
© Illustration: J. Ehle; Images: Unsplash/Hayden Wong/Edz Norton/Allison Saeng/Aditya Sethia. Source — tgc.org
В фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать» главный герой — разочарованный рыцарь, вернувшийся из Крестового похода, — встречает ведьму, которую вот-вот должны сжечь на костре. Пока её связывают, он говорит ей, что хочет встретиться с дьяволом. Когда она спрашивает, зачем, он отвечает: «Я хочу спросить его о Боге. Если кто-то и должен знать, то это он».
Что-то в этом есть, не так ли?
Сатана наверняка лучше любого человека понимает, кто такой Бог — Его существование (и существование целого духовного мира за гранью человеческого взора и понимания), Его силу, Его славу. Никто никогда не видел Бога (Иоанна 1:18), но сатана незаметно приходил к Нему на протяжении веков (Иова 1:6).
Возможно, именно поэтому так много представителей поколения зумеров обращаются к оккультизму. Заниматься тёмными искусствами всё ещё означает открывать «многое в небесах и на земле такого… что нам и не снилось» в просвещённом, разочарованном рационализме современного гуманизма. Это возможность спросить сатану о Боге.
Что происходит и почему
Недавний опрос среди молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет, проведённый Исследовательским институтом Спрингтайд, показал, что более половины из них практикуют гадание на картах Таро или ворожбу, причём 17% делают это ежедневно, а ещё четверть — раз в неделю. Исследование Барна, проведённое в 2023 году, показало, что только 16% взрослых американцев получали предсказания судьбы, что представляет собой значительный демографический сдвиг. Стоит отметить, что, согласно исследованию Барны, 20% взрослых когда-либо в жизни использовали доску для спиритических сеансов, 17% когда-либо гадали по руке, 10% использовали кристаллы для исцеления, а 6% пытались произнести заклинание или приготовить магическое зелье.
Таким образом, интерес к духовному в целом (и явно сверхъестественному) высок среди всего населения, даже при том, что интерес растёт и среди молодого поколения.
Духовное любопытство нашей культуры указывает на провал десакрализации. Новые атеисты пытались убедить целое поколение в том, что Бог не благ, что религия лишь всё отравляет, и что нам станет лучше, если мы отбросим регрессивные мифы и устаревшие суеверия. Им казалось, что человечество стоит на пороге новой, славной эпохи просвещённого рационализма и научного материализма.
Но материализм лишает мир чудес. Мы все жаждем чего-то большего, чем то, что можем потрогать и увидеть. Мы жаждем справедливости, красоты, истины, любви и надежды. Поэтому даже некоторые из самых ярых и враждебных атеистов начали испытывать ностальгию по утраченному смыслу. Если мы всего лишь случайное скопление молекул – химический мусор на планете среднего размера, не имеющий значения, – то всё, что мы делаем, тоже не имеет значения. Мы всего лишь расхваленные амёбы, бездумно танцующие под диктат своей детерминированной ДНК. Хотя для кого-то это может оказаться интеллектуальным удовлетворением, психологически – можно даже сказать, духовно – это отупляет, лишает нас всякой трансцендентности.
Неудивительно, что мы наблюдаем возрождение интереса к духовному. Бог вложил вечность в наши сердца (Еккл. 3:11). Мы не можем избавиться от ощущения, что созданы для чего-то большего, чем краткая жизнь в небытии. Так целое поколение постепенно примеряет на себя роль рыцаря, резвящегося с князем тьмы с целью уловить проблеск света.
Что христианам следует думать об этом новоприобретенном интересе к древним и сомнительным практикам?
Вызов
Хотя церковь может радоваться тому, что поколение Z, по крайней мере, проявляет новый духовный интерес, мы должны трезво оценивать трудности. В конце концов, многие из тех, кто исследует духовность Нью-Эйдж и оккультизм, сознательно решили не интересоваться христианством. Они выросли в обществе с христианскими, церковными корнями и, в какой-то степени, получили прививку против библейского учения.
В книге «Что не так с этим миром» Честертон метко заметил: «Христианский идеал не был испытан и найден неудовлетворительным. Он был найден сложным и оставлен неиспытанным». Этого мнения придерживаются те, кто обращается к альтернативным источникам духовной истины. Христианам, стремящимся достучаться до этой аудитории, придётся преодолеть серьезные предубеждения, пробудить интерес к евангельской истории и показать, насколько слабо понимание христианства в общественном сознании.
Но убедить спиритуалистов из числа зумеров в том, что они не знают христианства, — это лишь полдела. Ведь Христос призывает нас «прийти и умереть», в то время как альтернативная духовность призывает людей сохранять абсолютный контроль над своими мыслями, желаниями и выбором. Карты Таро, хироманты и гороскопы позволяют искателям фортуны сохранять контроль над своей жизнью; всё это лишь укрепляет личную независимость. Христиане не знают, что принесёт им завтрашний день, поэтому мы согласуем все свои планы с «если угодно будет Господу» (см. Иакова 4:15) и подчиняем каждое решение Его власти. Приготовление любовного зелья обещает молодой женщине обрести желаемое. Но Иисус призывает нас отречься от себя и отказаться от своих эгоистичных желаний. Волшебство легко, но ученичество дорого стоит. Как христиане, мы предлагаем самоотречение поколению, стремящемуся к самореализации.
Вызов реален, как реальна и возможность.
Возможность
Нынешнее поколение идёт по проторённой дороге. В Своем мудром провидении Бог часто ведёт Своих заблудших детей домой к Себе окольными путями. Прежде чем вернуть Августина к Его Слову, Бог привёл его к платоникам и открыл его разум к возможности постижения более глубоких (духовных) реальностей. Августину нужно было расширить рамки, прежде чем он понял главное. «Я думаю, это была Твоя воля, чтобы я наткнулся на эти книги до того, как изучил Писание, чтобы запечатлеть в моей памяти, как они на меня повлияли», — вспоминает он в своей «Исповеди».
Может ли то же самое быть и с теми, кто увлекается оккультизмом, кто спрашивает сатану о Боге? Если гороскопы, карты Таро и хиромантия открывают разум поколения к возможности постижения более глубоких духовных реальностей, мы можем молиться, чтобы Бог использовал это во славу Свою и во благо им. Сколько людей в своих подобных «исповедях», произнесенных у купелей перед благоговейным трепетом прихожан, признают Божью волю, ведущую их через кристаллы ко Христу?
По благодати Божьей, мы сможем сыграть свою роль в их историях силой наших обычных свидетельств. Зумеры могут спрашивать сатану, но мы можем дать им совершенный ответ от Бога. Пётр ожидал, что язычники его времени будут задаваться вопросом об уповании в жизни обычных христиан (1 Пет. 3:15). Конечно же, нам стоит ожидать, что и неоязычники сегодня будут спрашивать нас о нашей непреодолимой радости, мире, любви и надежде.
То, чего люди ищут, когда обращаются к медиуму, у нас есть в избытке. То, чего они жаждут, когда готовят зелье, нам безвозвратно даровано во Христе. Хотите знать будущее? Мы знаем Того, Кто держит его в Своих руках и распоряжается им каждый день ради Своих славных целей. Хотите получить гарантию того, что вы будете любимы во все дни своей жизни? Бог проявил Свою безмерную любовь к вам в следующем: пока вы возились с доской для спиритических сеансов, Он послал Своего Единородного Сына умереть за ваши грехи.
Автор — Брэндон Купер / thegospelcoalition.org
Перевод — Алекс Фишман для ieshua.org
Последнее: 3.12. Спасибо!




