«Церковь» то. «Церковь» это.
Один из способов, посредством которого исповедующие христиане выдают свое маленькое, тонкое и слабое видение воскресшего Христа, — это нападки на «церковь». Они могут легкомысленно говорить о том, чего «церковь» не понимает. Или о том, что «церковь» делает неправильно. Или о проблемах «церкви» в наше время. Они утверждают, что знают лучше, чем «церковь». Если бы только они могли исправить «церковь». Будучи обеспокоены упущением, ошибкой или опасностью, которую они видят в некоторых христианах или церквях, они становятся небрежными в своих словах о церкви — и особенно, если учесть, что Сам Христос говорит о ней.
Как бы мы ни утверждали, что почитаем Иисуса и желаем говорить о Нем в превосходной степени, мы показываем пробелы в нашей преданности, когда широко распространяем негатив о Его невесте, демонстрируем странные предубеждения против нее и подпитываем народное мнение, подозревая, подмечая, перевирая и распространяя самое худшее.
Независимо от мотивов (которые разнообразны и сложны), мы показываем, насколько тонко, а возможно и глубоко, мы сформировались под влиянием и в соответствии с курсом этого мира, когда говорим о «церкви» так, что это совершенно не согласуется с нашим Господом. И мы показываем, как мало мы думаем о Христе, говоря о Его невесте с бесконечным негативом.
Жена Агнца
Не заблуждайтесь, Церковь — это Его невеста. Как удивительно, что Сам Христос решился на такой образ?
Не только Иоанн Креститель говорил о нем как о таковом (Иоанна 3:29), но и Иисус изобразил Себя «женихом», которого забирают (Матфея 9:15; Марка 2:19-20; Луки 5:34-35), и возвращение которого откладывается (Матфея 25:1-10). В одном из последних кульминационных заявлений Писания, в Откровении 22:17 говорится: «Дух и Невеста говорят: приди» — имеется в виду церковь. В Откровении 21:9 ангел говорит: «Приди, я покажу тебе Невесту, жену Агнца».
Церковь — это невеста Иисуса, «жена Агнца». И когда мы восхищаемся мужчиной, уважаем его, ценим его и почитаем его, мы стараемся быть осторожными в том, что говорим о его жене — и тем более на публике. Мы проверяем свои подозрения. Мы бдительны, чтобы не позволить личным разочарованиям перерасти в глобальный цинизм по отношению к ней. Мы из кожи вон лезем, чтобы не относиться к ней, не говорить о ней и не критиковать ее в его присутствии так, чтобы это озадачило или обесчестило ее мужа. Мы проявляем мало уважения к жениху, когда оскорбляем его невесту.
Итак, те, кто искренне восхищается и поклоняется Христу, будут почитать не только Его личность, но и Его точку зрения. Они захотят знать и помнить: «Что Иисус думает о Своей церкви? Что Христос чувствует по отношению к ней? Как Он говорит о ней?»
Он избрал ее
Во-первых, выбор великим Женихом своей Невесты просто поразителен. Она не только «род избранный» (1 Петра 2:9), но Он избрал ее в ее нечестивости, а не из-за какой-то изначальной красоты в ней. Отец избрал Церковь для Своего Сына прежде основания мира (Ефесянам 1:4), записав имена Своего народа в «книге жизни Агнца закланного» (Откровение 13:8).
Христос и Его Отец избрали Церковь не только для ее спасения, но и для того, чтобы она стала инструментом Божественного откровения в мире. И не просто инструментом, а центральным вместилищем, делающим Бога известным в Его мире в нынешний век. Видение церкви поразительно, почти неудобоваримо, возвышено в Послании к Ефесянам 3.
Когда Павел воздает хвалу Богу Отцу, он говорит: «Ему слава в Церкви и во Христе Иисусе». Мы ожидаем, что «во Христе Иисусе» будет центральной точкой, через которую проявляется Божья слава — но здесь она, Его жена, бок о бок с самим Христом, женихом: «Ему слава в Церкви». Это напоминает о центральной роли церкви в том, чтобы донести до людей информацию о Боге всего несколькими стихами ранее: многоразличная премудрость Божья «открывается начальствам и властям поднебесным» — и теперь он упоминает только один инструмент — «через церковь» (Ефесянам 3:10).
Как бы мы ни были разочарованы неверным лидером, как бы ни были уязвлены конкретными людьми или служениями в местной общине, мы должны помнить о таком видении церкви — собственном видении Христа о Его церкви. Церковь, во всем мире и на протяжении веков, в первую очередь, не навлекает поношение на Христа. Напротив, церковь вместе с Христом приносит славу Отцу и делает Его мудрость известной всем силам, земным и небесным.
Он лелеет ее
Во-вторых, церковь — это не просто тело. Она — Его тело (Ефесянам 5:22; Колоссянам 1:18, 24). «Вы — тело Христово», — говорит Павел церкви (1-е Коринфянам 12:27).
В лучшем из всех упоминаний о теле Бог не только «положил все под ноги [Христа]» как властителя вселенной на небесном престоле, но также Бог «дал [Христу] быть главою над всею Церковью, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефесянам 1:22-23). Замысел и забота Христа о Своем теле изумляет, поражает и не поддается человеческому объяснению. Что, по меньшей мере, должно скорректировать нашу небрежную речь.
Иисус любит Церковь как Свое собственное тело. Он категорически не ненавидит Свою плоть, но питает и лелеет ее (Ефесянам 5:29). Иисус лелеет Свою церковь. Он обожает ее, заботится о ней, с радостью уделяет ей Свое внимание. Он поклялся хранить ей верность, быть с ней одной плотью, крепко держаться за нее, не отступать от нее, никогда не покидать и не оставлять ее. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25).
Он очищает ее
Иисус знает о недостатках и неудачах Своей церкви гораздо больше, чем кто-либо из людей. Он знает каждую подробность происходящего зла. Он знает грехи, которые мы пытаемся скрыть. Высокое мнение Иисуса о Своей церкви ни в малейшей степени не связано с тем, что Он закрывает глаза на грех, потворствует ему или смягчает его. Он умер, чтобы очистить Свою Церковь от греха. Он не относится к ее греху легкомысленно. Он — «Спаситель» Своей церкви (Ефесянам 5:23). Никто не относится к греху в церкви более серьезно, чем Иисус. Он знает всю глубину ее греха. И все же Он по-прежнему любит ее.
Он не только избрал ее (несмотря на ее грех) и лелеет ее (несмотря на ее грех), но Он также очищает ее от греха. Он умер, чтобы спасти Свою невесту и освятить ее, сделать ее святой (Ефесянам 5:26). И Он воскрес и живет, чтобы очистить ее «омовением водным со словом» (Ефесянам 5:26). Перекликаются ли наши слова с Его словами? Присоединяемся ли мы к Нему в омовении, очищении, освящении, созидании ее своими словами? Или же мы противостоим Ему, оскорбляем ее, порочим ее, разрушаем ее духом, который мы вынашиваем, и словами, которые мы произносим в мире и публикуем в сети?
Наступает день, когда Иисус «представит Церковь в великолепии, без пятна, или порока, или чего-либо подобного, чтобы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:27) — когда все увидят «город святый, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:2). Христос готовит Свою Церковь к свадьбе, очищая грех, украшая Свою невесту для того дня, когда она будет представлена Ему, и все взоры узрят ее, наконец, в несравненном величии.
Суровые слова любви
Можно задаться вопросом о суровых словах Иисуса в адрес Его невесты. Разве не сам Жених говорит эти уничтожающие слова в Откровении 3:15-16? «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч. Если бы вы были ни холодны, ни горячи! Итак, за то, что вы теплохладны, ни горячи, ни холодны, извергну вас из уст Моих». Любовь к Невесте Христа не означает молчания о грехах конкретных церквей и конкретных святых. Но это означает, что мы должны быть осторожны в том, как говорим об этих неудачах.
Часть очищения церкви предполагает ее исправление, но исправление не означает презирать ее или расписывать ее грехи широкими мазками. Когда Христос противостоит церквям в Откровении 2-3, Он обращается к конкретным церквям с их собственными неудачами. И исправляя их, Он также привлекает их обратно к Себе. Заметьте, даже в Откровении 3:
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, итак будьте ревностны и покайтесь. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду есть с ним, и он со Мною». (Откровение 3:19-20).
Иисус не сидит в кресле и не критикует церковь, как бы много греха ни оставалось в Его народе. Он «отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ в собственность» (Тит. 2:14). Он искупает Свою Церковь от греха, очищая ее как народ для Себя. Нет в церкви места для безнадежности относительно ее будущего. Иисус построит Свою церковь (Матфея 16:18), и Он очистит ее.
Он заключает с ней заветы
Наконец, Иисус дает обещания на всю жизнь — на вечность — Своей невесте. Он заключает с ней завет.
Он будет обеспечивать и защищать ее. Врата ада не одолеют ее (Матфея 16:18). «Праведники» — Его церковь — «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Матфея 13:43). Поразительно, но Иисус «оденется для служения, и пусть [Его народ] возляжет за столом, и Он придет и будет служить им» (Луки 12:37). И Он не только придет к ним; Он приведет их к Себе, чтобы они сидели с Ним на Его троне: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откровение 3:21).
Пока что слезы остаются. Мы сталкиваемся со смертью, сражаемся с остатками греха, переносим скорбь и плач, терпим боль. Однако Он обещает Своей Церкви, что «отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни скорби, ни плача, ни боли уже не будет» (Откровение 21:4). И тогда мы услышим громкий голос с престола, говорящий,
«Вот, место обитания Бога с людьми. Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними, как Бог их». (Откровение 21:3).
И вот мы, Его Церковь, получим исполнение великого, давнего обещания Писания: Он будет нашим Богом, а мы будем Его народом. Он обещал нам Себя. У нас будет Он. Мы будем знать Его. Мы будем наслаждаться Им. Мы будем жить с Ним вечно.
Его Церковь — это люди, которых Он избрал для вечного пребывания среди нас.
Вы бы оскорбили Его невесту?
Иисус избрал Свою жену до основания мира. Он заботится о ней с энергией и вниманием. Он очищает ее и готовится представить ее Себе чистой и прекрасной. И Он заключает завет быть ее мужем и с ней навеки. Владыка небес любит Свою невесту. Разве это не заставляет вас любить ее еще больше? Разве это не заставляет вас стараться не говорить о ней плохо?
Мы не обеляем недостатки конкретных церковных лидеров или особые пороки грешных сердец. Мы не покрываем зло. Мы также не очерняем церковь, делая вид, что видим и знаем недостатки, которые находятся за пределами нашей страны, не говоря уже о мире и веках. И мы не делаем вид, что церковь уже полностью очищена. Христос все еще работает над ней.
Когда возникает искушение обрушиться на «церковь», мы, исповедующие Христа, должны помнить о Его перспективе и Его сердце, и говорить с благодатью и истиной нашего Спасителя по отношению к Его невесте.
автор — Дэвид Мэтис / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!