Противостоя политике страха

Противостоя политике страха

Почему христиане должны быть известны своим политическим хладнокровием

Последние два года мы наблюдаем за тем, как страх доминирует в нашей политической риторике. При встрече с пандемией века, реакцией многих людей был вполне понятный страх. Они требовали, чтобы правительства предприняли меры и защитили их и их близких. Другие реагировали со страхом — и это также понятно — что излишнее вмешательство правительства разрушит их образ жизни. Во время самых неприглядных выборов за нашу жизнь [в США] активисты партий с обеих сторон мобилизовали избирателей зловещими предупреждениями о том, что может произойти в случае победы противоположной стороны.

Очевидно, что в этом нет ничего нового. Во все эпохи страх был той смазкой, которая поддерживает движение в двигателе политики. Однако во всём Писании наш Господь призывает нас отстраниться от боязни перед политическими лидерами и, вместо страха, принимать участие в политике со спокойной уверенностью.

Свобода над страхом

В 8-й главе 1-й Книги Царств Израильтяне потребовали себе царя. Зачем? Они устали жить в страхе перед своими соседями Филистимлянами. Они хотели иметь правителя, который защитил бы их (1-я Царств 8:20). Их требования появляются сразу после рассказа о том, как Господь, Который не нуждался ни в армии, ни в вооружении крупнее деревянного ящика, заставил всю нацию Филистимлян дрожать от страха. В последующих книгах Бог благословлял некоторых царей Израиля и Иудеи, но лишь тогда, когда они отказывались поддаваться страху и учились вместо этого «становиться, стоять и смотреть на спасение Господне, посылаемое вам» (2-я Паралипоменон 20:17).

Весь Ветхий Завет Бог наставляет Свой народ о том, что единственный страх, который им стоит иметь — это страх Господень. Те, над кем владычествует страх перед людьми, будут ошибочно возлагать своё упование на то, что другие люди избавят их от страха, и их ждёт огромное разочарование.

Новый Завет говорит о том же самом. Всякий страх изначально приобретает свою силу из-за нашей смертности, страха смерти, который лишает надёжности все земные блага. Именно этим страхом смерти грех удерживает нас в рабстве, и Христос пришёл освободить нас именно от этого страха (Евреям 2:14–15).

Свободный от страха смерти и дьявола, Христос служит примером для Своих последователей, демонстрируя поразительно беззаботное отношение к мировой политике. Евреи того времени, подобно другим народам, находившимся под угнетением в различные века, жили в постоянном страхе перед сборщиками налогов и в ненависти к ним, яростно споря о необходимости платить по этим несправедливым требованиям. Когда Иисусу задали вопрос об этом, Он объявил, что сыны Царства «свободны» от этой обязанности, но затем Иисус сказал Своим последователям всё равно заплатить налоги. И, чтобы подтвердить, что они всегда могут полагаться на Божье обеспечение, Иисус даёт им монеты изо рта рыбы (Матфея 17:25–27)!

В 13-й главе Послания к Римлянам Павел замечает, что политические власти действительно «страшны», но только для тех, кто делает злое (3-й стих). Если христиане не хотят жить в страхе перед этими властями, тогда ответ прост: не делать зла. Но что, если нечестивые правители поощряют злое и наказывают доброе? У Апостола Петра есть готовый ответ: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1-е Петра 3:14). Писание говорит очень ясно и раздражающе просто: тем, кто уповает на Христа и силу Его воскресения, нечего бояться «гонения… опасности или меча» (Римлянам 8:35). Нам не нужно ни прятаться в страхе от политических лидеров, ни держаться за них ради безопасности.

Совершенная любовь и спокойная уверенность

Христиане не должны игнорировать политику. Бог установил правительство ради их блага и ради блага их общины. Но вызывающее любопытство спокойствие, которое характеризует наше участие в политике, должно постоянно озадачивать и ставить в тупик наших неверующих соседей. Во время каждых выборов все мы должны ожидать, что наши недоверчивые друзья будут спрашивать нас: «Неужели вас это не беспокоит?»

Конечно, это похоже на капельку идеализма не от мира сего, на оторванность от нашего мира и страны, противоречащую тому служению, к которому Бог призвал нас. В конце концов, разве страх не является изнанкой любви? Никто же не станет меня ругать, если я отреагирую в страхе на то, что моя дочь оказалась на пути несущейся машины. Я боюсь потому, что люблю её. Если я люблю мою страну, разве будет неправильно с моей стороны испытывать страх, если я вижу мою страну на пути к разрушению? Разве я не должен бояться вреда, причиняемого плохой политикой? Это очень разумное возражение, однако ответ Апостола Иоанна на него категоричен: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1-е Иоанна 4:18). Как такое возможно?

Ответ на это не прост, но я подозреваю, что он звучит примерно так: Своим провиденческим управлением Бог убеждает нас, что зло всегда проигрывает в битве, а Царство Божье продолжает своё неотвратимое наступление. Поэтому христианин, который любит свою страну, в конце концов не будет бояться за неё — по крайней мере, не в те моменты, когда он задумывается об этом. Скорее, он будет доверять Божьему побеждающему провидению.

И при этом уверенная любовь не является призывом сохранять тишину в политике, даже наоборот! Именно человек, охваченный совершенной любовью и спокойной уверенностью, способен совершать самое лучшее в политике.

Подумайте о карьере Уильяма Уилберфорса, который десятилетиями трудился над тем, чтобы разрушить ужасное зло работорговли. У него была твёрдая уверенность, что дело Господа одержит победу в своё время.

Или подумайте о его друге, Джоне Джее, который решительно сражался за независимость Америки, но при этом часто ошеломлял своих коллег бесстрашной невозмутимостью. Вот что он написал своим землякам в 1776-м году: «Если мы отвернёмся от наших грехов, Он отвратит Свой гнев. Тогда дела наших рук увенчаются успехом, а гордость и сила наших врагов, подобно надменности и гордости Навуходоносора, исчезнет. Давайте делать то, что мы должны, и победа станет нашей наградой».

Справедливости ради стоит отметить, что не все истории христианского участия в политике получили хорошее завершение, решение, которое ощущалось как «победа» в краткосрочной перспективе. Но ход истории длителен, и история заканчивается победой Христа. Поэтому, когда мы трудимся сегодня в стремлении принести справедливость угнетённым и благо нашей стране — возможно, сражаясь за уменьшение бедности или за жизни ещё не родившихся детей — мы можем делать это, будучи освобождены от страха перед людьми и смертью, в совершенной любви и полной уверенности, что битва принадлежит Господу. Давайте же делать то, что мы должны, и победа станет нашей наградой.

Автор — Брэд Литтлджон / thegospelcoalition.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!