На самом ли деле существенно такое понятие как «соблюдающий Тору человек»? Ожидает ли Бог, что мы, подчиняясь Новому Завету Иешуа, будем стараться соблюдать 613 заповедей Синайского завета? (Подсказка: читайте до самого конца)
Во время ремонта второго этажа нашего помещения мы забыли принять во внимание, как сильно мы любим кофе. По этой причине прямо посреди узкого коридора втиснулась крохотная кухня. Коридор этот всегда нуждается в уборке, потому что непрестанно заполнен людьми. Проходя мимо, мы непременно останавливаемся, чтобы выпить по чашечке кофе. Однажды мы надеемся устроить здесь большую, красивую и функциональную кухню. Но пока этот день не настал, мы вынуждены довольствоваться тем, что имеем, и стараться сохранять порядок изо всех сил. Наш шеф установил несколько правил на кухне:
1) Сохранять тишину, чтобы не мешать тем, кто работает рядом;
2) Сразу же убирать за собой, потому что раковина очень маленькая;
3) Не готовить еду, потому что это приводит к нежелательному шуму и запаху.
Эти правила помогут нам сохранять порядок (и спокойствие нашего шефа) до того дня, когда у нас будет новая кухня! Когда же он наступит, у нас будут новые правила, и старые уже будут не нужны.
Говоря простыми словами, соблюдение Закона стало невозможным! Но что, если вы по-настоящему хотите всем сердцем и душой из чисто теоретических соображений соблюдать Закон (быть «соблюдающим Тору»)? Что ж, это просто невозможно. Сегодня не существует института священства, нет Храма и системы жертвоприношений, которые есть суть Закона (все заповеди связаны с ними). Видите ли, Синайский Завет и Закон неразделимы. Все заповеди являются лишь отростком этого Завета, и не могут существовать отдельно от него, так же, как борщ трудно представить без свеклы. Договор был скреплён пролитием крови (Исход 24:8) и поддерживался кровью жертв, приносимых на алтаре (Исход 30:10). Без этой системы жертвоприношений мы не можем соблюдать Синайский Договор. Все, что мы можем делать, это соблюдать заповеди, не относящиеся к Храму, священству или системе жертвоприношений. Более того, несмотря на то, что эти законы продолжают говорить к нам, будучи богодухновенными, мы должны помнить, что многие из них были даны Израилю 3500 лет назад с тем, чтобы в контексте древнего Ближнего Востока родился народ. Если бы сегодня нам предстояло стоять у истоков образования нации, мы бы дали этому народу законы и правила (дорожного движения, семейные, налогообложения, гражданского и трудового права и т.д.) в соответствии с текущей ситуацией и временем, его образом жизни и местом проживания. Тем не менее, сегодня невозможно на практике соблюдать множество законов Моисея из-за реальности, в которой мы живём. Например, вопросы, связанные с рабовладением или ритуалами очищения, более неприменимы.
Говоря современным языком, вопрос о том, может ли человек быть спасен через соблюдение Закона сравни тому, чтобы дать кому-либо старый ноутбук без материнской платы или процессора и предложить пользоваться им для решения каждодневных задач. Несмотря на то, что этот ноутбук может совершать определенные операции (как например, печатать), нет смыслы пользоваться им без материнской платы и процессора (крови завета). Более того, тот новый и усовершенствованный ноутбук, который мы получили в подарок должен быть эксклюзивным механизмом!
Как и сказано в нашей новой книге «Цель Торы?» (Torah's Goal?), Закон в значительной степени применим к нашей жизни сегодня.
Тем не менее, на самом деле не существует такого понятия, как «соблюдающий Тору человек», так как большинство из 613 заповедей невозможно исполнять, даже если вам очень хочется. Оставшиеся возможные для соблюдения исполняются выборочно.
Если кто-то утверждает, что соблюдает Тору, попробуйте выбрать несколько постановлений в произвольном порядке и посмотрите, соблюдает их человек или нет. Например, вы можете спросить:
- Отсутствует ли в вашей диете животный жир в соответствии с книгой Левит 3:17?
- Предаёте ли вы своих детей смерти через побитие камнями, если они злословят вас, как написано в книге Левит 20:9?
- Не стрижёте ли вы головы вашей кругом и не портите ли края бороды в соответствии с книгой Левит 19:27?
- Поддерживаете ли вы убийство геев и лесбиянок, как написано в книге Левит 20:13?
- Водите ли вы автомобиль в Шаббат или делаете барбекю (и, если бы вы жили до 19 века, включали бы вы свет или отопление зимой, если бы замёрзли,) в соответствии с книгой Исход 35:3?
- Всегда ли вы носите только один вид ткани и не смешиваете лен и шерсть, как написано в книге Второзаконие 22:11?
- Отказываетесь ли вы от покупки фруктов в супермаркетах из-за того, что производители не ждут пятого года, чтобы начать их продавать (не говоря уже о том, что в большинстве своём еда, которая продаётся в супермаркетах, содержит кукурузу или сою) в соответствии с книгой Левит 19:23-25?
Это только 7 примеров из всего множества синайских постановлений, и следует помнить, что, если в Иешуа мы все ещё находимся под властью Синайского договора, мы не можем соблюдать только некоторые заповеди, мы должны соблюдать их все: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10).
Но более важным является ответ на вопрос, действительно ли мы считаем, что сегодня, находясь с нами в новозаветных отношениях, Господу важно, чтобы мы соблюдали эти постановления и находились под их властью?
Если ваш ответ — «да», то вы верите не в Новый Завет, но в Обновлённый Завет, что является противоречием словам пророка Иеремии:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).
Некоторые последователи движения «Hebrew Roots» (движение возвращения к еврейским корням веры) ссылаются на 15 стих четырнадцатой главы Евангелия от Иоанна, чтобы аргументировать свою позицию, что последователи Иешуа обязаны соблюдать Закон. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15; см. 14:21, 23-24). Однако, в свете непосредственного контекста этого стиха это абсолютно ничего не значит, и нет оснований предположить, что слова «Мои заповеди» относятся к Закону. Толкование Библии сильно опирается на контекст, а ближайший контекст этого стиха уточняет, на какие конкретно заповеди ссылается Иешуа. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. ... Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:12,17; другие заповеди, данные Иешуа через непосредственный контекст, можно найти в Ин. 14:1, 11, 27; 15:4, 7, 9; 16:24).
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).
Что же, Тору можно выбросить на свалку?
Конечно, нет! Заповеди Синайского Завета продолжают функционировать как богодухновенные Писания. Закон свидетельствует против нас, указывает на Иешуа, даёт нам знания о Боге, мудрость и откровения, углубляет наше понимание личности Иешуа и труда, который Он совершил, и подвигает нас на любовь к Богу и ближнему. Продолжая размышлять о богатствах Торы, будем же, как Давид, делать её наставлений более «золота и даже множества золота чистого». Пусть она будет для нас «слаще меда и капель сота» (Пс. 18:11). В конце концов, «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).
ЧАВО:
Вопрос: «То есть, сейчас я могу убивать? И, опираясь на Закон, как узнать, как любить своего ближнего?»
Ответ: Это было бы равносильно тому, что было сказано выше о выдергивании стихов из контекста! Как последователям Мессии нам был дан совершенный пример совершенной жизни. Модель поведения. Учил ли нас Иешуа убивать? Разве Он своей жизнью и делами не показал нам, как любить других? Помните, Бог пообещал Новый Завет, который «не такой завет, какой Я заключил с отцами их» (Иер. 31:31). Этот — говорит Он — «на сердцах их напишу» (Иер. 31:33).
Почему? Потому что, «с переменою священства необходимо быть перемене и закона… лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр. 7).
Почему? Потому что «...закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).
Итак, как мы можем знать, как угодить Богу?
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин. 16:13).
Видите, именно Святой Дух в наших сердцах подсказывает нам не только как любить наших ближних, но и даже как любить наших врагов!
Вопрос: «Вы соблюдаете кашрут? Если нет, вы нарушили Его заповедь!»
Ответ: Зачем останавливаться на этом? Он также сказал, что нельзя есть непрожаренные стейки (с кровью) или какой-либо животный жир. Соблюдение законов о еде в 11 главе книги Левит – ключевой компонент того, что люди имеют в виду, говоря о «соблюдении Торы» сегодня. Однако, то, чего люди часто не видят, и то, что так проницательно заметил автор Послания к евреям, — это связь между пищевыми законами и скинией. 11 глава книги Левит является частью более крупного раздела в той же книге (Лев. 11-15), который называется Законами Чистоты, и все они связаны с чистотой скинии (Лев 16). Помимо того факта, что более не существует функционирующей скинии/Храма, последователи Иешуа теперь являются храмом Святого Духа (1 Кор. 3:16), чистота которого больше не зависит от соблюдения Заповедей Чистоты в Лев 11-15, но от последней и совершенной жертвы Мессии Иешуа. Иешуа выполнил за нас все законы чистоты, в том числе законы о еде! По этой причине и Павел, и автор Послания к евреям могут заявить последователям Иешуа, иудеям и язычникам, что всякая еда чиста (Евр. 9:8-10; 13:9; 1 Тим. 4:1-5).
Непрерывное действие скинии с ее жертвенной системой, левитское священство, церемониальные омовения и т.д. (т.е. Синайский завет) были специально разработаны для ограниченного периода времени. И когда мы размышляем над описанием скинии и ее значением для всех верующих сегодня, мы должны понимать, что ее символизм и встроенные ограничения призваны указать нам на лучшего первосвященника, лучшую жертву и лучший храм, к которому теперь у нас есть прямой доступ через Иешуа. В других местах Писания мы также видим, что даже праздники были специально разработаны с мыслью о Мессии.
«Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:16-17).
Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Катерина Пресман для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Создается ощущение, что я читаю не еврейского раввина, узнавшего Иешуа, а христианского пастора, познакомившегося с некоторыми еврейскими традициями, и уверившим себя в том, что теперь то уж он разобрался что к чему и может теперь основательно объяснить, почему Тора — это не Тора, а только кусочек, который остался после прихода Иешуа. Напоминает то, как раввины в Явно объяснили, что теперь Храм не нужен, но достаточно цдаки.
Мне показалось очень странным, что столько сил тратится на объяснение того, почему надо отменять установленное Богом однажды, но так мало людей, и в том числе среди христиан, которые понимали бы, что именно не евреи привиты к тому, что уничижительно названо Законом, а Бог называет это Истиной.
Автор говорит все правильно,вот только покрывало на сердцах лежит у тех кто полагается на закон,
Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
(2-е Коринфянам 3:15)
Друзья, но тоже не забывайте, что первые апостолв жили в Иерусалиме, в Израиле, ещё действовал Храм, до определенного времени, все последователи были только евреи, поэтому даже не возникало вопрос ритуальных заповедей.(хотя если внимательно читать деяния, то и сильно не щамарачивались)
Эти все вопросы начали возникать когда начали обращаться не евреи!
Многие еврейские религиозные лидеры прекрасно понимают, что без Храма, все нарушают заповеди в отношении ритуальный части.
Очень удивило объяснение автора про «Обновлённый завет» со ссылкой на Иер. 31:33. Там же ясно написано: «вложу Тору мою в глубину души их», — вот в чём Закон стал новым, — не суть его изменилась, а местонахождение! И в ответах на вопросы про кашрут- стейки «с кровью» это ведь не тоже самое что «удавленина», это всего лишь степень прожарки. В книге Левит говорится о том, что кровь животного надо сливать, а не про то как жарить мясо. Согласен с одним из комментариев, что стиль автора больше напоминает христианского пастора, а не мессианского раввина. И вообще я бы хотел посоветовать ему прочитать как минимум Еврейский Новый Завет с комментариями Дэвида Стерна, прежде чем цитировать доктрины основанные на искаженном понимании послания к Галатам, и других мест писания…