Это открытие не на шутку взбудоражило археологическое сообщество. Группа экспертов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с профессором Иосифом Гарфинкелем в ходе раскопок обнаружила храм времен легендарного царя Давида — того самого, который победил гиганта Голиафа и объединил разрозненные «колена израилевы». Возможно, эта находка наконец разрешит спор двух противоборствующих лагерей.
ЭТО ВСЕ О НЕМ
Сам по себе подвиг юного Давида, с помощью одной лишь пращи одолевшего великана Голиафа, не столь интересен историкам. Их интересуют его лидерские качества. К концу I тысячелетия до нашей эры Израиль вряд ли мог претендовать на звание господствующей цивилизации в регионе. Разногласия между представителями родов, стычки с филистимлянами, никакой славы и процветания. Считается, что Давид силой своей харизмы сумел переломить ход истории. Он ушел в оппозицию царю Савлу и даже отправился на службу к филистимлянам, лишь бы только одолеть его. Когда удалось положить конец междоусобным распрям и объединить Иудею с Израилем в одно унитарное государство, он с той же легкостью уничтожил врага. Более того, Давид сумел расширить границы своих владений. Он удачно провел войну против арамеев, чьи полукочевые царства располагались на территории Сирии, и получил доступ к берегам Евфрата и богатейшим месторождениям меди. Правитель сделал все возможное, чтобы его наследнику Соломону достались богатые земли, на которых можно развивать империю, пусть и уступающую по мощи Египту, но претендующую на мировую славу... Все эти факты биографии Давида мы узнаем из Библии. Его эпохе посвящены Первая, Вторая и Третья книги Царств.
Фраза «в начале было Слово» как нельзя лучше подходит к жизнеописанию легендарного царя Израиля. Долгое время библейские тексты, которые основывались на свидетельствах очевидцев, архивных документах и эпических повествованиях, оставались едва ли не единственным источником для исторических изысканий — остальную информацию собирали по крупицам. Вещественные подтверждения того, что царь Давид был реальной исторической личностью, стали появляться только в последние десятилетия. «Первой находкой из этой серии была знаменитая стела из Тель-Дана, впервые упоминающая имя царя Давида, точнее, династии царя Давида в период ее существования, — объясняет израильский историк Игорь Торик, — эта находка является существенным подтверждением историчности царя. Другой важнейшей находкой является открытие историком Эйлат Мазар монументальной конструкции, пристроенной к северной стене Йевуса и с большой долей вероятности являющейся описанным в Библии дворцом Давида».
Давид был слишком занят объединением и расширением государства, чтобы возводить помпезные дворцы и оставлять о себе архитектурную память. И несмотря на то что в библейских текстах говорится о сложной иерархии, наличии элит и развитости общества, вещественных доказательств его реального существования имеется немного. Отсюда и провокативная гипотеза, которую поддерживает целый ряд ученых, — царя Давида вовсе не существовало.
Так, исследователи, известные как «библейские минималисты», уверены, что Давид — всего лишь собирательный образ. Он как король Артур для кельтских племен, а его фигура была выведена позднейшими библейскими авторами с конкретной целью — воссоздать героическое прошлое для государства, сформулировать национальную идею, которая может объединить любой народ. Уровень дискуссии лежит в широком диапазоне — от осторожных предположений до откровенных спекуляций. «В подлинности стелы Дана и высеченных на ней упоминаний сегодня не сомневается ни один честный археолог, — говорит Игорь Торик, — однако есть деятели от истории, которые заявляют, что надпись на стеле из Дана звучит не как «дом Давидов», а как «дом дяди», что является натяжкой и передергиванием. А все потому, что люди стремятся доказать: Библия — это выдумка». И неудивительно, что открытие Гарфинкеля наделало столько шума.
ЗДЕСЬ БЫЛ ДАВИД
Раскопками в местечке Хирбет Кейафа археологи из Еврейского университета Иерусалима занимаются последние несколько лет. Древний город найден ими на одном из холмов долины Эла в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима. Руины фортификационных укреплений указывают на то, что возводился он с конкретной целью — стать защитным редутом на время военных действий. Радиоуглеродный анализ обгоревших оливковых косточек, найденных в этом месте, отмерил Хирбет Кейафе недолгий век — город просуществовал примерно сорок лет, с 1020 по 980 год до нашей эры, и был уничтожен. По библейской хронологии период правления Давида приходится на период с 1010 по 970 год до нашей эры. Потому исследователи уверенно отнесли крепость именно к периоду Объединенного царства. «Хирбет Кейафа имеет прямое отношение к этой эпохе, — рассуждает Игорь Торик. — Вероятность того, что крепость существовала именно во времена Давида, а не его сына Соломона, достаточно высока. По логике содержать укрепленный город на границе с владениями филистимлян имело смысл, пока они представляли угрозу. При Соломоне же этот район никакой военной угрозы уже не представлял». Значит, иудейскую крепость под себя возводил правитель, который вел постоянные войны. А именно таким предстает Давид в Священном Писании.
На то, что город являлся иудейским, указывали косвенные улики. «На территории этого города мы находили тысячи костей животных, включая кости овец, коз и крупного рогатого скота, но только не свиней, — говорит Иосиф Гарфинкель, — это означает, что население Хирбет Кейафы соблюдало как минимум один библейский запрет — на употребление свинины». За годы раскопок также были найдены осколки керамики с надписями на иврите. И находка храма, похоже, сомнений не оставляет: Гарфинкель и его коллеги обнаружили большой культовый комплекс. Найдены каменный артефакт, похожий на стол, пять стоячих камней, два базальтовых алтаря, две жертвенные чаши и два реликвария. «Мы обнаружили три культовые комнаты, но ни в одной из них нет изображений человека или животных — это практически свидетельство еще одного библейского запрета — на идолов», — говорит профессор Гарфинкель.
Но при чем тут легендарный царь? Дело в том, что найденный храм является не отдельным строением, а частью более крупного здания. Практически местом для хранения ритуальных принадлежностей и святынь служила часть жилого дома. А эту особенность иудейской традиции отмечает Вторая книга Царств, где рассказывается о переносе Давидом ковчега Завета в Иерусалим. В Писании говорится, что ковчег Божий долгое время хранился в домах, хотя речь идет о некоем ритуальном помещении для хранения священных реликвий. По словам Иосифа Гарфинкеля, о том, что это и есть дом Давидов, говорят некоторые архитектурные элементы: например, триглифы (вертикально стоящие каменные плиты с продольными желобами) и встраиваемые двери также описаны в библейских источниках, повествующих о временах Давида. Кому-то эти доказательства покажутся пустячными, но Гарфинкель не сомневается, что копают они в нужном направлении.
Возможно, это не последняя находка. С каждой новой экспедицией — сотрудники университета работают на раскопе по шесть недель каждое лето — может появляться все больше доказательств того, что Давид реально существовал. И это важно не только для последователей иудаизма, но и для христиан. Ведь в Новом Завете в Евангелии от Матфея именно из колена Давидова выводится род Иисуса Христа. Но это уже совсем другая история…
МНЕНИЯ
Арен Мейер, профессор археологии университета имени Бар-Илана:
— Я был бы осторожным с выводами. Единственное, что можно с уверенностью сказать о Хирбет Кейафе, — объект относится к так называемой эпохе царя Давида. Остальное опционально. Я бы не стал даже утверждать, что этот город населяли израильтяне, не говоря уже о присутствии там самого царя Давида. Все свидетельства являются косвенными. Но я бы хотел верить, что такой харизматичный лидер, который за короткий период создал государство с огромной сферой влияния, все же существовал.
Тигран Мкртычев, заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе, доктор искусствоведения:
— Склонен полагать, что такой правитель действительно существовал, и в том, что Библия имела под собой серьезную историческую основу в виде архивных документов и свидетельств очевидцев, не сомневаюсь. В этом смысле археология Израиля представляет собой Клондайк, на котором еще много чего будет найдено, а вещи, которые просвещенный XX век считал выдумками, найдут свое подтверждение. В том числе история Давида или падение стен Иерихона.
Источник — jewish.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!