезно, и это значит, что существование, жизнь человека предназначена для вечности. И, таким образом, натурализм ослепляет и ограничивает человеческую перспективу, диктуя свои условия. Однако, его опасность даже не в этом – имея животное мышление, мы так или иначе не избавимся от вечности, но поддаваясь ему, мы делаем себя неспособными на настоящую жизнь – жизнь, которую нам предназначил Творец.
Вопрос вот в чем: Почему именно сегодня мир как-то особенно сосредоточен на том, чтобы формировать из людей «хитрых животных»? Ведь, проанализировав культуру, образ жизни людей, живших за несколько поколений до нас, такой популярности животный ум не имел никогда. Почему именно сейчас человек теряет ощущение времени, представление о вечности, пренебрегает необходимостью рассуждать, анализировать свой путь, подвергается иллюзии нехватки времени? Да, это признаки последнего времени, постапокалиптического периода, о котором говорил Иисус. Но в чем его суть? Метафорически, чем больше тьма, тем ярче будет сиять свет: именно в это время необходимо с особым старанием и усердием культивировать покаянное мышление, деятельно противостоять и отвергать мышление земное.
Среди прочего, это и есть то масло в лампах, что даст нам встретить Господа.
Автор — Иван Невмержицкий
Последнее: 26.07. Спасибо!