Секрет, который лучше всего известен маленьким церквям

Секрет, который лучше всего известен маленьким церквям

Большинство христианских церквей в Америке – маленькие. В 2012 году Национальное Исследование Общин (National Congregations Study) установило, что посещение воскресных утренних богослужений в США составляет в среднем 75 человек. Это исследование также показало, что общины, которые посещают менее 50 человек, составляют в Америке 43% от общего количества церквей. Общины с посещением менее 100 человек – 67%; и общины до 200 членов (регулярно посещающих церковь) – 87%.

Большинство этих маленьких церквей находятся в небольших населенных пунктах. Социолог Роберт Вутноу (Robert Wuthnow) отмечает в своей книге “Америка маленьких городов”, что “в менее населенных регионах США церквей на душу населения больше, чем в местах с более плотным населением”. Недавнее исследование, проведенное “Barna”, показало, что в моем регионе – в Новой Англии – 40% посетителей церквей живут в маленьких городах и в сельской местности (хотя, конечно же, следует учитывать, что какая-то часть этих людей ездит в церкви в крупные города).

Маленькие церкви в небольших населенных пунктах

Маленькие церкви в небольших населенных пунктах сталкиваются с “определенными реалиями”. Когда на воскресные утренние богослужения обычно приходит 45 человек (или, скажем, 85, 145), это не особо впечатляет, если судить внешне. Само место проведения богослужений также, скорее всего, довольно скромное – возможно, не всегда хорошо обогревается и не всегда оборудовано кондиционерами. Вряд ли вы насладитесь в такой церкви звуком профессиональной музыки, увидите потрясающий графический дизайн или услышите такую проповедь, которая в течение недели получит тысячи просмотров в интернете. Также не часто в таких церквях вы получите естественное удовольствие и ободрение от группы приветствия, встречающей у входа новых посетителей. В такой общине, где много людей пожилого возраста, вы увидите, с одной стороны, горы накопленной мудрости, а с другой – проблемы со здоровьем, нехватку энергии и желания вводить что-то новое.

Кроме этих “реалий”, в маленьких общинах постоянно присутствует ощущение «непрочности». Вы понимаете, что если даже несколько регулярных посетителей перестанут посещать вашу маленькую общину – уедут из городка или им просто надоест ходить в церковь, или обидятся, или перейдут в другую (более «вдохновляющую») церковь, или заболеют, умрут, – то ваша церковь сильно пострадает. Вы знаете, что если даже несколько человек перестанут регулярно жертвовать на церковь, что если даже нескольких придется отлучить, ваша община может не вложиться в бюджет, и вашему пастору придется работать где-то на полставки. И всегда есть опасение, что рано или поздно церковь повесит на двери замок.

Маленькие рыбешки в маленьком пруду

Столкнувшись с такими реалиями, вы, конечно же, найдете, что можно улучшить. В такой маленькой общине вы можете терпеливо и молитвенно стремиться к тому, чтобы, ради Божьей славы, улучшать здание, музыкальное служение, проповедь, малые группы и многое другое. Но вы неминуемо достигнете той точки, когда поймете, что, как бы вы ни старались, ваша церковь навсегда останется “маленькой общиной в маленьком городке”. Даже если Бог пошлет пробуждение, и ваша община увеличится вдвое – скажем, с 45 до 90 человек, – вы все равно останетесь “маленькой общиной в маленьком городке”. Достигнув момента этого осознания, вы окажетесь перед очень серьезным выбором.

Некоторые маленькие церкви и их пасторы в конечном итоге чувствуют разочарование из-за такого положения дел.  Это может проявляться в постоянных попытках внедрить новейшие программы, заимствованные у больших церквей больших городов. Результатом таких потуг может стать использование пастором модных “словечек” – которые он услышал в “большой церкви в большом городе”, и теперь применяет в контексте своего маленького городка (что иногда звучит почти абсурдно).

Разочарование может проявляться также в длительном и медленном “закипании” чувства глубокой неудовлетворенности, в бесконечных и неугомонных поисках чего-то нового, вечных анализах ситуации, в тоскливом желании чего-то большего и лучшего. Однажды я принимал участие во встрече пасторов маленьких церквей маленьких городов и селений. Мы были кучкой никому не известных служителей, но горящих любовью к Иисусу и людям. Встреча проходила в большой богатой мегацеркви на окраине большого города, в которой была отличная музыкальная группа, достаточно профессиональная, чтобы давать концерты. Один только пульт был величиной с обеденный стол. На сцене были установлены крутые огромные экраны для проекторов. С тех пор я думаю, не было ли чего-то “символичного” в той встрече, не отображала ли она общую ситуацию в современной Америке? Представьте только: группа пасторов из маленьких церквей маленьких городов была вырвана из привычного контекста и оказалась в огромном впечатляющем здании, в котором они на все удивленно “таращились”, и где все очень мало напоминало то, что они видели раньше, тихо тоскуя о больших ресурсах, большем количестве персонала и более комфортном здании!

Трости надломленной не переломит!

Есть другой, лучший, путь, как относиться к такой явной хрупкости, слабости маленьких церквей. Да, нужно стараться улучшать все, что можно. Да, нужно просить Бога о новообращенных. Но в то же время нужно принять как дар Божий тот факт, что ваша церковь – маленькая община в маленьком городке.

Дело в том, что каждая церковь – большая или маленькая, городская или сельская – полностью зависит от Главы. Без Христовой благодати ни одна церковь не сможет существовать и оказывать долгосрочное влияние. Каждая церковь должна признать это и считаться с этим. Но маленькие церкви в маленьких городах обладают особым даром: такая их зависимость и слабость весьма заметны и очевидны. В таких общинах немощь не спрячешь за фасадом крутой музыкальной группы, новым красивым зданием и тем вдохновением, которое испытываешь, находясь в большом зале на “1000 плюс” человек. Не спрячешь немощь маленьких церквей за фасадом внушительного избыточного бюджета или впечатляющего сбора пожертвований. Если ваша маленькая, ничем не примечательная церковь находится в таком же маленьком, ничем не примечательном городишке, вы также будете лишены того, что Э.Б. Уайт назвал “воодушевлением участия” – т.е. ощущения принадлежности к чему-то “уникальному, космополитическому, могучему, бесподобному”. Если вы посещаете маленькую церковь в маленьком городе, у вас нет доступа к иллюзии величия посредством приобщения к “великому”. Слабость маленькой церкви всегда очевидна для вас и всех – и это Божий дар!

В своей книге “Трость Надломленная” пуританский пастор Ричард Сиббес много размышляет над природой слабости. Он пишет: “Как мать нежна к слабому дитяти, так и Христос склонен проявлять наибольшую милость к наислабейшим. Подобным образом, Он также вкладывает в слабейшее инстинктивное желание опираться и полагаться на что-то более сильное. Даже виноградная лоза для устойчивости вьется вокруг вяза, и крохотнейшие существа часто прячутся в самых прочных убежищах. Сознание церковью своей немощи побуждает ее опираться на своего Возлюбленного, укрываясь под Его крылами”.

Примите ли вы как дар Божий очевидные проявления слабости и хрупкости своей маленькой церкви? Пробудят ли эти проявления немощи желание полагаться на Христа, укрываясь “под Его крылами”? Ваша церковь (как и любая другая) сможет иметь вечное влияние на людей не с помощью демонстрации своего величия и поверхностного впечатления, но демонстрируя величие Бога, Который сказал: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис. 44:6).

автор — Стивен УитмерDesiring God

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!