Мы склонны думать о посте в негативном ключе. Это можно понять. Пост представляет собой некоторую форму воздержания. Он предполагает воздержание от пищи, питья или какого-либо другого Божьего дара. Возможно, многие из нас не так уж и часто постятся потому, что мы думаем о посте в основном как о том, чего мы лишаемся, а не о том, что приобретаем.
Но христианское понимание поста не предполагает только лишь лишений. Это не просто воздержание от чего-либо. На самом деле целью христианского поста является приобретение, а не лишение. Наше воздержание всегда приводит нас к еще более величественному концу и цели — возможному приобретению, но не потере. Христианский пост — это либо воздержание ради достижения определённой христианской цели, либо же его нельзя назвать поистине христианским.
В речи Иисуса не было место пустым домыслам, будет ли Его Церковь поститься или нет: «Также, когда поститесь...» Иисус не сказал: «Если будете поститься...» (См. Матф. 6:16-17). Он пообещал: «...и тогда будут поститься» (См. Матф. 9:15). Итак, ранняя Церковь постилась (Деяния 9:9; 13:2; 14:23), и уже два тысячелетия как христиане постятся. И когда мы постимся с христианским понимаем этого действия, в конечном счёте мы приобретаем, а не теряем. Но для того, чтобы пост стал праздником для нашего духа, нам необходимо ещё раз обозначить его цели и преимущества.
Цель (христианского) поста
Сегодня очень модно стало поститься, а это значит, что христианам необходимо быть очень осторожными, чтобы учиться у Иисуса, а не стать жертвами массовой культуры. Всего поколение тому назад растущее число людей заявляли, что пост вредит здоровью. Сейчас же всё изменилось. На сегодняшний день всё большее число диетологов становится на защиту поста, говоря о благотворном влиянии на здоровье при его правильном соблюдении («Прославление дисциплины», с. 48). Но каково же различие между «модным» и христианским постом?
Ключевым различием является христианская цель. Мы можем назвать ее Духовной целью. Заглавная буква Д подразумевает Духа Святого. Не просто духовная в противоположность материальной цели, но Духовная в противоположность естественной. Для христиан существенным и первоначальным аспектом поста является наличие христианской цели. Будь то искренняя молитва об укреплении (Ездра 8:23; Иоиль 2:12; Деяния 13:3), поиск Божьего водительства (Книга Судей 20:26; Деяния 14:23) или избавления и защиты Божьей (2 Паралипоменон 20:3-4; Ездра 8:21-23), смирение себя перед Ним (3 Царств 21:27-29; Псалом 34:13), выражение раскаяния (1 Царств 7:6; Иона 3:5-8) или печали (1 Царств 31:13; 2 Царств 1:11-12) или же обеспокоенность Божьим делом (Неемия 1:3-4; Даниила 9:3), преодоление искушений и посвящение себя Ему (Матфея 4:1-11) или лучше всего — выражение любви и преданности Ему (Луки 2:37), говоря нашим постом: «Я так Тебя люблю, я хочу больше Тебя, Бог.»
Без духовной цели пост не является христианским. Это просто голодовка.
Преимущества (христианского) поста
Сегодня диетологи подчёркивают, что христиане могут поститься по диетологическим соображениям или из-за различных благотворных воздействий поста на организм человека. Соблюдение диеты — это не то, что делает пост христианским. Напротив, какой Духовный плод мы можем получить от Бога в ответ на целенаправленный христианский пост? Как Бог вознаграждает нас за пост с верой?
Иисус в очень знаменательном месте ясно заявил, что Бог вознаграждает за христианский пост. В Нагорной проповеди Иисус призывает нас поститься втайне, а не напоказ, пообещав, что «...Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:18). Бог вознаграждает за посты. Но как?
Прежде всего, важное уточнение. Пост, за который Бог вознаграждает — это не заявление о нашей силе воли, а выражение нашей опустошенности и желание наполниться Им. Христианский пост не исходит из наших собственных сил, но из сердца, в котором Сам Бог производит работу (Филиппийцам 2:12-13), и силы, которой Он наделяет (1 Петра 4:11).
Осознавая то, что речь идёт не о нашей собственной силе или силе воли, как же Он вознаграждает посредством Его безвозмездной и безграничной благодати, когда мы постимся перед Ним, а не перед людьми?
1. Ответы на искренние молитвы
Первый и самый быстрый ответ на то, за что мы постимся — это наша награда. Какую конкретную цель поста мы рассмотрели с вами выше? Пост служит своего рода помощником молитвы. Пост наряду с молитвой сопровождается конкретными просьбами к Богу о чем-либо посредством доступа, который мы имеем во Христе (Римлянам 5: 2; Ефесянам 2:18; 3:12), и выражает необычайную искренность. Благодаря посту, который выступает в роли помощника молитвы, происходит особенное ходатайствование перед Богом, что усиливает молитву и отделяет ее от повседневной.
Пост — это своего рода особая мера в жизни по вере. Обычная жизнь не предполагает постов. Обычная жизнь — это постоянная молитва и наслаждение Дарителем через Его дары еды и питья. Пост — это особый режим для особой молитвы и демонстрации Дарителю того, что мы наслаждаемся Им более, нежели Его дарами.
2. Жажда Самого Бога
Впоследствии это приводит к конечной награде за христианский пост и «самой лучшей» цели, о которой мы с вами говорили выше: жажда Самого Бога. Божье неизменное принятие нас и радость в Господе важнее, нежели Его водительство на этой земле, защита, избавление и обеспечение.
Господь сотворил нас нуждающимися в еде и питие, чтобы научить нас о Себе. В этом мире есть много всего съедобного и годного для питья, чтобы мы могли лучше вкусить Его благость, когда наши рты наполнены, и удостовериться в том, что Он лучше, нежели еда и питие, когда наши желудки пусты. Пост является напоминанием того, что Сам Бог является Великим Праздником для нашей души: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Исаия 55:1).
Бог в Иисусе Христе наполняет нас больше, нежели самая лучшая еда, и утоляет жажду лучше, нежели самая чистая вода, обилие молока и наилучшее вино. В Нем наши души «вкушают благо» и мы «наслаждаемся туком» (Исаия 55:2). Он — Тот, Кто говорит: «... жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откровение 21:6). Мы — те, кто вкусили и увидели, как благ Господь (Псалом 33:9). Присоединитесь к Нему в Духе, говоря: «...Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17).
Отдайте свои желудочные боли Иисусу
Когда мы постимся, боль в желудке и кишечнике напоминает нам о том, что Иисус — наша истинная пища, а не обычный ежедневный хлеб и о том, что Иисус — наше истинное питие, а не обычный напиток. Христиане будут продолжать поститься, как пообещал Иисус, потому что мы, будучи людьми веры, знаем, что вера в Него предполагает приближение к Богу с целью утоления голода и жажды наших душ (Ин. 6:35), и самым лучшим напоминанием об этом может послужить временное воздержание от другой пищи и пития.
Великой (и порой скрытой) наградой за пост является Сам Бог. «...открой уста твои...», — говорит Господь, когда мы воздерживаемся от еды, — «...и Я наполню их» (Псалом 80:11). Бог вознаграждает за христианский пост, потому что пост настраивает нас на исполнение главной цели Бога во Вселенной: прославить Себя в нашей жажде, наслаждении и удовлетворении Им. Господь вознаграждает нас не только ответами на то, за что мы брали пост, но и тем, кем Он сам является, будучи нашим желанием, радостью и удовлетворением.
И когда мы говорим о христианском посте, речь идет не о том, что мы теряем, а о Том, Кого мы больше всего желаем.
Автор — Дэвид Мэтис / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Светлана Штангей для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!