Почему Бог допускает зло?

Почему Бог допускает зло?

Невинные младенцы умирают от ужасных, мучительных заболеваний. Невинные прохожие гибнут в результате стихийных бедствий, а малые дети — в террористических актах. Итак, если Бог существует, почему мы все страдаем от болезней, насилия и войны? Где был Бог во время Холокоста? Почему Он не положил конец всему этому злу?

Объяснений атеистов недостаточно

Заявление о том, что Бога не существует, поскольку в этом мире есть зло, является противоречивым утверждением, потому что, если Бога не существует, также не существует такого понятия, как «зло». Если нет Бога – нет и объективной морали. Все подвержено субъективным определениям и личным интерпретациям.

Например, теория эволюции утверждает, что выживают сильнейшие и более приспособленные. Поэтому, путешествуя по Африке и наблюдая, как тигр пожирает зебру, мы не делаем вывод, что тигр — «зло», или что его следует наказать и поместить в тюремную камеру. Вместо этого мы поражаемся чудесам природы. Если нет Бога, то нет абсолютно никакой разницы между нами и животными. И человек, который похитил, убил и съел другого человека, является просто-напросто сильным животным, которое выживает за счет другого, более слабого.

Есть ли причины, по которым Бог допускает страдания?

Войны, ненависть и насилие не появляются вдруг из ниоткуда. Источник зла и злодеяний исходит из нас: из человеческой сути. Зло существует во всех нас. Поэтому, если Бог хотел избавить мир от всякого злодейства и зла, то все, что Он должен был сделать — это уничтожить человеческий род.

А может, наша цель как человеческих созданий – чистое удовольствие и постоянное веселье? С абсолютным отсутствием чувств боли или страдания? Кто вообще сказал, что страдания, боль и смерть – что все это плохо? Согласно Писанию, цель человеческого существования, первая и главная, состоит в том, чтобы иметь отношения с Богом. Знаменитое клише — «То, что вас не убивает, делает вас сильнее» — верно. Мы взрослеем и обретаем новые взгляды на жизнь, испытывая трудности и травмы. Вы не можете построить что-то новое, не разрушив старое. Мы растем, взрослеем и меняемся — благодаря не удобству, но кризису. А также тогда, когда наша личность по-настоящему испытывается.

zlo2

Как сказал лауреат Нобелевской премии доктор Мартин Лютер Кинг:

«Предельная мера человека не там, где человек находится в моментах комфорта и удобства, но там, где он стоит во времена вызова и противоречий»

Как и в случае с Иовом в Библии, Бог позволяет нам испытывать страдания. Так происходит для того, чтобы мы подняли глаза к небу в поисках Его и были зависимы от Него. Существование зла и безнравственности в этом мире — это не вина Бога, а наша вина: человеческих созданий. В самом начале Книги Бытия Бог дает Адаму привилегию свободного выбора. С привилегией самостоятельного выбора также приходит большая ответственность, поскольку наш выбор приводит к далеко идущим последствиям и влияниям. Наш выбор является результатом борьбы, которая существует в каждом из нас. Борьба между ЛЮБОВЬЮ — то есть тем, чтобы быть тактичным и делать добро другим, и ЭГОИЗМОМ — совершать злые дела и заботиться ни о ком ином, кроме себя, даже если это подразумевает, что наши действия подавляют других и причиняют им боль. Эта сторона борьбы определяется Библией как «грех».

Грех глубоко укоренен в нас и затрагивает почти каждое решение, которое мы принимаем. Теория «эффекта бабочки» учит нас, что одно маленькое решение может повлиять на грядущие поколения. Вот почему наш мир таков, каков он есть. Оглянитесь вокруг себя — наши решения влияют на все, начиная с мелких споров и заканчивая ненавистью и ужасными войнами. От загрязнения окружающей среды до стихийных бедствий и страшных болезней. Всё это является результатом нашего неправильного выбора, наших грехов на протяжении каждого поколении. По природе своей, мы склонны искать кого-то, кого мы могли бы обвинить, но мы должны признать тот факт, что зло и злодеяния — они не только вокруг, но и внутри нас. Зло и злые поступки являются доказательством не того, что Бога нет в мире, но того, что Он отсутствует в нашей жизни. Отказ от Бога не обязательно сделает вас злобным человеком, точно так же, как вера в Него не сделает вас совершенным и безгрешным ангелом. Известный писатель и философ Федор Достоевский сказал:

«Отвергая Бога, они закончат затоплением земли кровью, потому что кровь взывает к крови».

Еще 2000 лет назад Иешуа говорил о том же цикле кровного отмщения, сказав: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфея 26:52).

per 007

Способ остановить зло

Это бесконечный цикл кровопролития, отмщения за отмщение, который продолжается и по сей день. Иешуа утверждал, что единственный способ остановить кровопролитие и кровную месть — это любовь. Вот что Он сказал в Новом Завете:

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…» (Луки 6:27-37)

Обратили ли вы внимание на замечание Иешуа?

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31)

Иешуа обращается к важному принципу, согласно которому каждый из нас может проверить себя: постарайтесь придумать тактичное действие, а затем представьте, что каждый человек будет так делать. Как вы думаете, как будет выглядеть мир? Что было бы, если бы каждый из нас сделал других своим главным приоритетом?

Апостол Павел также касался этой темы, когда сказал:

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Римлянам 12:17-21)

zlo4

Таким образом, если проблема начинается внутри нас, её решение не может находиться вне нас. Если бы Бог вынудил все ракеты и оружие исчезнуть прямо сейчас, люди все равно использовали бы палки и камни. Ведь люди всегда будут придумывать причины для того, чтобы сражаться и воевать. Грех и ненависть могут быть выражены внешними действиями, но источник проблемы внутри.

В Новом Завете апостол Иаков утверждает, что теперь у нас есть новый, более высокий стандарт для определений «добра» и «зла». Если до этого момента нас просили держаться подальше от зла, то теперь Иаков заявляет:

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иакова 4:17)

Апостол Иаков требует не только того, чтобы мы не причиняли вреда другим, но чтобы приносили им пользу; чтобы мы были внимательны к ним и ставили их выше себя. Новый Завет учит нас, что, если у нас есть возможность творить добро и мы намеренно избегаем этого, мы грешим против Бога.

Лев Толстой сказал: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

Поэтому, прежде чем указывать пальцем на других или на Бога, мы должны сначала заглянуть внутрь себя и понять, что настоящая проблема зла происходит из нашего нутра. То, что нам нужно для исцеления мира и достижения мира во всем мире, это, прежде всего, внутренний мир и исцеление наших сердец.

Холокост — это прекрасный пример: у меня тоже были родственники, которые погибли во время Холокоста. Однако, к сожалению, Холокост является лишь одним из многих — слишком многих — примеров расового, группового или национально ориентированного уничтожения людей. Это человеческая природа, которая существует во всех нас. В каждой отдельно взятой личности. На протяжении всех времен. Подобные истребления имели место как до, так и после Холокоста. Лишь за последние сто лет были убиты сотни миллионов человек.

Holocaust Memorial at the California Palace of the Legion of Hon

Религия – это не ответ

Важно, чтобы вы понимали: мы не верим, что решение этой проблемы можно найти в религии. Мы не считаем, что, если положить кусок ткани на голову или обвязать руку кожаными ремешками, это как-то поможет исправить наши разбитые сердца. Религии лишь отделяют одних людей от других.

Отношения с Богом, напротив, сближают их.

И правильно помнить, скорбеть и оплакивать шесть миллионов уничтоженных людей. Но также важно помнить, что если бы зло могло победить, наш народ был бы уничтожен три тысячи лет назад. Холокост имел место, но Бог также наблюдал за нами, чтобы засвидетельствовать тот факт, что Он выполняет Свои обещания.

Один из самых постыдных выводов при любом случае убийства, — будь то ситуация, когда один человек убивает другого человека, или когда один народ пытается уничтожить другой народ, — заключается в том, что человеческому сердцу нельзя доверять. Когда человек от всего сердца верит, что он прав — ничто не может его остановить. Даже религиозные и благонамеренные люди, как и те, кого многие считают праведными, могут оступиться, совершив зло и подтолкнув других к насилию — даже во имя Бога.

Посмотрите, например, что сказал Маймонид, поощрявший убийство тех, кто не подчиняется власти Раввинистической Галахи (постановлений):

«Человек, который не признает Устный Закон, не является мятежным старейшиной, упомянутым в Торе. Вместо этого, он — один из еретиков, и его должен придать смерти любой человек... Все они не считаются членами еврейского народа. Не требуется свидетелей, предупреждений или судей для их казни. Вместо этого тот, кто убивает их, совершает великую мицву и устраняет помеху для народа в целом» (Маймонид, Законы повстанцев, 3)

zlo6

Мы не зря имеем свободу воли

Бог позволяет злу существовать в мире не только для того, чтобы у нас была полнота свободы воли, но и потому, что без зла у нас не было бы возможности узнать, что такое добро. Точно так же, как мы не узнали бы, что такое свет, если никогда не видели тьму, или не знали бы, что такое холод, если бы никогда не чувствовали тепло. Бог использует нашу реальность, чтобы мы поняли, что такое зло, а что добро, и выбирали доброе.

Подведем итог: мы, род человеческий, являемся источником проблемы и причиной нашей собственной боли и страданий. Если бы Бог хотел избавить мир от зла и злодеяний, всё, что Ему нужно было сделать — это уничтожить всех людей. Вот почему мы сами не можем решить эту проблему. И нам нужен Спаситель с силой, которая превосходит нашу собственную. Не только тот, кто может простить нас за все плохие решения, которые мы приняли, но тот, кто также сможет обновить наши разбитые сердца, кто даст пример и позволит нам начать всё с чистого листа.

И это суть истории о Мессии и Новом Завете.

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Юлия Окерешко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!