Проклятие вполголоса: как ропот звучит для Бога

Проклятие вполголоса: как ропот звучит для Бога

Сначала он кажется такой мелочью,
неудовлетворенное желание, неуслышанная молитва.
Беззвучный и безмолвный, он допрашивает Царя,
Когда он звучит, Люцифер поет.

Ропот.

Если ты не будешь стоять у ворот, вооруженный мечом и копьем, если ты опустишь разводной мост и не выставишь людей на сторожевой башне, твое сердце будет занято ворчанием и бурчанием. Себялюбие и неверие сольются в плодотворный союз, плодя незначительные жалобы и ропот, которые будут размножаться как кролики в лесу или будут разрастаться как сорняки на лужайке перед домом.

Что такое ропот? Звук, неслышимый на небесах, — это сердце, качающее головой, закатывающиеся глаза, проклятия и ругань шепотом. Это, казалось бы, безобидный выдох нескольких почтенных и уважаемых грехов – отсутствия признательности, неблагодарности, недовольства. Это сдерживаемая ярость, зудящее презрение, приглушенное эхо сатанинского ужаса. Прерванная мелодия. Она может прозвучать во вздохе или задушить хвалу. Это кашель больного сердца.

Мы слышим эти жалкие оправдания по всему Новому Завету. Они звучат в толпе и среди учеников-отступников в 6-й главе Евангелия от Иоанна, а также в эпизодах с завистливыми книжниками и фарисеями. Однако авторы Нового Завета часто старались изо всех сил выслушивать и разобраться с бурчанием древнего народа. Никто лучше не разоблачает ужас этого приглушенного мятежа, чем древний Израиль.

Апостол Павел пишет:

«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1-е Коринфянам 10:9-11)

Божий Дух записывает историю Израиля в пустыне, чтобы научить нас этому слишком легко совершаемому и слишком легко упускаемому из виду греху ропота.

Уроки от ропотников

Если бы мы рискнули предположить, кто были первые ропотники, упомянутые в Писании, мог бы человек или ангел предположить, что это был именно Божий народ, причем сразу после чудесного искупления из Египта?

Вот десять казней обрушились на непокорного фараона. Его армия и колесницы лежат на дне моря, на поверхности воды вновь воцарилось спокойствие — Израиль свободен. В небесах раздается шум, и хвала Богу распространяется до земли. Возле Красного моря народ передает друг другу ноты, и люди начинают петь:

«Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море» (Исход 15:1)

Кто бы мог предположить, что в конце той же главы эти самые уста превратятся в хор ропота? Вторгается песнь сатаны. Слова Люцифера, спетые однажды, застревают в их головах. Испытание за испытанием — потребность в воде, в пище, затем снова в воде — приводит ко все большему и большему ропоту. Итак, рассмотрим несколько уроков из таких знакомых нам высказываний Исхода 15-16.

1. Бог лишает нас чего-то, чтобы увидеть, что у нас внутри.

Бог повел Израиль вблизи филистимлян, перед Красным морем, чтобы приманить фараона, через Красное море, а затем в пустыню Сур. Миллионы людей шли без воды. Один день сменялся другим, затем третьим. Наконец, вдалеке показалась вода. Они наклоняются, чтобы попить и – о, ужас. Умирая от жажды, они выплевывают горькую воду. Они назвали это место «Мерра», что означает «горечь» (Исход 15:22-23). Мы наконец-то нашли воду, а она не пригодна для питья? Вот к чему приводит упование на Господа? Впервые в Танахе мы читаем: «И возроптал народ на Моисея, говоря: «Что нам пить?» (Исход 15:24).

И тогда, как Он поступил с водой, так Бог поступил с их желудком: «Он испытал их» (стих 25). Он «попустил им голод» и заставил народ полагаться на Него все сорок лет, чтобы увидеть, что в их сердцах (Второзаконие 8:2-3). И он нашел Мерру в своем народе — от избытка сердца воздыхают уста. Когда вы оказываетесь на коленях у горьких вод Божьего провидения, что Бог слышит от вас? Вопли к Небесному Отцу о помощи и милости или ворчание на ненадежного Бога?

2. Ропот выражает недовольство Богом.

Если мы позволим себе роптать, то наши обстоятельства станут оружием против Бога. Но это не всегда так, не правда ли? Я жалуюсь и ропщу, потому что мой любимый малыш обкакал свой подгузник или потому что я опаздываю на работу и застрял в пробке — не потому, что мне не нравится Бог. Послушайте, как Моисей анализирует ропот Израиля:

«И сказали Моисей и Аарон всему обществу сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас? И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа» (Исход 16:6-8)

Моисей говорит четко и ясно: стрелы ваших жалоб летят в Господа. Так и с нами. Он слышит наши возражения, как протесты против Его трона, даже когда мы не поднимаем глаз, чтобы встретиться с Ним. Что такое начальник, или бесплодие, или разрушенные планы, или рак, чтобы мы на них сетовали? Бог управляет всем с бесконечной мудростью и заботой. Против Него и только против Него мы роптали и делали злое в Его глазах.

3. Ропот весьма недальновиден.

«И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исход 15:27)

Безводная пустыня Сур часто приводит к изобильной земле Елим. Даже в Суре Бог милостиво ответил на стенания и возмущение Своего народа, превратив горькую воду в сладкую. Но прежде чем пришло облегчение и пересохшие уста насладились сладким напитком, сколько людей продолжали доверять Ему?

Эта история достигает кульминации по прибытии народа в Елим — и пронзает меня до глубины души. Сколько раз я прибывал на место двенадцати источников и пышных пальм — место, куда Бог вел все это время — с острым сожалением о своем недоверии? Он благословил меня, но вопреки мне. Я дулся всю дорогу.

К моему стыду — и к славе Его терпения — наш Бог более милостив, чем мы во всем нашем ропоте. Но это должно заставить нас ненавидеть ропот еще больше. Наши протесты и жалобы не видят дальше собственного носа. Часто за углом можно найти передышку в улыбчивом провидении. Наш Бог выводит нас из Египта, чтобы мы устроили Ему праздник в пустыне (Исход 5:1). Блажен тот, кто в это время не проклинал вполголоса Бога.

4. Ропот в сердце искажает реальность.

«О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исход 16:3)

Ропщущее сердце думает о Боге самое худшее, а о своих прежних страданиях — самое лучшее. Бог должен был стать их кормильцем и целителем (Исход 15:26). Однако в сознании недовольных прорастают горшки с мясом и пекарня с полным набором услуг в Египте. Они предпочли бы умереть под язвами Господними в Египте, чем терпеть нужду, блуждая в этой пустыне. Месяц назад они славили Бога за то, что Он погрузил врагов под воду, как камень; теперь они хотели бы стать этим камнем.

Когда путь кажется извилистым и потерянным, когда ресурсы иссякают, когда обстоятельства кажутся слишком жестокими, чтобы иметь цель, Бог на стороне Своего народа и учит нас драгоценным истинам.

«Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:3)

Великий Божий Израиль, Иисус Христос, усвоил этот урок за сорок дней пребывания в пустыне и процитировал его дьяволу во время искушения (Матфея 4:4). Такие периоды могут научить и нас ходить верой, питать наши души Его Словом, полагаться на Его обетования. И эти уроки, если мы их усвоим, станут определяющими моментами нашей жизни и тем, чем мы больше всего будем гордиться, попав на небеса.

Удовлетворенные и сияющие

Сначала она кажется мелочью,
Колено склоняется, принося благодарность.
В нужде, она доверяет достойному Царю,
Когда звучат звуки, небеса звенят.

Молитва, хвала и благодарение.

Удел христианина — не испытывать голодный ропот в одиночестве, но питать поклонение. Бог избавил нас через более великий исход и явил более высокую любовь в Своем Сыне: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Мы являемся народом, который теперь обращается друг к другу с псалмами, гимнами и духовными песнями «с благодарением в сердцах к Богу» (Колоссянам 3:16).

Как же удивительно ангелам слышать, как мы начинаем свой день с песен и псалмов, обращенных к Иисусу, а заканчиваем то же утро раздражением и недовольством. Павел кидает славный боевой клич против этого. Сразу после важного поручения «со страхом и трепетом совершать свое спасение, ибо Бог в вас действует» (Филиппийцам 2:13), послушайте, что Павел хочет, чтобы мы делали в следующем стихе.

«Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни…» (Филиппийцам 2:14-16).

Павел описывает светлую жизнь святых, имеющих доверие к Богу; жизнь, которая сияет в темном и неблагодарном мире (Римлянам 1:21). Безупречность, невинность, доказательство того, что мы дети Божьи — все это сверхъестественная жизнь поклонения, а не нытья.

Разве вам не хочется жить ярко во славу Христа, крепко держась за Его слово, направляясь к великому Элиму, который находится прямо за поворотом?

Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!