Бог посадил первый виноградник, и Бог сотворил первый виноград. Он точно знал, что произойдет, когда этот маленький невзрачный плод соберут, раздавят, он перебродит, затем его перемешают и отожмут. Он знал, что почувствует человек — веселье (Псалом 103:14-15). Он знал, что будет подавать его — не воду, не молоко, не просто сок — во время самых важных совместных трапез церкви (Матфея 26:27).
Перед тем, как озвучить предостережения, полезно вспомнить, что Бог любит хорошее вино и по-прежнему наливает его своим детям, но Его любовь не молода и наивна. Пророк предупреждает: «Вино – предатель» — заметьте, не чрезмерное вино, а вино, повседневный алкоголь – «Вино обманывает человека, надменность может одурачить сильного, но не найдёт он себе покоя. Он ненасытен, как смерть, и, как смерть, он никогда не будет удовлетворён. Он будет продолжать захватывать и пленять все народы» (Аввакум 2:5, Современный перевод). Вино, высокомерное и безжалостное, как Гитлер, и такое же жадное, как смерть; принимаем ли мы в расчет тирана, которого многие из нас бездумно пьют в процессе приема пищи?
Кто страдает без причины?
Хотя в Писании труднее, чем можно было бы ожидать, найти поощрение употреблять алкоголь, но совсем нетрудно найти предупреждения о злоупотреблении им.
Моисей однажды назвал вино «ядом драконов и гибельной отравой аспидов» (Второзаконие 32:33). В 74-м псалме оно является образом Божьего гнева (Псалом 74:9). Те, кто преклоняется перед очередным напитком, никогда не увидят Царства Божьего (1-е Коринфянам 6:9-10; Галатам 5:21). И если кто-то выдает себя за брата, злоупотребляя алкоголем без покаяния, он должен быть отлучен от церкви — ради своей души. «Вот что писал я вам на самом деле: вы не должны общаться с теми, кто называет себя братом, но … пьяница... Даже трапезы не разделяйте с таким человеком!» (1-е Коринфянам 5:11, Современный перевод). Предупреждений много, и они очень серьезные.
Один отрывок, в частности, Притчи 23:29-35, предупреждает не только о суде, который постигнет за пьянство, но и о духовной опасности такого рода пьянства.
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притчи 23:29-30)
Мудрец продолжает объяснять свои горести и печали, свои раны и страдания. Здоровое, благочестивое употребление алкоголя позволяет человеку сохранять бдительность в отношении, по крайней мере, пяти серьезных опасностей, которые приносит алкоголь (все они являются результатом чрезмерного употребления): замешательство, разврат, нестабильность, беспомощность и бесполезность.
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
«Глаза твои будут видеть странные вещи...» (Притчи 23:33)
Первая опасность пьянства — это замешательство. Злоупотребление алкоголем заставит вас видеть странные вещи, лишая способности воспринимать реальность. Вы будете видеть то, чего нет, или то, что есть, но не таким, какое оно есть на самом деле. Подобно человеку на обочине дороги, вы не сможете ходить прямо, тем более достойно Бога (Колоссянам 1:10).
Мы видим эту опасность, когда Бог говорит Аарону и священникам: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Левит 10:8-9). Почему Бог запретил священникам употреблять алкоголь? Потому что они, как никто другой, должны видеть реальность достаточно ясно, чтобы охранять народ от опасности, особенно духовной, и вести его к тому, что истинно, прекрасно и свято. «… чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Левит 10:10-11).
Пьянство, тогда и сейчас, стирает различия между жизнью и смертью и затуманивает драгоценные обетования и заповеди Бога.
РАЗВРАТ
«Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:33)
Писание неоднократно связывает пьянство с безнравственностью, особенно сексуальной (см. Осия 4:10-11; Иоиль 3:2-3). В стихах, непосредственно предшествующих нашему, мудрый отец говорит:
«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе?..» (Притчи 23:26-29)
Зачем так быстро и сразу автор переходит от блудниц к бокалам с вином? Потому что второе так часто приводит к первому. Чрезмерное употребление алкоголя преувеличивает удовольствия греха и затушевывает его цену и последствия. Пьянство делает смертельную яму похожей на колодец, кровожадного вора — на надежного друга, запретную женщину — на тайный поток наслаждения.
Так в чем же предупреждение? Алкоголь вытягивает из человека порочность и разврат. Он говорит то, что никогда бы не сказал в трезвом состоянии. Он делает то, что никогда бы не сделал, будучи трезвым. Пьянство погубило праведного Ноя после того, как Бог избавил его от потопа: «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Бытие 9:21). Алкоголь одурачил Лота и склонил его к кровосмешению (Бытие 19:32). Когда Навал отверг Давида и оставил его людей голодными, что подтолкнуло его к глупости? «Сердце Навала было весело; он же был очень пьян» (1-я Царств 25:36). Алкоголь не разжигает развращения там, где его нет (Матфея 15:11), но он может разжечь тайный грех в бушующее, разрушительное пламя.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
«Когда ты ляжешь, тебе покажется, что ты в бурном море, что ты на корабле» (Притчи 23:34, Современный перевод)
Эта картина близка к состоянию замешательства и путаницы, которые описаны в стихе 33, но все же несет в себе особое предупреждение. Если в первом случае речь шла о неспособности отличить святое от несвятого, реальное от нереального, то здесь подчеркивается именно недееспособность. Алкоголь оставляет человека спящим, в то время как он находится в серьезной опасности, в ситуациях, когда его бдительность действительно важна. Он даже засыпает в вороньем гнезде, где ветер и волны ощущаются сильнее всего. Он совершенно не осознает надвигающейся на него опасности.
Таким образом, алкоголь представляет опасность не только для мужчины, но и для всех, кто от него зависит. Пока он спит во время шторма на море, он подвергает опасности всех остальных в лодке — и оставляет все, что мог бы сделать, кому-то другому. Когда он нужен больше всего, он недоступен. Бутылка за бутылкой он превращает себя в обузу для тех, кого он призван защищать и обеспечивать.
Что еще хуже, часто алкоголь превращает человека в того, кто внушает страх и ужас тем, кого он любит. В другом месте написано: «Вино и пиво лишают человека разума. Он становится шумен, начинает хвастать и совершать глупости» (Притчи 20:1, Современный перевод). Это полная противоположность Иисусу, Который успокаивал моря для тех, кого Он любил. Когда наступает шторм, такой человек создает еще больший хаос. Он создает бурю там, где её не было. Вместо того, кто должен быть твёрдым и непоколебимым убежищем, он становится непостоянным и непредсказуемым.
БЕСПОМОЩНОСТЬ И ПОЛНОЕ БЕССИЛИЕ
«И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же». (Притчи 23:35)
Из всех пяти пунктов этот, возможно, самый страшный. Пьянство притупляет все чувства человека, и он уже не может адекватно воспринимать реальность, в частности оценить все то, что ему угрожает. Его чувства настолько притуплены, что он даже не чувствует, когда кто-то бьет его. Ему больно, но он не ощущает боль, а значит, уже не может распознать опасность.
Именно в этом и состоит функция боли — она предупреждает нас о какой-то угрозе и призывает к действию. Если мы пьяны, мы проспим сигнал тревоги. «Наблюдайте за собою, — предупреждает Иисус, — чтобы сердца ваши не отягчались распутством и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, как западня» (Луки 21:34). Он преподносит этот урок с помощью гораздо более ужасающих картин. Он говорит, что когда нечестивый раб будет пить с пьяницами, то
«хозяин этого раба придет в день, когда тот не ожидает его, и в час, которого не знает, и рассечет его на части и положит с лицемерами. В том месте будет плач и скрежет зубов». (Матфея 24:50-51)
Ужас заключается в том, как быстро они попадут из утех пьянства в агонию суда. Если притчи не отрезвят их, то плач точно отрезвит.
БЕСПОЛЕЗНОСТЬ И НИКЧЕМНОСТЬ
«Теперь не могу проснуться, мне нужно ещё выпить» (Притчи 23:35, Современный перевод)
Может ли хоть одна картина лучше изобразить тщетность и безумие опьянения? Пьяный человек ищет удовлетворения в своем стакане, но ищет, ищет и не находит дна. Сколько бы он ни выпил, его жажда никогда не утоляется. Потребление поглощает его.
Проповедник Екклесиаст был хорошо знаком с крепким напитком. «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое … И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем» (Екклесиаст 2:3-11). Никакое количество алкоголя не могло утолить жажду внутри него. И все же миллионы людей продолжают пить, продолжают налегать на спиртное, продолжают гнаться за ветром.
Пророк Исайя видел, как алкоголь губит души. Он говорит о лидерах Израиля: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше» (Исаия 56:11-12). Они просят у жизни вина, потому что они глупцы, потому что они упрямо пьют у сухих колодцев. И их пересохшие души сжигают всех, кто следует за ними. Пьянство — это колодец без воды, марафон без финиша, проклятие, которое не снять.
Пить в пустоту
Ничто из этого, конечно, не отменяет глубоких и духовных ценных качеств вина. Напомню, Вечеря Господня учит нас, что это напиток не для того, чтобы его скрывали, а чтобы ставили на видное место. Однако, как и многие другие дары Божьи, вино тем более опасно, что наполнено таким огромным потенциалом добра.
И, как и в случае с лучшими дарами, мудрость за бокалом означает нечто большее, чем просто прислушиваться к предупреждениям. Это значит, что мы должны быть настолько удовлетворены другим, более глубоким колодцем, чтобы наслаждаться вином, не становясь его рабами. «Не упивайтесь вином, — предупреждает апостол Павел, — от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:18). Другими словами, если вы решили выпить, не пейте на пустую душу. Лучший способ защититься от серьезных опасностей алкоголя — это наполнить себя Богом: ежедневно и глубоко пить из Его слов, доверить Ему наши страхи и тяготы через молитву, благодарить Его за новые и уникальные проявления Его доброты, погрузить наши жизни, дары и радости среди Его народа, петь вместе о нашей любви к Нему. В таких сердцах пьянство не может войти во входную дверь, а тем более занять место в баре.
Как ни странно, люди, живущие подобным образом, чья жизнь с радостью и регулярностью пропитывается Богом, не только избегают ужасных и разрушительных проклятий пьянства, но и могут получить реальное и более полное удовольствие от хорошего вина.
Автор — Маршалл Сигал / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!