В медиапространстве новый любимый термин – «фейковые новости». Некоторые истории, не имея под собой никакой реальной основы, рассказываются так часто и с такой уверенностью, что многие люди начинают этим историям верить.
Иногда «фейковые новости» настолько очаровывают некоторых политических деятелей, что те цитируют истории, даже полностью не осознавая, что повторяют ложь. И когда популярные политики начинают цитировать что-нибудь, степень доверия «фейковым новостям» растет как на дрожжах.
Некоторые «фейки» вполне себе безобидны, хотя есть среди них и очень опасные. В 2016 году некто прочитавший, что в одной пиццерии находится штаб-квартира банды, силой удерживающей сексуальных рабынь, устроил там стрельбу. К счастью, никто не пострадал.
И раз уж тема «фейковых новостей» сегодня так популярна, я подумал, что будет интересно поговорить о схожем феномене в изучении раннего христианства. Там тоже много «фейковых новостей» о личности Христа, происхождении церкви и создании Библии. Эти новости не подкреплены никакими фактами, но им верит пугающе немалое количество людей.
Итак, поговорим о некоторых наиболее известных историях в стиле «фейк».
1. Иисус был женат на Марии Магдалине.
Пожалуй, среди конспирологических теорий на тему раннего христианства нет более сенсационной и захватывающей небылицы, чем утверждение, что Иисус был женат, и у него были дети. Оно не только легло в основу сюжета «Кода да Винчи», но то и дело проскакивает в СМИ.
Проблема в том, конечно, что это утверждение очевидно фальшивое. Нет никаких свидетельств, что Иисус был женат.
2. Божественность Христа была утверждена лишь во время Никейского Собора в 4-м веке.
Еще одно распространенное и уже древнее заблуждение – что Иисус был просто обычным человеком, которого возвели в ранг Бога в завершающей стадии раннего христианства. В частности, утверждается, что на Никейском Соборе было решено, что христианство нуждается в божественном Иисусе, а все, кто утверждал обратное были потихоньку отодвинуты на дальний план или устранены.
Однако, посмею напомнить, что доказательств ранней веры в божественность Христа предостаточно. Примерно в 50-х годах первого столетия Павел применяет монотеистическое кредо Израиля к личности Иисуса, провозглашая: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). И есть все основания считать, что в этом своем утверждении Павел опирается на раннюю традицию, свидетельствующую о присутствии веры в божественную природу Христа в самом начале христианства.
3. У христиан не было Библии до времен правления Константина.
Вот еще одно из наиболее повторяемых утверждений в копилку «фейков»: ранние христиане, как минимум первые четыре века, не имели Библии. Нам говорят, что верующие того времени плыли по течению богословских морей без руководства Писанием, уповая лишь на устную традицию, которая часто менялась и была противоречивой. И проблема оставалась, пока Константин не распорядился создать в 4-м веке Библию (разумеется, туда вошли лишь книги, которые ему нравились).
Теория эта, конечно, интересна и полна интриги, только вот нет у нее никакой исторической подоплеки. Во-первых, не стоит забывать, что у верующих того времени уже была Библия «нулевого цикла» – Ветхий завет. И Ветхий завет был непререкаемым Божьим словом, чей авторитет они не только признавали, но и полностью принимали как Божье откровение. Более того, с самого начала христиане относились к своим собственным книгам как к Писанию, а основной новозаветный канон был ясен уже в начале-середине второго века.
4. «Гностические» евангелия, как, например, Евангелие от Фомы были столь же популярны, как Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Сразу после открытия под названием «Гностические евангелия» в 1945 году посыпались утверждения, что эти потерянные книги были гораздо популярнее даже канонических евангелий. Якобы первые несколько веков христианства верующие читали Евангелие от Фомы с такой же частотой (если не больше), что и книги, вошедшие в нашу Библию.
И цель этих утверждений, разумеется, в том, чтобы убедить людей, что все Евангелия равноценны, что нет более настоящих и менее.
Но опять же стоит только взглянуть на исторические данные. Как только начинается анализ всех доказательств – частота цитирования, использование в качестве Писания, количество рукописей – становится ясно, что апокрифические евангелия совсем не были популярны. Все исторические индикаторы указывают на то, что наши четыре Евангелия были самыми популярными в ранней церкви.
5. Слова Нового завета были радикально изменены и искажены в ранние века.
Ну и на закуску к списку «фейков» о христианстве закономерно подается утверждение, что Новый Завет так часто переписывался, повреждался, менялся и редактировался, что никто точно не знает, каким он был в своем первоначальном виде. Нашумевший бестселлер Барта Эрмана «Перевирая слова Христа», посвященный как раз этой теме, только добавил масла в огонь неуемных домыслов.
Но проблема, однако, опять же кроется в том, что доказательств утраты первоначального текста Нового Завета попросту нет. Есть ли изменения или ошибки в различных манускриптах текстов Нового Завета? Конечно! Но это справедливо для всех древних документов. Новый Завет в этом совсем не исключение.
Если и отличает Новый Завет что-нибудь от остальных древних манускриптов, так это то, что он более точен и аккуратен, чем документы древности. На протяжении многих поколения ученые изучали новозаветные манускрипты, коих огромное множество, предоставив нам возможность быть уверенными в точности текста Нового Завета.
Что хотелось бы сказать напоследок. Эти пять «фейков» о раннем христианстве настолько часто повторяются, что многие люди верят в их непогрешимость и правдивость. Но как и в случае с политическими «фейками» сначала надо проверить факты, а уж потом что-нибудь утверждать.
Майкл Крюгер / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!