«Революция Иисуса» продолжает тренд хороших фильмов о вере

«Революция Иисуса» продолжает тренд хороших фильмов о вере

© Dan Anderson/Lionsgate. Source — thegospelcoalition.org/article/jesus-revolution-faith-based-films/

Кассы современных кинотеатров наполняются в первую очередь благодаря фильмам о супергероях и сиквелам успешных кинокартин. Однако в последнее время с ними стали соперничать по величине кассовых сборов фильмы об Иисусе.

От вдохновленного Библией сериала Далласа Дженкинса «Избранные» до «Американского неудачника», рассказывающего о вере бывшей звезды НФЛ Курта Уорнера, и «Отца Стю», подлинной истории малопривлекательного священника с Марком Уолбергом в главной роли, — большие экраны в последнее время стали домом для прибыльных христианских свидетельств.

У многих людей, далеких от церкви, а также некоторых из тех, кто церковь посещает, этот факт может вызвать недопонимание. В конце концов, снимать фильмы о вере — все равно что доказывать вещи, с которыми и так никто не спорит. Часто это «больше похоже на интервенцию в данную сферу, нежели на подлинное кинопроизводство, и либо мотивировано желанием поймать в ловушку зрителей и вынудить их услышать Евангелие, либо является некой формой самоутешения на фоне проигрыша в культурной войне».

«Революция Иисуса», казалось бы, предвещает радушное принятие этой противоречивой формы. Фильм о евангельском движении «фриков Иисуса» в 1960-х и 70-х годах нацелен на репрезентацию христианства в мире, все более противящемся ему. Верно?

Не совсем.

Несмотря на то, что этим фильмом, безусловно, скорее заинтересуются те, кто уже сидит на церковной скамье, «Революция Иисуса» следует по обновленному пути современной веры, стремясь скорее к вовлечению в обсуждение искренних вопросов — и вскрытию беспорядочных взаимоотношений, — чем к продаже упрощенных, «ясных» ответов. Этому фильму удается и должным образом почтить веру и верующих, и в то же время не встать на привычные рельсы проповеди об Иисусе-решающем-все-проблемы. И вместо того, чтобы похлопывать одну часть аудитории по спине, при этом критикуя другую, это кино бросает вызов всем сторонам — признавая опасность как суровых традиций, так и прогрессивной изменчивости.

Нитро + глицерин

Джон Эрвин («Можно только представить»), который вместе с Брентом МакКорком режиссировал «Революцию Иисуса», гордится тем, что знакомит общество с правдивыми историями. По этому случаю он вспоминает, как почерпнул вдохновение из яркой, ставшей культовой, обложки журнала «Time» от 21 июня 1971 года, который объявил о контркультурной «революции Иисуса» и опубликовал иллюстрацию лица Христа в фиолетовой цветовой гамме. Поток событий, стоящий за этим изображением, был еще более захватывающим: пробуждение среди хиппи началось в Калифорнии в конце 60-х годов и охватило всю страну, когда молодежь общенационально поменяла один контркультурный тренд — секс, наркотики и рок-н-ролл, — на другой: учения Иисуса Христа.

Эрвин объясняет: «Все началось с того момента, когда пастор, Чак Смит, приняв вызов своей дочери, открыл церковные двери группе людей, которых он не понимал, потому что большинство официальных церквей говорило, что такие люди не способны прийти в церковь».

Этими людьми были хиппи: контркультурная молодежь, которая выпала из мейнстрима общества и их «краеугольные» ценности сводились к свободной любви, фолк-музыке, наркотическим трипам и антивоенной деятельности. По словам Эрвина, многие американские церкви в то время принимали у себя хиппи, но только в том случае, если те мылись, стриглись, начинались ходить на работу и, самое главное, возвращались в общество.

Эрвин добавляет: «Чак просто распахнул двери своей церкви этим людям, не ставя им условий, и они потоком хлынули к нему». И в результате «эта нитроглицериновая встреча изменила и сформировала Америку».

Невероятный дуэт Чака Смита и Лонни Фрисби

«Революция Иисуса» в основном раскрывает сюжет глазами молодого Грега Лори (Джоэл Кортни), который, будучи подростком в Южной Калифорнии, разрывался между крестом и своей субкультурой (в комплекте с психоделическими трипами на рок-концертах). Но Эрвин мудро раскрывает тему, охватывающую более масштабную картину — конфликт консервативного и харизматического служения, олицетворенный держателем статуэтки «Эмми» Келси Грэммером и его коллегой Джонатаном Руми (известном по сериалу «Избранные»). Чак Смит (Келси Грэммер) предстает перед зрителем верным, хотя и не особо воодушевленным, пастырем стареющей и исчезающей общины. Лонни Фрисби (Джонатан Руми) привносит в церковь «силу цветов», являясь представителем хиппи и отдавая своих людей малообещающей пасторской опеке Смите.

Первая половина фильма показывает их комедийные взаимоотношения, подчеркивая контраст между их стилями одежды и образами жизни (гнусавое «Да уж, братец» улыбающегося Руми противостоит энергии «обеспокоенного отца» Грэммера). Когда противоборствующие стороны наконец-то начинают работать вместе, начинается та самая «революция», местами особо подчеркнутая архивными видеоматериалами из телевизионных новостей.

В художественном плане, у фильма есть свои недочеты. Как и «Отец Стю», который несет подобное послание (вам не нужно иметь безупречное прошлое, чтобы быть спасенным и употребленным Богом), «Революция Иисуса» могла бы принести больше пользы, изображая сюжетные повороты более размеренно. Трансформации любви и веры иногда движутся слишком поспешно, что не позволяет нам прочувствовать их силу в полной мере.

Тем не менее, «Революция Иисуса» блистает полным напряжения сюжетом во второй половине, когда радужное сиянье славы растущей известности этих проповедников на Западном побережье США разжигает внутреннюю вражду относительно будущего всего служения. Когда изначально невинная, свободолюбивая природа Фрисби уступает акценту на его собственном таланте самопровозглашенного пророка, мы вынуждены переосмыслить, помогает ли его изобилующая личность телу Христа, или вводит его в заблуждение. Не является ли этот любвеобильный лидер на самом деле мошенником? Этот неудобный вопрос задерживается достаточно долго, чтобы приземлить все движение к подлинной мрачной реальности, а не к сомнительной отполированной пропаганде.

Руми, который сбросил 9 килограммов и посвятил себя максимальному вхождению в роль, преуспел в воплощении в жизнь противоречий хиппи-проповедника. Большую часть своего экранного времени актер использует простаковатую версию сердечности, усиливающую его изображение Христа в «Избранных», в которой принимал участие кинематографист «Революции Иисуса» Акис Константакопулос. В иные моменты Руми за закрытыми дверями вываливает наружу раздраженность, как по причине семейной жизни, так и служения, что ясно показывает, что он далек от настоящего Иисуса в этой истории. Эта динамика непроста, но правдива — и именно это делает ее очаровательной.

Для настоящего Грега Лори, ищущего подростка в середине фильма, Фрисби был просто еще одной личностью в длинной линии ключевых людей, которые не устояли в роли духовного отца. Но он также был тем человеком, который уселся на тротуаре под проливным дождем, ожидая возможности оказать поддержку находящемуся на пике интоксикации Лори. Он также был тем самым человеком, который погружал Лори в воду в момент водного крещения.

Джоэл Кортни, играющей юного Лори, сказал: «Лонни олицетворял собой воплощение Божьей благодати в жизни Грега. Господь, посылающий Лонни в жизнь Грега, в конечном итоге приводит его в Божью вечную семью».

По словам Эрвина, все образы отображены через Писание.

"Библия полна историй о некомпетентных людях, которые что-то поняли правильно, что-то поняли неправильно, допустили огромные ошибки, но все они следовали [за Иисусом]" — говорит он. «Бог действительно выбирает слабых мира, чтобы посрамить мудрых».

Следующая революция?

Эрвин убежден, что Поколение Z «так же духовно бодрствует», как и молодежь из эпохи хиппи. Он считает, что есть искатели, готовые быть поднятыми в следующей революции Иисуса. Он сказал: «Это поколение, ожидающее взаимодействия с ними. Они искренне любопытны и испытывают сильный духовный голод».

Руми с ним согласен:

«Каждое поколение проходит через этот поиск идентичности, значения и цели, и обычно это молодежь. Они ищут себя, они пытаются выяснить, кто они по отношению к миру и к окружающим их людям. Но это не ограничивается лишь ними. Любой, кто чувствует, что он что-то упускает, пытается заполнить пустоту всем, кроме отношений с Богом — будь то деньги, секс, наркотики, слава. Что бы это ни было, вещи, которые пытаются заменить Бога, должны быть заменены Богом».

Так что же может сказать «Революция Иисуса» современным искателям? И, что не менее важно, чему фильм может научить церковь, в двери которой могут войти эти искатели?

Девон Франклин, который играет репортера, ведущего хронику революции, говорит: «Иисус — Он для всех. Многие люди, которые какое-то время были в церкви, склонны как бы брать веру в собственность, полагая, что их способ выразить свою веру — это единственно верный путь, и любой, кто иначе её проявляет — не прав, не от Бога, и должен измениться».

Революция будет либо разжигаться, либо гаснуть, в зависимости от позиции церкви в отношении искателей духовности, которые могут казаться неудобно иными. Франклин добавляет: «Церковь может быть либо стимулятором, либо препятствием».

Пробуждение согласно Божьим временам и срокам

В то время, как многие христиане буквально бегают за пробуждениями, фильмы вроде «Революции Иисуса» напоминают нам, что Бог часто действует непредсказуемо: в необычных местах, без объявления времени, посредством неожиданных объединений заклятых врагов, способами более сложными, чем нам бы хотелось.

Достаточно доказательств того, что Бог действовал в «революции» Движения Иисуса в конце 60-х и начале 70-х годов. Большинство крещений, когда-либо задокументированных в Америке в течение одного года, произошли непосредственно после знаменитого Движения Иисуса. Но Движение Иисуса — это революция, которая не случилась бы без неудобного разрушения барьеров среди Божьего народа, которое многие последователи Христа вначале отвергали или которому сопротивлялись.

Посреди все более враждебной, политически обособленной культуры, где даже христианам (в некоторые периоды особенно) приходится выбирать, на чьей они стороне, и упорно стоять на своем, «Революция Иисуса» делает предположение, что радикальные духовные движения начинаются, когда мы готовы к встряске наших комфортных сообществ и к расширению знакомых нам территорий.

Занять «правильную сторону» в революции всегда проще спустя какое-то время. Но именно поэтому такие фильмы полезны. Они напоминают нам, что наиболее важны в христианском движении вовсе не его лидеры и их массовая известность, не идеальные ответы на каждый вопрос или незапятнанный моральный послужной список.

Что наиболее важно в любой «революции Иисуса», так это сам Иисус. Он единственный, кто может посадить мирового Лонни Фрисби и Чака Смита за один стол и сделать из них одну семью. Он единственный, чье преобразующее присутствие продолжается во всех исторических подъёмах и падениях, во всех культурах и контркультурах; приглашая хиппи и «норми», а также всех остальных поверить и стать радикально измененными неизменным Евангелием в постоянно меняющемся мире.

Автор — Коди Бенджамин / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!