Что бы вы сказали, если бы ваш друг-христианин начал утверждать, что Бог сказал ему жениться на проститутке? Как минимум, у вас были бы сомнения, не так ли? Вы, вероятно, рассказали бы ему, что говорит Библия о том, чтобы мы не должны «преклоняться под чужое ярмо с неверными», и предупредили бы его об опасностях таких «миссионерских свиданий».
Но что нам следует понять из того факта, что Бог, похоже, сказал Осии сделать именно это? Пророчество Осии, вероятно, наиболее известно его скандальным браком с блудницей по имени Гомерь. Таким образом, вопрос совсем простой: почему Бог повелел своему пророку жениться на распутной женщине?
Причина заключается в том, что такие пророки, как Осия, были призваны провозглашать Слово Божье — не только на словах, но часто и на деле (ср. Ис. 20:2–4; Иез. 24:15–27). Они не только выполняли обязанности заветных обвинителей, призывая своих слушателей вернуться к верности завету, но и олицетворяли собой послание Яхве. Действительно, часть их коммуникативной силы заключалась в том, как они воплощали боль Яхве, демонстрируя, насколько глубоко Израиль обидел Его и насколько суровыми будут Его суды.
Брак Осии и Гомерь — яркий тому пример.
Измена Богу
Осия затрагивает важную тему из Торы, в которой Яхве рассматривается как муж дочери Сиона (народа Израиля), а неверность завета уподобляется неверности в браке. Таким образом, брак становится метафорой для заветных отношений Яхве с Израилем, а распутство — метафорой идолопоклонства.
Вслед за эпизодом с золотым тельцом в 34-й главе книги Исход народу Израиля дается предостережение не вступать в союз с жителями той земли, потому что это может привести к смешанным бракам, в результате чего Израиль станет «блудодействовать вслед их богов» (Исх. 34:15–16). Это именно то, что они в конечном итоге делают в 25-й главе книги Чисел. Моисей позже с уверенностью заявляет, что именно это произойдет после того, как они войдут в землю (Втор. 31:16). Они будут обманывать своего мужа, с которым они в завете, и станут блудодействовать с другими богами, провоцируя Яхве оставить их за их неверность (Втор. 31:17).
Именно это воплощает пророческое служение Осии. Оно начинается с того, что Яхве повелел ему взять в жены жены блудницу, и это повеление основывается на том факте, что «народ этой земли погряз в распутстве, отступив от Господа» (Ос. 1:2, Современный перевод). Дальше так продолжается и с именами его детей. Назвав свою дочь «Лорухама» («Я уже не буду более миловать») (Ос. 1:6) и его сына «Лоамми» («Не мой народ») (Ос. 1:9), ключевые аспекты завета Яхве с Израилем полностью поменялись. Поскольку народ изменил Ему и нарушил завет, исход будет обращен вспять, и оставшиеся в живых отправляются в изгнание.
И все же история на этом не заканчивается.
Неизменная Божья любовь
В Осии 3:1 Яхве повелевает Своему пророку: «Иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую» (это та же женщина, полагаю). Основной акцент здесь делается на безусловную любовь и милость Яхве, которой Осия призван подражать, исполняя это знаменательное пророческое действие.
Неважно, насколько неверным становится Израиль, Бог не может от него отказаться. Как Он говорит позже в Осии 11:8–9 (Современный перевод):
«Ефрем, Я не хочу отказаться от тебя. Израиль, Я хочу защитить тебя. Могу ли поступить с тобой, как с Адамою? Могу ли сделать тебе, что Севоиму? Изменилось сердце Моё. Моя любовь к тебе слишком сильна. Я не сделаю по гневу Своему. Я не разрушу Ефрема снова. Я — Бог, а не человек. Я — Святой, и Я с тобой. Я не проявлю гнева Своего».
Христиане иногда читают 1-3 главы книги пророка Осии и говорят: «Да, но как Бог мог повелеть Своему пророку жениться на женщине, с которой он не должен 'преклоняться под чужое ярмо'? Видимо, все-таки нет ничего страшного в свиданиях с неверующими!»
Но это в корне неверное истолкование книги Осии. Пророк призван Богом вступить в брак, который самым скандальным образом служит как притча, наглядно — и даже шокирующе — иллюстрирующая измену Израиля своему мужу, Яхве. Суть этого отрывка в том, что Бог Яхве, искупая потерянных грешников, становится обманутым мужем, беря Себе неверную жену. Поразительно, вызывающе и возмутительно, Он призывает пророка сделать то же самое, чтобы шокировать своих слушателей и остановить их в их бунте, чтобы они могли глубже рассмотреть и понять угрозу грядущего суда.
Скандальное Евангелие
Брак Осии в качестве пророческого акта-знамения показывает, как далеко Бог готов пойти, чтобы пробудить нас от нашего греховного ступора. Наши вопросы об этом месте Писания (и любом другом) должны основываться на стремлении понять текст и то, как он передает великую любовь Отца. Мы не должны пытаться обелять текст. Вся суть этого отрывка в его возмутительности и неприличности, и мы должны позволить ему произвести максимальный эффект. Безграничная любовь Бога к грешникам сразу шокирует и внушает благоговение, особенно когда вы размышляете о том, как безгрешный Спаситель — воплощенный Бог — голый висит на римском кресте.
Как брак Осии, так и крест Голгофы свидетельствуют о безграничной любви Бога во Христе. Они показывают, как далеко Бог готов идти ради спасения бунтарей, вроде нас с вами. Суть не в миссионерских свиданиях. Суть в том, что ты — блудница, но Бог любит тебя, несмотря на твой блуд.
Тебя оскорбляет, когда тебя называют блудницей? Что ж, наш грех в не меньшей мере оскорбляет нашего святого Бога, который создал нас для Себя. Однако, вместо того, чтобы быть оскорбленными Божьим обличением нашего бунта против Него, давайте лучше будем ошеломлены Его бесконечной любовью к нам. Давайте радоваться Его любви, которая готова умереть ради грешников, которая омывает и очищает нас водой Его Слова, чтобы представить нас «Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:26-27; ср. Откр. 19:6-10).
Автор — Дерек Басс / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Слишком откровенная картинка, советую её заменить
Нормич) Нужно все показывать, как есть, чтобы было правильное понимание стихов