Хранящий Израиля
Пурим является одним из самых важных еврейских праздников. Некоторые раввины утверждают, что и после пришествия Мессии, когда все праздники станут излишними, праздник Пурим будет праздноваться. Такое значение Пурима объясняется тем, что этот праздник является выражением веры в незримое влияние невидимого Бога на сценарий человеческих действий. История Есфири — это должное чествование Бога народом Израиля на чужбине. Лишенный храма и священников, пророка и даже просто видного духовного лидера, народ все же глубоко верует в Божью заботу. Книга Есфирь, в которой не упоминается имени Бога, каждой строкой и каждым словом возвещает о том, что не спит Хранящий Израиля.
Пурим в жизни евреев
Пурим празднуется в месяце Адар, двенадцатом месяце священного года, соответствующем примерно нашему марту.
Каждый год во время праздника история Есфири читается в синагогах в многоголосом пении. Весело приветствуется имя Мардохея, а имя Амана поминается издевательскими выкриками и звуками специальных трещоток. Везде властвует веселье. Следуя традиции времен первого Пурима, посылаются подарки и неимущим в знак памяти об освобождении евреев из рук врагов: Амана и его приспешников.
Читая историю Есфири, мы видим мельчайшую сеть кажущихся случайностей, сплетенную невидимой, но уверенной рукой Бога в единый узор, обещающий спасение. Это наставление не только для евреев, но для всех верующих: Бог находится выше всех человеческих начинаний. Он всегда выполняет Свои планы. Но, чтобы увидеть это, надо смотреть глазами веры. Описываемые в книге Есфирь события происходят в древней Персии во времена ее высшего расцвета. Несколько лет прошло с тех пор, как Кир в 538 году до Р. Х. разрешил евреям под предводительством Зоровавеля возвратиться из Вавилона на родину (Езд. 1:6).
Те евреи, которые остались жить в Вавилоне, предпочли обеспеченную жизнь в рассеянии трудным начинаниям по восстановлению разоренной родины. Среди тех, которые остались на чужбине, были Мардохей и Есфирь. На троне Персидской империи, охватывающей 127 провинций, восседал Артаксеркс (486—465 до Р. Х.), правитель властный, но очень подверженный влиянию интригующих придворных политиканов. Израильские раввины называют его Агазейрус, «царь-глупец», и, наверное, не без оснований.
Аман — орудие сатаны
Аман, «черный дух» драмы, является потомком Амалика, извечного врага Израиля, род которого Бог приказал Израилю стереть с лица земли (Исх. 17:16). Саул, первый царь Израиля, ослушался Бога и помиловал предков Амана, что имело тяжелые последствия для Израиля. Но заметьте артистизм Божьего провидения, выбравшего для исправления ошибки именно Мардохея из того же колена, что и Саул. В нем приводится в исполнение Божье решение об уничтожении рода Амалика.
Но Аман, приближенный Артаксеркса, еще не знает об этом. Этот зазнавшийся политик, снедаемый ненавистью к евреям, сам сует шею в петлю, не ведая о том, что того, кого Бог хочет наказать, Он сначала лишает разума. Аман был орудием в руках сатаны, который от начала стремился уничтожить евреев. Сатана знал, что от семени Авраамова миру будет дан Тот, Который размозжит ему голову.
Поведение Амана по отношению к Мардохею поразительно современно. Еврей Мардохей ненавистен Аману, и тот свою злость обращает против всех евреев. Исторические события обладают способностью повторяться.
Обвинения
Когда Аман пришел к Артаксерксу, требуя полного истребления евреев, он имел при себе целый перечень обвинений против них:
«И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего, и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не следует так оставлять их» (Есф. 3:8).
Эти обвинения примечательны тем, что они выдвигались против евреев во все времена их трагической истории.
И вывод знаком нам из истории: «Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их». Аман, как и Гитлер и подобные ему, имел готовое решение еврейской проблемы — полное уничтожение евреев.
Артаксеркс, не зная, что такое жалость, и полностью доверяя Аману, разрешает: «Делай с ними, что хочешь».
Как часто евреи оказывались во власти безжалостных! Итак, приговор вынесен, силки расставлены. Есть ли выход для гонимых?
Когда цари и генералы пьют
«И царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении». Эти немногие слова как нельзя лучше описывают всю трагичность положения. Царь и его главный советник садятся пить, в то время как весь город находится в тревоге.
Горе стране, чьи руководители предаются кутежам в то время, как их подданные находятся в смятении! Нечто зловещее кроется в таком положении дел, и божественная кара не заставит себя долго ждать.
Верное средство
Но именно в опасности важно упование на Божью помощь и милость. Ночь темней всего перед рассветом.
Первой реакцией евреев на указ царя были пост, молитва и покаяние. Что за прекрасный пример для подражания! Надежное средство, которое никогда не отказывало, если надо было тронуть сердце Бога. Ведь это Он обещал:
«И если смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7:14).
Царица Есфирь
Есфирь, вышедшая из семьи изгнанников-евреев, по чудному замыслу Бога — на престоле Персии. И Есфирь, и Мардохей скрывают свое происхождение. Сам факт их пребывания в Персии дает повод к предположению, что они предпочли комфорт Персии трудностям святой земли. Знаменательно, что их имена не еврейского, а вавилонского происхождения. Попытка приспособиться к окружающей среде часто повторялась в еврейской истории.
Евреи думали, что, перенимая язык, привычки, одежду и даже имена, они смогут смешаться с людьми, среди которых они жили, но это было почти всегда напрасно. Когда приходит время, Бог всегда посылает аманов и гитлеров, и те слезами и кровью напоминают им об их роковом происхождении и предназначении.
В Персидском царстве, вероятно, уже была сильная вражда против евреев, потому что Мардохей, воспитатель Есфири, счел нужным воспитать ее так, чтобы она скрывала свое происхождение. Антисемитизм сидел глубоко в народе великой империи, так что Аман нашел благоприятную почву для удовлетворения своей ненависти к евреям.
И Есфирь скрывает свое еврейское происхождение настолько, что Мардохей нашел нужным напомнить своей державной родственнице:
«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).
Воля и решительность Есфири в этот момент — прекрасный пример для подражания всем, любящим Бога: «Если погибать — погибну».
Антисемитизм — ослепляющий недуг
Аман, обласканный Артаксерксом, наслаждается почестями. Он простирает подаренное ему блаженство на своих друзей и жену и предвкушает будущие почести... Но в его елее находится муха — Мардохей, этот упрямый, неодолимый еврей. О, если бы он только мог избавиться от Мардохея, его блаженство было бы неизмеримо. Мардохей стал одержимостью Амана, его раздражающей хворью, одолевающей многих вполне разумных и даже неглупых людей. Когда разговариваешь с ними, они производят впечатление людей здравомыслящих, пока не затронешь тему евреев. Но вспомните о евреях, и они разгораются, как пожар. Еврей в их представлении стоит за всеми и вся. Все их собственные проблемы и невезения, все международные конфликты и человеческие страдания, все, что когда-либо пошло вкривь, во всем виноваты евреи — это змея в их раю.
Немного Божьей иронии
Немножко Божьей иронии можно найти и в истории Амана. Он, который разрабатывал планы истребления евреев, навлек Божий гнев на себя самого. Аман в своей слепой ненависти к евреям и неистовом честолюбии, не желая того, сам создал все условия для прославления Мардохея и своего собственного унижения и последующей казни. Виселица, которую он возвел для Мардохея, оказалась предназначенной для него самого. Аман лишь один из многих в длинной веренице людей, предназначенных Богом для доказательства правдивости Своего Слова: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Ис. 54:17).
Бог вступился за Свой народ.
Есфирь просила у царя права на самозащиту. Победив своих врагов, евреи грабежа не допустили («а на грабеж не простерли руки своей»), чтобы клеймо грабителей не пристало к ним.
Пурим — это жребий
В память об этом великом освобождении Мардохей и Есфирь ввели праздник Пурим, что означает «жребий» (Есф. 9:26). Суеверный идолопоклонник Аман решил найти наиболее благоприятный день для уничтожения евреев и кидает жребий. Жребий выпал на тринадцатый день месяца Адар, двенадцатого по священному календарю. Так день, назначенный для истребления евреев, превратился в день их освобождения. В конечном счете их победа является победой Бога над сатаной, победой молитв, постов и веры над слепой ненавистью язычников. Это победа провидения и любви Господа Бога, ибо «не спит и не дремлет хранящий Израиля».
Еврейский мессианский журнал «Менора», 1995 год
Последнее: 26.07. Спасибо!