Работа – это благословение или проклятие?

Работа – это благословение или проклятие?

Две недели назад, в позапрошлый понедельник, мы рассматривали, как прославлять Бога успехами в бизнесе. Это была наша 1915-я передача. Теперь, две недели спустя, мы снова говорим о бизнесе в более широком смысле. Этот вопрос нам задал Тревис. «Здравствуйте, Пастор Джон. Как вы думаете, является ли в наши дни работа благословением или проклятием? Судя по Бытие 3, большая часть нашей работы, похоже, проклята. Однако, согласно Екклесиасту, наша работа также является благословением, данным Богом. Чем же всё-таки, согласно Библии, является моя работа с девяти до пяти благословением или проклятием?»

Давайте начнём с первой работы, упомянутой в Библии, а именно с работы Самого Бога. Бытие 2:2-3:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Тут суть упустить невозможно. Бог работал, работал, работал. Итак, для Бога работа не была проклятием. Бог не проклят; Он не утруждён; Он не расстроен; Он не обязан делать то, чего Он не хочет. Он творил работая, потому что это было проявлением Его величия и Его полноты – Он должен был открыться в создании мира, провозглашающего Его славу, и человека по Своему образу, который может наслаждаться и поклоняться Творцу. Эта работа – не признак слабости, бремени или разочарования; она является славой. Работа стала проявлением славы Божией.

Работа, приносящая удовлетворение

В начале работа не была проклятием. Она была Божиим даром, благословением. До грехопадения, согласно замыслу Бога, работа по сути была творческой: продуктивное выполнение, обустройство, созидание. Выполнив Свою главную работу, Бог создал мир. Вот в чём суть работы. Затем Он создал нас по Своему образу, чтобы поместить нас в мир, который Он создал, и сказал:

...да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. ... и наполняйте землю, и обладайте ею... (Бытие 1:26, 28)

Затем в Бытие 2:15 говорится: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Буквальное значения слова – обрабатывать. Адаму следовало обрабатывать сад, возделывать и хранить его.

Итак, я думаю, что эта работа в саду и его хранение до падения были частью проявления владычества человека над землёй и её подчинения. Что же это значит? Это не значит, что Бог создал сад несовершенным. Он не был несовершенным. Он не нуждался в исправлении, как будто Бог совершил ошибку. «Ой! Создавая сад, Я допустил ошибку; его надо поправить». Это означает, что Бог создал сад для человека, его совершенство заключалось также и в предоставлении человеку материала для творчества, следуя Богу. Человек будет проявлять себя, работая в саду; сад под его рукой будет процветать. Эта работа будет приносить чудесное удовлетворение – не разочаровывать, не обременять, она не будет бесполезной. Это работа до падения – захватывающая, приносящая удовлетворение, творческая.

Проклятая работа?

Падение и грех, придя в мир (Бытие 3), сделали эту славную, приносящую удовлетворение работу бесполезной, обременительной, разочаровывающей. Бытие 3:17-19:

...со скорбью будешь питаться от нее [земли] во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; ... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...

Говорить, что работа – это проклятие, неправильно. Верно то, что тщетность, разочарование, тягость и тяжесть работы – это проклятие. Павел в Послании к Римлянам 8:20-21 сказал: «тварь покорилась суете». Когда грех пришёл в мир, Бог подчинил творение суете «не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». Итак, тщетность и тяготы работы являются частью проклятия, лежащем на творении, но так будет не всегда. Он сказал: «Есть надежда» – Бог подверг мир этому проклятию до времени, чтобы показать крайнюю греховность греха.

Божие творение

Христос же пришёл, чтобы искупить мир от проклятия. И последствия искупления проявляются поэтапно, не все сразу. Это касается и работы. Подумайте: исключительно важно, что Евангелие – благая весть о спасении в Иисусе – не говорит о том, что мы зарабатываем спасение. Мы не можем его заработать, спасение – дар Божий. Труд не играет никакой роли в спасении – нереальной, безнадёжной, тягостной. Это действительно благая весть.

Посмотрите, какое место в нашем спасении занимают дела, согласно Посланию к Ефесянам 2:8-10:

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: [1] не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его [2] творение, созданы во Христе Иисусе [3] на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Это славно. Во-первых, наши дела не имеют ничего общего с необходимостью для нашего спасения. Нас спасает Христос. Он делает это через веру. Во-вторых, Бог начинает и совершает Свои дела в нас. Он обновляет нас и только Он делает всё необходимое, чтобы сделать нас новыми творениями во Христе. Мы – Его творение. В-третьих, теперь, когда мы любимы, прощены, приняты и усыновлены, мы уготованы для добрых дел. Для добрых дел мы, как люди, были сотворены в самом начале. Это было нашим первоначальным предназначением. Теперь же, во Христе, мы воссозданы для добрых дел.

Лёгкое иго для славы Божией

Эта работа во Христе не обременительна. Но если работа для вас является тягостью, если вы находите послушание Иисусу и дела для Христа обременительными, то вы не уразумели спасения и не пришли ко Христу как надлежит. Послушайте Матфея 11:28-30. Чудо работы, к которой призывает нас Христос, заключается в том, что, с одной стороны, мы усердно трудимся, как волы, а с другой стороны, наша работа легче пуха.

Вот о чём Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое...» – подождите минутку, какой же тут покой? Ведь ярмо [в переводе ESV] мы кладём на волов, чтобы тянуть плуг, и это тяжёлая работа. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Итак, есть важные дела, которые мы должны совершать, следуя за Христом. Вот в чём смысл ярма. У нас есть ярмо, которое мы должны носить. Мы не оставлены для безделья. Это было бы просто скучно. Но эта работа, это ярмо свободны от проклятия. Ключ ко всем нашим делам, к нашей работе, превращающий их из проклятия в благословение, и ключ к прославлению Христа чрез них, описан в 1 Петра 4:11: «...служит ли кто» [автор относит это также к работе – прим. пер.] «[служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа...». Тот, Кто даёт силу, получает славу. Мы получаем помощь, Он получает славу, и работа освобождается от тяготеющего над ней проклятия.

Об этом же идёт речь в 1 Коринфянам 15:10: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился» – любого из других апостолов – «не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Вот в чём слава упорного труда в христианской жизни, как это было до падения. Я не сомневаюсь, что Адам радовался своему труду в саду, делая его идеально подходящим для своих нужд, наслаждаясь во всех своих делах. «Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» – это освобождает от страданий тягости и бессмысленности.

Что бы вы ни делали

Когда Павел призывает нас, как христиан, много трудиться, он не призывает к тягостной, полной разочарований и проклятий жизни. Он призывает нас к нашей славе и нашей радости. Первое послание к Коринфянам 15:58: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем» – я думаю, это означает много трудиться – «зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». Он не бессмыслен. Я думаю, это касается любых дел, совершенных во имя Иисуса, для Его прославления, полагаясь на Его силу – не только к служению в церкви, но и ко всем нашим делам и работе.

Об этом Павел говорит и в Послании к Колоссянам 3:23-24: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Вот что возвышает весь наш труд – не только служение, но и всю нашу работу – до уровня поклонения. Если мы делаем это во имя Господа, полагаясь на Господа, для славы Господа, это не просто человеческий труд; это божественная работа. Она прославляет Христа.

Я повторю это ещё раз. В начале наша работа была творческой: продуктивное выполнение, обустройство, созидание мира согласно мудрости, благости и величию Бога. Работа не была – и не является – проклятием; она – благословение. И такой, я думаю, она будет в вечности.

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!