Легендарный баскетбольный тренер UNC Дин Смит был мастером стратегии «четырех углов». Когда его команда получала минимальное преимущество — даже одно или два очка — они ставили своего большого парня в центр и расставляли остальных игроков по четырем углам. Освободив столько пространства, они, по сути, до конца матча вели игру на удержание мяча. Это приводило в ярость команды соперников, а порой было немного скучно смотреть матч. Но это приводило их к победе снова и снова (пока NCAA не изменила правила, ограничив время на бросок, чтобы ускорить процесс).
Вероятно, вам это не известно, но Библия также показывает нам стратегию четырех углов. Конечно, если бы вы сказали «четыре угла» обычному израильтянину, он бы не подумал о спорте — и не только потому, что баскетбол был изобретен только через тысячи лет. Обычному израильтянину слово «четыре угла» сразу же напоминало о книге Левит, где Бог дал людям законы о сборе урожая.
В книге Левит 19 главе мы читаем, что людям, большинство из которых были земледельцами, было велено не жать на своих полях до самого края. Они должны были оставлять границы своих полей неубранными, чтобы бедняки и путники могли собирать урожай с этих участков. «Четыре угла» каждого поля предназначались для бедных.
На самом деле, эти углы, эти края поля были предназначены не только для благотворительности. Во Второзаконии, где Бог повторил это повеление, Он даже сказал, что эти края принадлежат бедным. Если вы жали до самого края своего поля, вы не просто скупились. В глазах Бога вы буквально крали у бедных.
Концепция была как проста, так и глубока: израильтяне должны были делиться своим изобилием с другими нуждающимися, не лишая при этом бедных достоинства обеспечивать себя. Это была прекрасная система, призванная одновременно удовлетворять потребности, сохранять достоинство и воспитывать смирение.
Но вот что интересно в этом повелении о «четырех углах». Бог совершенно ясно говорит, что у каждого поля должны быть неубранные углы. Но нигде в Писании Бог не говорит, какая часть угла должна быть неубранной. Технически, вы могли бы оставить по квадратному метру в каждом углу, и вы выполнили бы это повеление. Конечно, некоторые так и поступали. Но другие, понимая суть повеления, оставляли неубранными огромные углы.
Вот что это значит: в древнем Израиле щедрость семьи выставлялась на всеобщее обозрение. Она буквально измерялась в зависимости от того, какой объем угла они оставляли бедным.
Это непростая задача для современных людей, таких как мы, поскольку нам не нравится идея публичной щедрости. На это есть веские причины, например, предупреждение Иисуса о том, что мы не должны давать с целью заслужить похвалу себе (Матфея 6:1-4). Но Иисус также предупреждает, что мы не должны молиться ради похвалы других (Матфея 6:5-8). И все же мало кто из нас настаивает на том, что правильно молиться только так, чтобы тебя никто не видел.
Библия показывает нам модель даяния, которая может заставить нас чувствовать себя неловко, но она довольно последовательна: традиционно щедрость носит публичный характер. Мы видим это, например, в повелении о «четырех углах». И на протяжении всей Библии Божьему народу дается поощрение к публичной щедрости как способу прославить Бога и заявить о нашем соучастии в Его миссии. Мы должны светить перед людьми своими добрыми делами, которые показывают и указывают на Божью славу, избегая при этом похвалы и одобрения со стороны других (Матфея 5:16).
Когда Моисей и начальствующие готовились к строительству скинии, они сначала публично выступали, чтобы вдохновить и наставить народ. Давид и Соломон делали то же самое при строительстве храма. Иисус похвалил женщину, которая публично разбила алебастровый сосуд с благовониями, принеся к Его ногам. А в книге Деяний первые христиане публично приносили свои пожертвования и клали их к ногам апостолов.
Ни в одной из этих ситуаций Библия не говорит, что они привлекали к себе внимание или желали похвалы от людей. Во всех этих случаях они демонстрировали миру Божье достоинство и свою солидарность с миссией Иисуса.
Я не настаиваю на том, чтобы каждый акт щедрости становился достоянием общественности. Наша культура изменилась, и мы больше не фермеры. Но публичный характер пожертвований «на четырех углах» задает модель, которой нам было бы разумно следовать. Щедрость не должна быть спрятана, она должна быть выставлена напоказ. Но не для того, чтобы нас одобрительно похлопывали по плечу, а для того, чтобы служить другим и прославлять Бога.
Какого размера «четыре угла» вашего поля? Что нужно сделать, чтобы они стали немного больше, чтобы больше отдавать бедным и Божьей миссии? И с кем в своей жизни вы можете обсуждать вопрос вашей щедрости?
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Тарас Пихота для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!