Мужчина или женщина приходят в ваш офис со словами, которые вы слышали много раз: «Пастор, этот брак не работает, и я думаю, что будет лучше всего, если мы с супругом (супругой) разойдёмся». И затем высказываются причины (или оправдания), почему это решение кажется им наилучшим.
Как вам разбираться с этими оправданиями? Что вы можете сказать, чтобы повлиять на ситуацию? Вот пять оправданий, которые я раньше слышал от людей, обсуждение обоснованности каждого оправдания, а также то, как вы можете на него отвечать.
1. «Наши личности изменились со временем. Он (она) уже не тот (не та), за кого я выходила замуж (на которой я женился)».
Возможно, нам стоит дополнить традиционные брачные клятвы («в хорошие времена и в плохие, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии») и включить в них строчки, где говорится: «Я обещаю никогда не меняться, не расти, не развиваться, не становиться более зрелым (зрелой). Я обещаю никогда не расширять своё понимание, свои интересы или свой обхват талии. Я обещаю перестать читать, слушать, переживать и учиться, чтобы я никогда не сомневался (не сомневалась) в моих нынешних убеждениях, ценностях и приоритетах. Я стану прудом вместо реки. И я обещаю это, даже хотя ты сам (ты сама) будешь меняться и будешь чувствовать свободу и право поступать таким образом».
Я понимаю, что люди хотят постоянства в мире, включая и своих жизненных партнёров, но ожидание того, что их супруг или супруга не будут переживать или демонстрировать значительные изменения через десять, двадцать, тридцать лет глубоко нереалистичны. И правда в том, что им будут нравиться некоторые из этих изменений, они будут нейтральны по отношению к другим, а некоторые из них им нравиться не будут. То же самое будет верно в реакции их супругов на их собственные изменения.
Поделитесь с этим человеком (или супружеской парой) Посланием к Колоссянам, 3:13, и Посланием к Ефесянам, 4:2, где Павел говорит: «снисходите друг ко другу». И позвольте мне предложить мой собственный Прессоновский перефразированный и Талахасский стилизованный перевод этого: «Вам нужно терпеть друг друга, потому что все вы немного со странностями. У всех вас есть причуды, и у всех вас есть надоедливые слова или поступки. Никто из вас не без греха, не без плохих привычек и не без раздражающего поведения. Так что я предлагаю вам принять недостатки и особенности других, так как они вынуждены принимать ваши».
Да, я осознаю, что мы говорим о разностях в характерах и причудах в поведении. Я не предлагаю, чтобы люди, принимая друг друга и принимая изменения друг в друге, игнорировали и поощряли неправильное поведение. Я рекомендую парам прочитать книгу «Брак: где проходит граница?», написанную докторами Клаудом и Таунсендом, чтобы помочь им распознавать неподходящее поведение и реагировать на него.
2. «Наши интересы разошлись, мы проводим всё меньше и меньше времени вместе».
В основном, пары испытывают близость на трёх соединительных мостах: разговоры, совместные дела и прикосновения. Когда люди в паре отдаляются друг от друга, они склонны меньше контактировать на всех трёх мостах. В отношении совместных дел, парам часто необходимо вновь открывать для себя дела, которые им раньше нравились, а также находить новые. Пора жизни, свободное время, физическая энергия и здоровье, географическое положение, финансы и другие факторы могут требовать того, чтобы вы приспосабливали к ним ваши совместные дела. Для молодожёнов в Колорадо это может означать проведение многих выходных вместе в катании на лыжах по склонам... до рождения первого ребёнка. Позднее пара переезжает в Феникс, штат Аризона, а затем — на побережье Флориды. Каждый переезд убирает некоторые совместные дела и предлагает новые. Каждый этап жизни обычно изменяет то, что возможно, и то, что приносит наслаждение.
Ключ для каждой пары в том, чтобы быть любознательными и творческими, готовыми исследовать и пробовать новое, позволяя каждому из супругов иметь личные или независимые интересы, но также быть посвящёнными тому, чтобы находить места пересечения, в которых оба супруга действительно наслаждаются совместными действиями. Вот некоторые категории интересов и дел, которые я предлагаю парам рассмотреть: отдых на природе, отдых в помещениях, музыка, театр и фильмы, зрелищные виды спорта, путешествия, интеллектуальные или образовательные занятия, духовный рост, участие в общине — и это только некоторые. В каждой из этих категорий существует почти бесконечное количество возможных реальных дел.
3. «Мне надо было послушаться родителей. Им не очень нравилось наше решение вступить в брак».
Когда что-то становится сложным, естественная реакция людей — подвергать сомнению принятые ими решения. «Возможно, мне не нужно было выходить замуж за этого человека, становиться родителем, переезжать в этот город, соглашаться на эту работу, брать в лизинг эту машину, покупать этот дом, перекрашивать комнату в этот цвет, записываться на эти курсы, возвращаться к учёбе, покупать абонемент в этот спортзал, съедать оба десерта сразу». Родители или друзья могут поддерживать сомнения этих людей, особенно, когда проблемы возникают в браке. «Ну, я не хотела говорить ничего негативного про Билла, пока вы так радовались, выбирая платья для подружек невесты, но...»
Потрясающе, как много людей поднимаются и заявляют, что они пророчески предвидели проблемы в браке ПОСЛЕ того, как пара начинает испытывать трудности. И в критике и высказывании беспокойств задним числом нет ничего очень полезного. Обязательно сообщите им, что хотя, возможно, подтверждается, что они не единственные, у кого были сомнения о браке, но то, что другие могли чувствовать или предсказывать о браке, едва ли является полезным направлением в том, что делать с этим сейчас.
4. «У нас больше нет близости или романтики между нами».
Физическая близость в браке является одновременно и термометром (прибором, который измеряет температуру) и термостатом (прибором, который управляет температурой). Присутствие или отсутствие сексуальной близости И влияет на эмоциональную связь во взаимоотношениях И находится под влиянием эмоциональной связи во взаимоотношениях.
Апостол Павел советовал парам поддерживать сексуальное пламя горящим: «Не лишайте друг друга близости, кроме как по обоюдному согласию на ограниченное время» (1-е Коринфянам, 7:5, Перевод с Berean Study Bible, выделение добавлено автором).
Сообщите человеку (супружеской паре), что есть несколько нереалистичных ожиданий о сексе, в ловушку которых попадают пары, находящиеся в браке уже некоторое количество лет:
- Для того, чтобы супружеский секс был восхитительным и приятным, он должен быть спонтанным.
- Для того, чтобы супружеский секс был восхитительным и приятным, оба супруга должны иметь почти равные уровни заинтересованности и желания.
- Заинтересованность в сексе и его частота не должна уменьшаться с годами.
Голливуд приучил нас верить, что только спонтанный секс восхитителен, и что секс в браке — скучен. Обратите внимание, как мало любовных сцен в теле- или кинофильмах включают людей, состоящих в браке друг с другом. Затем обратите внимание на то, как это похоже на спонтанную вспышку, которая становится диким пламенем, вырвавшимся из-под контроля. Они не способны контролировать страсть, они торопятся снять одежду как можно скорее, несмотря на то, что это происходит где угодно, но не в спальне (в офисе адвоката, в кладовке больницы, в лифте гостиницы, в примерочной супермаркета и так далее).
Я учу пары о «запланированной спонтанности» и говорю им, что если бы большинство семейных пар ожидали до тех пор, пока они оба независимо и одновременно захотят секса, это происходило бы очень редко. Кроме того, когда такие пары пытаются определить незаметные признаки заинтересованности, они редко смогут увидеть хоть какой-то интерес. Вместо этого они увидят занятость своих супруг или супругов, озабоченность другими делами, усталость и тому подобные вещи. Если коротко, то, как сказал один муж: «Я не могу определить, есть ли даже в её мыслях намёк на секс, так что я не решаюсь подавать ей сигналы или флиртовать. Это, наверное, потому, что я боюсь подтверждения, что она не заинтересована. И это ощущается как отвержение, и тогда я чувствую себя идиотом, а это ещё меньше будет для меня стимулом попытаться снова в следующий раз».
Ирония для многих супружеских пар заключается в том, что ОБЕ стороны заявляют о неудовлетворённости частотой секса в их браке, однако обе стороны продолжают полагаться на попытки прочесть мысли или на то, чтобы посылать или принимать скрытые намёки на заинтересованность из-за страха отвержения.
«Запланированная спонтанность» означает подготовку к близости и защиту этого времени, что также создаёт предвкушение. От противников такого подхода я обычно слышу, что они «не хотят создавать расписание занятий сексом». Я понимаю это. Мой ответ на это: мне кажется, что у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы заранее планировать и отделять время для любых других дел в нашей жизни, которые важны для нас. Почему же тогда мы настаиваем на том, чтобы близость в браке была единственным событием, подкрадывающимся и неожиданно нападающим на нас, подобно внезапному чиханию или выигрышу в лотерею?
Допустим, например, что Рик и Стэйси согласились во время консультации, что они хотели бы иметь близость дважды в неделю. Всё равно остаётся вопрос: когда именно дважды в неделю это произойдёт? После дальнейшей дискуссии им обоим нравится идея заняться любовью в середине недели, чтобы они могли ожидать этого, а также время вечером в выходные. Более конкретно, они определяют, что вечера среды и субботы их обоих вполне устроят. Хорошо, это «запланированная» часть. «Спонтанность» означает, что Рик и Стэйси в течение этого особенного времени, которое они проведут вместе, могут делать всё, что захотят. И «запланированность» вполне позволяет быть гибкими (во вторник на этой неделе вместо среды, из-за вечерних рабочих дел, или в пятницу вечером на следующей неделе, так как в субботу они приглашены на свадьбу за городом). Такая гибкость требует хорошего общения, и это хорошее общение исключает чтение мыслей, неправильные истолкования, недопонимания и разочарование. Это необходимое обсуждение является отличной практикой, потому что хорошее общение является главным ключом к отличному сексу в браке — сексу, который физически и эмоционально удовлетворяет обоих супругов.
5. «Бог непременно хочет, чтобы мы были счастливы — а мы не счастливы!»
Я слышал фразу: «Бог заинтересован в вашей святости, а не в вашем счастье», и хотя я понимаю и согласен с этим до определённой степени, очевидно, что это рисует портрет Бога, который говорит: «Мне не важно, насколько ты несчастен, Я просто хочу, чтобы ты себя хорошо вёл и не позорил Меня».
Многие родители слышали, как их ребёнок после трудного дня в школе или после выходных, проведённых за учёбой, говорит: «Ненавижу школу!» Мы понимаем разочарование (вспоминая своё собственное), но вы же не говорите ребёнку: «Ну, жизненно важно, чтобы ты любил каждую минуту своего образования, так что если ты недоволен кем-то из твоих нынешних учителей, просто сообщи мне — и я поговорю с директором, чтобы найти тебе других учителей. Если тебе не нравится школа, мы переедем, чтобы ты мог ходить в другую школу. Если тебе не нравится школа как таковая, тогда я переведу тебя на домашнее обучение и буду учить тебя сама. Если идея домашнего обучения выглядит для тебя так, словно твоя мать собирается пытать тебя в темнице, тогда я просто разрешу тебе сидеть дома и играть в игры или сидеть в интернете. Всё, что нам потребуется сделать для того, чтобы защитить тебя от негативных переживаний и чувств о школе — главный приоритет для нас. Это для нас более важно, чем получение тобой образования».
Если брак является одним из прекрасных Божьих подарков для вас, тогда я верю, что Он хочет, чтобы мы наслаждались браком и были благословлены им, точно так же, как Он желает, чтобы мы наслаждались и были благословлены нашими взаимоотношениями с Ним. Но если супружеская пара делает «счастье» целью и мерилом своего брака, тогда они обрекают себя на разочарование и неудачу в любом браке, а не только в нынешнем, в котором они «несчастны».
Я не большой любитель поиска счастья, потому что счастье очень непостоянно. То, насколько я счастлив сегодня как муж или отец, может меняться день ото дня, точно так же, как может меняться моё счастье как консультанта, владельца бизнеса и писателя.
Обратите внимание, что я не говорю человеку (или паре) игнорировать чувство несчастности. Вдохновляйте их обращаться с этим чувством как с лампочкой предупреждения на приборной панели машины, которая говорит им, что машина нуждается в определённом внимании и обслуживании (в честном разговоре с супругой или, возможно, в консультировании их как пары). Спросите: «Когда загорается предупредительная лампочка двигателя, каковы ваши мысли?» Их мысли автоматически обратятся к диагностике и ремонту. Они не выставляют машину на продажу в ответ на то, что загорелась предупредительная лампочка.
Автор — Доктор Рэймон Прессон / careleader.org
Перевод — Виталий Рогонский / ieshua.org
Рэймон Прессон является клинически сертифицированным семейным и брачным терапевтом более двадцати лет, он основал служение LifeChange Counseling [Консультирование, меняющее жизни] и Центр Брака Франклина (www.LifeChangeCS.org). С 1989 по 2004 год он также служил как рукоположенный служитель и помощник пастора в Северной Каролине, Южной Каролине, Флориде и Теннесси. После окончания университета Wake Forest University и получения учёной степени по психологии, а позднее окончив Университет штата Флорида (Florida State University) со степенью магистра в консультировании, Прессон служил в городе Уинстон-Салем, штат Северная Каролина, в церковном центре консультирования. Он получил степень Доктора наук по консультационной психологии в Теологической Семинарии Ньюбурга (Newburgh Theological Seminary). Рэймон является автором книги «Когда моя жизнь перестанет быть «отстойной»?», а также ряда других книг. Он является экспертом в сериях видеопередач группы поддержки и заботы для людей, находящихся на грани развода (DivorceCare support group).
Последнее: 26.07. Спасибо!
А как быть,если девушка из евангельской церкви вышла замуж за православного и со временем началось давление со стороны мужа и его семьи именно на религиозные вопросы? Муж развода не хочет,любит,но считает,что жена должна отбросить"ереси" и подчинятся ему и православному учению.
Позвольте просто размышления, Оксана (поскольку я не психолог, и даже не советчик). Религиозные (духовные) вопросы являются, пожалуй, самыми сложными, так как имеют зависимостью большей степенью не от человека (как это ни парадоксально), а от ТОГО, насколько Бог — «откроет» или закроет понимание. Поэтому вряд ли что-то (существенное/основательное) можно доказать/переубедить... пока человек сам этого не дорастёт/дойдёт. Отсюда — самое подходящее, надёжное, и безотказное средство — молитва... (здесь также нужно принять к сведению и то, что даже с таким способом скорого/мгновенного результата не стоит ожидать). А как же жить в повседневности?.. А просто. Делайте всё, как «мудрая жена»... это значит — лишь на устроение... даже если бы, например, пришлось (по «заявкам» мужа) в шахматном порядке выставлять столовые приборы на столе... )) Это же не противоречит Божьему Слову, не противоречит... значит можно и снизойти, «сделать одолжение», как говорят.
То же и с религией, только нужно немножко более тонко/внимательно себя вести. А именно: говорит, к примеру «Пойдём в храм в воскресенье!», — идите в храм (а затем и в собрание, а что тут такого?). Т.е. заключите, своего рода (возможно односторонний, неформальный) «договор»: выполняете любые требования/принципы супруга, КОТОРЫЕ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ Библии.
Одели косыночку, православную (подчёркнуто) одежду... и пошли в Собор на службу/Епархию. Зачем? а для мужа — пусть порадуется на людях, что у него Богобоязненная {даже по виду} жена. Молимся там, почитаем «батюшек» (и с радостью, не с томлением в душе): Бог же сказал молиться «на всяком месте».
Если говорит к иконе, мощам кланяться/молиться/целовать, — здесь чёткое «Нет», или не буду/могу нарушать Священное Писание:
• «25.и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду...» (Деяния 17:25) — по крестному знамении;
Об идолах/иконах:
• 1-я и 2-я заповеди;
• «2.Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.» (1 Коринфянам 12 : 2)
• «3.Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
4.покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.
5.Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.» (Иеремия 10 : 3-5)
• «9.Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
10.Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?» (Исаия 44 : 9, 10)
• «23.и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24.то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25.Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.» (Римлянам 1 : 23-25)
Т.е. суть в том, что не своим умом пытаться пояснить/отстаивать, а применять «оружие» — меч обоюдоострый (даже дьявол не мог противостоять Иисусу Христу в пустыне). Тем более, что там может иметь доступ дух религии (ко всему роду вообще).
Так что дерзайте, и да поможет Бог!
• «1.Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1Петра 3 : 1)
• «16.Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Коринфянам 7 : 16)
Благословений!