Про далекое от жизни благовестие

Про далекое от жизни благовестие

Я искренне считаю, что перед современными христианами и передо мной лично стоит трудная задача – показать адекватное, живое, повседневное и горячее христианство.

Проблема, которую я вижу и обозначу сразу, вот в чем. Я вижу, как часто мы выгружаем на людей самую позитивную выжимку из христианства, а глубины не даем.

На молодежных христианских конференциях такое бывает. Наблюдаешь девочку или мальчика, ровненького, звонкого, светлого. Знакомишься. Задаешься вопросом: друг, а ты чем дышишь?

Спрашиваешь – и на тебя сыпется инфа о том, что надо благовествовать и спасать, что Бог укрепляет. А также фраза, которую знает, наверное, любой протестант: «Иисус – ответ на все вопросы».

Заходишь в соцсеть к нему/к ней, а там все ровно, хорошо, с цитатами из Библии, с христианскими притчами/стихами.

С одной стороны, лучше Библия, чем Лабковский или еще какой-нибудь Ницше.

С другой, я убеждаюсь, что мы часто берем ценную и дорогую информацию – Библию – и совершенно небрежно подходим к ней и к людям. Делаем спам вместо точечного разговора, вместо установления отношений.

У нас есть мотивирующий ролик.
У нас есть подходящая цитата.
У нас есть прекрасная песня.
У нас есть восторженное выражение лица.
У нас есть горячее свидетельство.

А доверительных отношений с людьми, когда мы их принимаем и НЕ учим, – по минимуму.

Ситуации

Бывает, общаюсь и делаю дела с разными людьми, особыми неверующими, которые уже уложили свою жизнь. У них бывают семьи, дети, а кто-то только подступается к этой теме. Они с первого взгляда обращают на себя внимание собранностью и каким-то спокойным отношением к жизни. Они равны самим себе, потому что им пришлось кое-что пережить.

Вы разговариваете. И бывает момент в беседе, когда человек показывает тебе свой шрам. Я стала ловить такое. Они НЕ жалуются. Это форма доверия, я бы сказала.

Дальше – несколько простых историй. Они настоящие, но рассказаны не лично мне. Это истории из чужих дневников и откровений, которые уже были когда-то буквами вылиты в сеть. Личные истории, которые мне рассказывают, я не пересказываю. Привожу именно эти, потому что мне есть, с чем сопоставить.

К одной женщине в ее 6 лет приставал взрослый родственник.

Приставал – в смысле, ночью приходил и трогал. Хорошо, родители восприняли всерьез и защитили, даже переехали.

Бывает, что и нет.

Семья есть, но психика восстанавливалась долго.

У другой ушел из семьи отец, когда она была маленькой. Мать разрывается на работе, времени на дочь мало, можно понять.

Чтобы не огорчать маму и по минимуму с ней контактировать, девочка хорошо учится, ходит на всякие кружки. Потом вырастает, грузит себя работой и отношается с на голову отбитыми – например, с «закладчиками». Других парней она просто не видит.

А в свободное от работы и безнадежных отношений время выпивает, ведет блог и философствует о жизни, причем, излагает вполне логично и красиво. Хороший собеседник, вдумчивый, глубокий, близкий по размышлениям.

У третьей был отец. Но из 52 недель в году она видела его трезвым недель 20-25. Стыд за отца и невозможность пригласить никого в дом. Вообще, осознание, что ты дома – НЕ в безопасности, а сделать не можешь НИЧЕГО. А мама терпит-любит, ну и там вообще сложно все.

И слова про то, что «Бог – Отец» для нее, ну очень... грустное отображение имеют в жизни.

Семья получается не с первой попытки.

Четвертую в подростковом возрасте «пустили на хор», и я не буду объяснять, что это такое. Пустили, когда она пришла на разговор к человеку, которого любила.

Родителям сказать не могла, потому что знала, что не поймут дома, либо «еще добавят». В школе ходила с заплеванной спиной – тот все растрепал. От родителей, опять же, это прятала, часто стирала одежду.

Сейчас у нее хорошая семья, второй брак и четверо своих детей. Но первый брак был с тем, кто элементарно выслушал.

Много можно таких историй рассказать и не только о женщинах. Мужчины тоже очень сильно ранятся в жизни. И когда все это знаешь, вникаешь в человека — ты просто НЕ можешь.

Ты НЕ можешь вот эти вещи:

  • говорить, как надо делать и как не надо;
  • намекать, что человек ведет неправильный образ жизни и от этого все проблемы;
  • говорить про то, что Бог меняет сердца.

При этом ты точно знаешь: да, Бог меняет сердца. Но это должно быть показано ИНАЧЕ. А лучше, чтобы человек сам это увидел.

Отношение к проблеме

Ты просто понимаешь, насколько это в данный момент не вовремя звучит. И любые стихи из Писания, которые, как тебе кажется «к месту», на самом деле ВООБЩЕ НЕ К МЕСТУ.

Когда кто-то делится своей болью – ты рвешься внутри. Ты столкнулся лицом к лицу с тем, что ты пока не вмещаешь. И человеку, который в этом варился большую часть жизни, не заходят слова про «Бог тебя любит».

В самом лучшем случае у них такое понимание о христианстве: «Ну, все мы под Богом ходим...»

Я не понимала, почему из всех людей я вижу в первую очередь раненых и ломаных. А они видят меня.

Сейчас понимаю. Если Бог дал способность слушать, понимать и укладывать слова, нельзя это игнорировать. И больше незачем рефлексировать о себе.

Лучшее, что можно сделать, когда неверующий друг открывается о своей боли – начать принимать. И сказать что-то вроде:

– Я не переживала такого. Мне тяжело слышать такое и очень за тебя горько. Но ты похож на сильного человека. В своих бедах я утешаюсь вот так и вот так, и я не знаю, как выживала бы без Бога. Я буду тебя слушать, если надо и сколько надо.

Можно молиться за такого человека. Это, кстати, большая ответственность. Потому что ты никогда не сможешь ему навредить, если хочешь, чтобы это было эффективно.

Главное – ни в коем случае не учить, потому что к вам не за этим пришли. И ни в коем случае не спасать, потому что это не наша компетенция. За спасением приходят к Богу.

Что мы можем:

  • Принять и быть рядом какое-то время.
  • Обозначить, в чем на нас можно рассчитывать.
  • А также учиться у них, откуда они черпают силу. Иногда удивительно.

При этом понимать, что однажды человек будет защищаться от тебя со всем своим мировоззрением. Ну, просто 7 из 10, что будет.

Напоследок

Текст был не про то, что благовествовать не надо.

Надо.

Но надо искать слова, которые не похожи на наказы и поучения. И строить отношения.

Для себя я нашла простой формат. Иногда показывать истории из Библии, где люди грешат и творят неизвестно что, а Бог действует в их жизни. Взять хотя бы Давида и Петра.

Временами неверующие люди смотрят на наше конфетное христианство и хорошо, если только беззлобно посмеиваются. Мы – дети для многих из них. Хорошие послушные дети, которые не ранились и не видели жизни дальше церковной калитки.

автор — Галина Лакнер / gazeta.mirt.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!