40 лет – определенный рубеж. Это возраст, когда накопившийся опыт уже хочется успеть передать своим детям, или, возможно, оглянувшись назад, дать совет себе, например – 20-летнему. Богослов и философ Фёдор Райчинец говорит о практическом применении накопленной к сорока годам житейской и библейской мудростей и важности честных вопросов самому себе.
Моему сыну 20 лет.
Чего бы мне хотелось? Чтобы он развивал навыки, которые у него есть. А еще — не боялся трудностей, относился к ним по-философски. Ведь трудности — это то, что позволяет посмотреть на ситуацию по-другому. А также мне бы просто хотелось, чтобы он не боялся быть самим собой, вот таким, какой он есть.
А я не хочу его предостерегать от своих ошибок, потому что он должен пройти свои. Без ошибок нет жизни, как таковой, а мне бы хотелось, чтобы он научился достойно из них выходить.
И библейские жизни как раз и показывают, что даже самые великие люди оступались, падали, но вставали и шли к той цели, которую для них Бог предназначил. Они стали великими не потому, что никогда не спотыкались, а потому что при ошибках они делали какие-то выводы, вставали и шли дальше.
Родители думают, что если они будут долбить сыну или дочери что им делать, а что нет, то он (или она) послушаются. Но это иллюзия, прививать нужно чуть другое. Объяснять, что если дети допустят какую-то ошибку, родители рядом для того, чтобы помочь им справиться. Но и что ответственность за свои поступки надо брать на себя. Мне кажется, когда мы понимаем, что никто не виновен за то, где я, кто я, с кем я и как я, это очень помогает.
Конфликт поколений никто не отменял.
Я к этому отношусь как к нормальному явлению. Дети — другое поколение, они выросли в других обстоятельствах, у них были какие-то другие стартовые позиции.
Самое важное, что я люблю родителям напоминать: дети — это не только их владение, это дар Божий. Мы часто забывает это или путаем эти вещи и начинаем в детях воплощать какие-то свои нереализованные мечты. Но родители должны создать атмосферу, в которой дети могут стать самими собой, а не теми, кем родителям бы хотелось их видеть.
Зрелость с возрастом я бы точно не связывал.
Есть люди, которые прожив жизнь, так ничего и не поняли в ней. А есть люди, которые родились уже «пенсионерами». Они как-то даже детство свое не прожили, с раннего возраста начали воспринимать жизнь очень серьезно.
Для меня зрелая личность — это личность, которая берет ответственность на себя за те последствия, к которым привели определенные шаги. Зрелая личность понимает, что мужество нужно не только делая жизненный выбор, но мужества гораздо больше нужно тогда, когда начинают появляться последствия этого выбора. Вот тот, кто умеет с этими следствиями справляться, тот и есть зрелая личность.
Мудрость — это когда определенные жизненные истины, проверенные временем, мы способны не только декларировать, но и воплотить в поступки.
В нашей культуре мы часто учим, воспитываем ребенка, когда он сделал что-то плохое. Но это точно не то время. Воспитывать надо постоянно, но не тыкать пальцем, а своей моделью демонстрировать — вот та жизнь, которой я бы хотел, чтобы ты жил. Личный пример — это лучший способ. Мы моделируем определенный образ жизни перед детьми, закладываем какие-то основания, которые потом их настигнут.
Когда Иисус Христос учил своих учеников, это все «пролетало» у них где-то над головой, но догоняло всю оставшуюся жизнь. То есть, надо жить жизнь или говорить какие-то принципы своим детям ненавязчиво, которые их потому будут догонять всю оставшуюся жизнь.
Иногда родителю нужно задать себе неудобный вопрос: «Я хочу ребёнку хорошего для себя или для него?» Когда мы проецируем свое понимание «хорошего» на ребенка, то мы не столько хотим ему хорошего, сколько хорошего в том смысле, в котором я сам это понимаю. Но когда мы проецируем наши отношения с Богом на наши отношения с детьми, то мы должны понимать, что где-то в чем-то мы ограничиваем Бога в этом понимании.
Бог тоже хочет для нас благо, но Он понимает, что такое благо. В то же время Он не уберегает нас от той свободы, которой Сам нас наделил. И Он не ставит преграду, когда человек в своеволии идёт не туда, куда Бог хочет. То есть, Он дает ему свободу ошибиться, зная, что когда человек сделает ошибку, то будет делать какие-то выводы.
А мы всячески пытаемся оградить наших детей от возможных ошибок, лишая их возможности чему-то учиться. Вообще-то, детям советовать очень трудно. Я боюсь, что в определенном возрасте им просто эти советы не нужны. Я бы советовал следовать своей интуиции в плане тех, кто для них является примером в хорошем смысле слова.
Поэтому, лучшее – это верить в Бога, верить в себя, не предавать себя и любить жизнь. Любить то, что есть настоящее в жизни. И уметь отличать одно от другого.
Последнее: 26.07. Спасибо!