Помышляйте о горнем: как жить с небесным мышлением

Помышляйте о горнем: как жить с небесным мышлением

Отложите на мгновенье неотложные задачи этого дня. Если можете, успокойте желания и надежды, охватившие вас с той минуты как вы проснулись. Отодвиньте тяжесть утренних забот. Не думайте о том, что ожидает вас впереди.

Христианин, вспомни сейчас, что тебя ожидают небеса. Очень скоро, даже в любую минуту, ты поспешишь оставить всё знакомое здесь на земле, чтобы отправиться в отпуск длиною в вечность. Ты очнешься и обнаружишь, что легкие наполнены воздухом лучшего «города» (Евреям 11:16). Твои печали и трудности останутся позади (Исайя 51:11). Ты увидишь Иисуса лицом к лицу (Филиппийцам 1:23). И ты будешь дома с Ним (2 Коринфянам 5:8).

А теперь представьте какой была бы жизнь, если бы, возвращаясь к ежедневным делам, желаниям и заботам, одним глазом мы продолжали смотреть в небеса. Как изменился бы сегодняшний день, если бы в земные дела мы привнесли небесную надежду? Если бы мысли о горнем украшали наши утренние часы? Тогда бы мы обнаружили, как сильно радость зависит от размышлений о небесах. И мы смогли бы стремиться, чтобы о нас говорили так же, как об одном давно жившем святом муже Божьем:

«Об этом добром муже наивысшая похвала —
небеса были в нём до того, как он ушел на небеса»

О горнем помышляйте

Безусловно, стремление мыслить о горнем может приводить к ошибочным выводам. Правдиво известное критическое замечание «Не будь настолько небесным, что ты ни на что не годишься на земле», потому что некоторые люди используют небесный настрой как оправдание своему равнодушию к земным делам. Они напевают песню «Я улетаю прочь», комфортно живя в этом мире, забыв, что, Тот, Кто более всех остальных мыслил о небесном, трудился, потел, исцелял и истекал кровью ради нуждающегося мира.

Тогда нам следовало бы вновь прислушаться к предельно ясной хартии небесного мышления в Писании:

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:1-4)

Что же значит помышлять о горнем? Это не значит жить там и тогда, но жить сейчас в свете того, что будет тогда, жить здесь в свете того, что будет там.

Корни в небесной почве

Если вы принадлежите Христу, то в прямом смысле слова, вы не живете здесь на земле, но там на небесах: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:3). Также и ваша жизнь во Христе не проявляется в полной мере сейчас, но явится тогда: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. (Колоссянам 3:4).

Ваша жизнь чудесным образом, неразрывно, навеки связана с Самим Иисусом, Который царствует там и явится тогда.

И помышление о горнем нацеливает нас на этот факт, учит определять свою идентичность не в человеке, которого мы видим в зеркале, но в Спасителе, которого видим в Писании. Такое мышление совсем не отменяет жизнь на земле, скорее преображает её в соответствии с культурой и стандартами небес. Если мы сокрыты со Христом там и явимся тогда, мы не можем не становиться более похожими на Христа здесь и сейчас.  Павел развивает эту мысль дальше в этой главе, рисуя портрет тех, кто помышляет о горнем:

  • Они умертвили всё, что бесчестит Бога и унижает других (Колоссянам 3:5-9).
  • Они оделись в небесные одежды сострадания, благости, смирения, кротости и долготерпения (Колоссянам 3:12).
  • В обществе взаимных обвинений и упреков, они говорят на неземном языке прощения (Колоссянам 3:13).
  • Они живут под владычеством божественного мира, установившего свой трон в их сердцах (Колоссянам 3:15).
  • Они общаются и поют в гармонии с благодарностью и благодатью (Колоссянам 3:15-17, 4:6).
  • Во всех своих взаимоотношениях, в каждом слове и каждом поступке они желают явить славу Иисуса Христа (Колоссянам 3:17-4:1).

Они подобны дубам, чьи корни уходят глубоко в почву небес. Хотя они растут на том же поле, что и все остальные в этом мире, хотя их ствол также подвержен ветрам и штормам, они ежедневно питаются из другого мира, поэтому и приносят плод лучшей страны.

Небесные привычки

Как же нам тогда возрастать в небесном мышлении? Как достичь того, чтобы о нас – святых людях с работами и семьями, друзьями, соседями и множеством земных забот – сказали: «Небеса были в нём до того, как он ушел на небеса»?

Первый ответ нам знаком: посвятите себя чтению Библии и молитве, совместному поклонению и общению – всё это не только средства благодати, но и средства достижения небесного мышления. Также бок о бок с ежедневной привычкой чтения Библии и молитвы, с еженедельной привычкой совместного поклонения и общения, мы можем более целенаправленно настраивать себя на помышления о горнем.

Начинайте свой день на небесах

Роберт Мюррей МакЧейн, помышлявший о горнем муж Божий, однажды описал свои утренние молитвы как средство «придать глазу привычку весь день смотреть вверх» (Мемуары и посмертные произведения Роберта Мюррея МакЧейна, стр. 64). Он знал, что его мысли не будут устремляться в небеса днем и вечером, если он не сконцентрируется на этом первым делом с утра, поэтому и начинал свой день на небесах. Этот же урок мы можем извлечь из молитвы Господней. Когда Иисус учил нас молиться, разве словами «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11) Он не подразумевал, что каждый день мы будем начинать на коленях? Очень важно, что в этой молитве прежде прошения о насущном хлебе наш взгляд устремляют к горнему:

«Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе…»
(Матфея 6:9,10)

Если молитву Господню мы возьмем своим примером, то именно небесами будут наполняться наши мысли первым делом каждое утро. По крайней мере на несколько мгновений потускнеет здесь и сейчас от великолепного блеска там и тогда. И мы сможем пронести частичку небес на протяжении всего дня.

Настройте свой разум через размышление

Повеление «о горнем помышляйте» означает больше, чем «читайте о горнем». Для этого необходимо больше, чем просто чтение – нужно практиковать то, что библейские авторы называют размышление (Иисуса Навина 1:8; Псалом 1:1-2, 118:97).

Если обычное чтение Библии сосредоточено на стихах и главах, то размышление сосредоточено на словах и предложениях; в чтении мы продвигаемся лишь коридорами разделов Библии, размышление же открывает двери для исследования комнат. Размышляющий читатель Библии может прочесть, например, всю третью главу послания к Колоссянам за 3-5 минут, но затем вернуться к прочитанному и посвятить столько же (или больше) времени, чтобы поразмыслить над смыслом того чуда, что «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:3). Размышление проводит нас выше подножия и помещает на вершины Божьего откровения. Подобно Моисею, мы можем спуститься вниз всё еще сияя от увиденной славы.

Возможно, вам кажется, что серьезное размышление даётся так же трудно как передвижение гор. Если вы так думаете, то начните с малого и не отчаивайтесь. Наш разум, как и мышцы, становится сильнее благодаря упражнениям. И по Божьей благодати то, что кажется нереальным сейчас, будет почти естественным через полгода.

Возвращайтесь к горнему на протяжении дня

Выше мы прочитали, что Роберт Мюррей МакЧейн стремился развивать «привычку весь день смотреть вверх». Многие из нас хотят того же – по крайней мере в теории. На практике же дела обстоят иначе.

Если вы похожи на меня, то после своей утренней молитвы вы искренне хотите продолжать думать о горнем в свободные минуты наступившего дня. Но потом все эти свободные минуты вы наполняете чем-то другим. В машине вы включаете новости. В очереди в магазине вы проверяете электронную почту. Дожидаясь друга, вы играете на телефоне в игру. В кровати вы просматриваете ленты социальных сетей. Сами по себе эти дела не обязательно плохие. Но как часто они являются отражением разума, склонного отвлекаться? А что, если бы мы решили потратить хотя бы часть тихих минут дня для размышления о том, что мы читали этим утром, вспоминали заученный стих или молились нашему Небесному Отцу? Моисей сказал Израилю, чтобы они обращались к Божьему слову «сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:7). Если бы мы так же использовали больше свободных минут для того, чтобы думать о горнем, мы были бы удивлены необычной силой, миром и радостью внутри нас.

Дорожите сутью небес

Небеса есть и всегда будут местом славы (Колоссянам 3:4). Когда Бог сотворит все новое, каньоны и горы, галактики и луга этого падшего мира больше не будут стенать (Римлянам 8:21). Сокрушенные тела будут облечены бессмертием (1 Коринфянам 15:54). Человеческое общество будет находится в полной гармонии с Троицей (Иоанна 17:22-24).

Тем не менее, средоточием всей той славы, чье имя будет на наших челах и чье сияние осветит мир, будет Сам Бог во Христе. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:4). Небеса без Христа – это как океан без воды, как небо без воздуха, как пламя без огня. Он — биение сердца небес.

Что это значит для нашего настроя на небеса? Это значит, что наши мысли наиболее наполнены небесами, когда они наиболее наполнены Христом. Джон Оуэн пишет: «Вся слава небесной страны выражается в том, чтобы быть «всегда с Господом, где Он есть, созерцать Его славу»… Мы надеемся, что скоро мы будем всегда с Ним; и если это так, то, безусловно, наш долг и мудрость в том, чтобы быть с Ним здесь столько, сколько сможем» (Труды Джона Оуэна, 7:344).

«О горнем помышляйте» — это приглашение быть с Иисусом столько, сколько сможем, готовясь к тому дню, когда мы присоединимся к Нему навечно. Поэтому начинайте свой день с Иисуса, фокусируйте свои размышления на Иисусе, возвращайтесь к Иисусу в течении дня. Потому что «о горнем помышляйте» означает, по сути, «размышляйте о Нем».

Автор — Скотт Хаббард / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!