ВЫЗЫВАЮЩИЕ ДИСКОМФОРТ СЛОВА ХРИСТА
Радикальное послушание Иисусу делает относительными наши естественные взаимоотношения.
- Под словами естественные взаимоотношения я подразумеваю взаимоотношения, устанавливаемые посредством обычных, не являющихся чудесными, процессов. Таковы взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, мужьями и жёнами, и так далее.
- Под словами радикальное послушание я подразумеваю, что высочайшая ценность Иисуса захватила нас от самых корней (латинское слово радикс), и мы стремимся жить таким образом, который являет эту высочайшую ценность, а учения Иисуса и апостолов являются в этом руководством для нас.
- Под словами делает относительными наши естественные взаимоотношения я подразумеваю, что притязания естественных взаимоотношений никогда не являются абсолютными в сравнении с притязаниями Христа, и что полное посвящение Иисусу может иногда препятствовать даже установленным Библией формам проявления уважения и привязанности.
Это значит, что следование за Иисусом часто привносит неопределённость, скорбь и боль в семейные взаимоотношения. Если вы ищете религию, которая сделает все ваши взаимоотношения более ясными, гладкими и счастливыми, в Христианстве вы столкнётесь с огромным препятствием.
Ненавидеть или почитать вашего отца?
Давайте в качестве примера возьмём взаимоотношения с нашими отцами. Иисус говорит, что нам, возможно, придётся «оставить» их, быть «против» них, воспринимать их как наших «врагов», любить их «меньше», чем мы любим Иисуса, даже «ненавидеть» их, и, может быть, не присутствовать на их похоронах или даже не попрощаться с ними. Из учений Иисуса очевидно, что Он не был сентиментален. Он прилагает все усилия, чтобы подвергнуть риску наши естественные взаимоотношения с нашими отцами в то время, когда Его притязания на нас оказываются в приоритете.
С другой стороны, также очевидно, что Иисус принимал пятую заповедь как обязательную для Его последователей. Он строго выговаривал фарисеям и книжникам за непочитание отца и матери, когда те говорили людям жертвовать на храм то, что они должны были отдавать своим родителям (от Матфея, 15:3–9). Он сказал богатому юноше: «Почитай отца и мать» (от Матфея, 19:19).
Но когда мы сели у ног Иисуса и пробыли там все четыре Евангелия, и когда Он завоевал наше доверие, нашу преданность и наше полное посвящение, мы испытываем ошеломляющее чувство: всё изменилось. Никакие взаимоотношения никогда больше не будут прежними. Некоторые из них станут восхитительно более глубокими и счастливыми, по мере того, как мы узнаём, кто является нашей настоящей семьёй («Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», от Марка, 3:35). Некоторые из них будут разрушены («И враги человеку — домашние его», от Матфея, 10:36).
Давайте перейдём к конкретному случаю и послушаем, как Иисус делает относительными наши взаимоотношения с нашими отцами.
1. Иисус может призвать нас «оставить» наших отцов.
«И начал Пётр говорить Ему: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Иисус сказал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов (в оригинале, согласно подстрочнику, а также во всех переводах Библии на английский и на русский, кроме Синодального перевода, слово «отцов» отсутствует — прим. пер.), и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (от Марка, 10:28–30).
Богатый юноша просто отказался оставить своё богатство, чтобы следовать за Христом (от Марка, 10:22). Пётр указал на то, что он и другие апостолы были готовы совершить такую жертву. По сути, Иисус ответил вопросом: «Какая это жертва? Всё, что вы оставите из-за того, что цените Меня больше, воздастся во сто крат. Это не жертва». Но ощущается это как жертва. Потеря очевидна. И даже хотя есть более значительная прибыль, потеря остаётся потерей, по крайней мере, временно.
Среди вещей, к которым мы можем быть призваны, есть «оставить» вашего «отца». Это — часть настоящей потери: это нечто большее, чем просто: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (от Марка, 10:7). Это оставление намного значительнее.
Много матерей, не много отцов
Стоит отметить тот факт, что когда Иисус описывает «воздаяние» за потери, Он не говорит, что мы получим «отцов». Мы получим «во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и матерей [отцы не упоминаются], и детей, и земель». Почему не упоминаются отцы?
Возможно это из-за желания Иисуса, чтобы отцовство Бога очень сильно доминировало в нашем ученичестве. Поэтому Он не хотел вдохновлять в нас мысли о том, чтобы иметь много отцов в церкви. Фактически, Он сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», (от Иоанна, 23:9).
Так что в обращённом к нам призыве «оставить» наших отцов «ради Него и Евангелия» ударение делается на том факте, что у нас есть Отец на Небесах, который позаботится о нас. Естественные взаимоотношения откладываются на задний план, а наша преданность Иисусу и наши взаимоотношения с нашим Отцом на Небесах выходят на передний план.
2. Иисус может призвать нас быть «против» наших отцов и воспринимать их как наших «врагов», так как Он призывает нас любить Его больше, чем их.
«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (от Матфея, 10:34-39).
«Не мир пришёл Я принести, но меч». Конечно, это не единственное, что Иисус сказал о Своей миссии. Несомненно, Он был послан для мира! Ангелы сказали в начале: «Слава в вышних Богу, и на земле мир среди тех, в ком Его благоволение!» (от Луки, 2:14, дословный перевод с английского перевода English Standard Version). Сам Иисус сказал Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир», (от Иоанна, 16:33). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», (от Иоанна, 14:27). А когда Иерусалим обратился против Него, Он сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (от Луки, 19:42).
Фактически, когда Пётр и Павел проповедовали Евангелие, Они могли подытожить его как достижение Иисусом мира: «[Бог благовествовал] мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех», (Деяния Апостолов, 10:36). «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким», (Послание к Ефесянам, 2:17).
Так что Он действительно был Тем, Кто приносил мир: мир с Богом и мир с теми, кто обрёл мир с Богом. Но как отметил старец Симеон, когда Иисус был младенцем, болезненная реальность заключалась в том, что «этот младенец предназначен на падение и на восстание многих в Израиле, и как знак, которому будут противиться... чтобы мысли многих сердец были открыты», (от Луки, 2:34–35, дословный перевод с ESV).
Знак против их неверия
Когда это произошло, некоторые семьи были разрушены. Иисус пришёл не для того, чтобы приукрасить эту реальность. Там, где члены семьи не станут любить Иисуса больше, чем они любят свою семью, они будут отделены от тех, кто больше любит Иисуса. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», (от Матфея, 10:37). Когда наивысшая любовь к Иисусу не является общей для всей семьи, Иисус становится разделителем. Это не потому, что Иисусу не удаётся предложить Себя в качестве мира, но потому, что некоторым членам семьи не удаётся любить Его превыше всего, любить как их мир.
В таком смысле Иисус приходит для того, «чтобы настроить человека против его отца» (от Матфея, 10:35, дословный перевод с ESV). И в таком смысле «врагами человеку будут члены его собственной семьи», (от Матфея, 10:36, дословный перевод с ESV).
Эта болезненная потеря мирных взаимоотношений с отцом или с сыном описывается как часть того, что мы берём свой крест (от Матфея, 10:38) и теряем свою жизнь (от Матфея, 10:39). Это не преувеличение, потому что какой последователь Иисуса не отдаст добровольно свою жизнь, чтобы спасти своего сына или своего отца? Взять свой крест и потерять свою жизнь означает умереть для всех естественных взаимоотношений ради Христа и Его Царства. Мы умираем для них в том смысле, что мы принимаем боль разрушенных взаимоотношений ради Христа вместо того, чтобы сохранять взаимоотношения за счёт отказа от превосходства Христа.
3. Иисус может призвать нас «возненавидеть» наших отцов и «отречься» от них.
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (от Луки, 14:26–27, 33).
Здесь есть два момента. Один из них в том, что Иисус имеет в виду, говоря, что мы должны «возненавидеть» наших отцов. Другой — почему Он говорит таким образом. Все мы знаем, что Иисус призывает нас почитать наших отцов (от Матфея, 19:19). И все мы знаем, что Он заповедует нам любить нашего ближнего так, как мы любим самих себя (от Матфея, 22:39), любить наших врагов (от Матфея, 5:44), и любить друг друга (от Иоанна, 13:35). Так что есть глубокий смысл, в котором мы должны любить наших отцов, хотя мы и должны «ненавидеть» их.
Один ключ к значению, вкладываемому Иисусом в это, мы видим в Его словах о том, чтобы «возненавидеть» наши собственные жизни в 12-й главе от Иоанна:
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную», (от Иоанна, 12:24–25).
Мы должны ненавидеть наши жизни, чтобы сохранить их для вечной жизни. И сохранить их для вечной жизни — это хорошо. Несомненно, желание сохранить их для вечной жизни — это способ любить наши жизни. Так что мы должны ненавидеть их, чтобы любить их. Это не двусмысленные слова, так как Иисус добавляет фразу «в этом мире»: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».
Выглядит как ненависть
Значение этого следующее: Мы будем призваны делать выбор в этом мире, выбор, который выглядит так, словно мы ненавидим наши жизни, в том смысле, что мы очень мало заботимся благополучии наших жизней. Например, нам, возможно, придётся умереть за Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», (Откровение, 2:10). Для мира это будет выглядеть как абсолютная ненависть к себе — так, словно вы выбрасываете вашу жизнь ради мифа! Иисус говорит, что это своего рода «ненависть», но это также способ сохранить наши жизни для вечной жизни, и это очень радикальная форма любви к нашим жизням.
Подобным образом, когда Иисус говорит, что мы не можем быть Его учениками, если мы не «возненавидим» наших отцов, Он, вероятно, имеет в виду нечто похожее. Это значит, что мы можем быть призваны делать вещи, выглядящие так, словно мы ненавидим наших отцов, хотя фактически мы жаждем того, чтобы они присоединились к нам в вечной жизни.
Какое поведение может выглядеть так, словно мы ненавидим наших отцов?
4. Иисус может призвать нас отказаться от чего-то настолько личного, полного любви и почтения, как посещение похорон отца.
«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус сказал ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». А другому сказал: «Следуй за Мною». Тот сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Ещё другой сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». (от Луки, 9:57-62).
Вы можете представить себе человека, который пишет вам электронное письмо: «Что ты делаешь? Ты ненавидишь своего отца? Почему бы тебе не приехать на его похороны? Почему бы тебе, по крайней мере, не попрощаться с ним? Ты ведёшь себя так, словно ты ненавидишь своего отца».
Почему Иисус говорит так? «Если вы не возненавидите вашего отца, вы не можете быть Моим учеником... Предоставьте мёртвым погребать своих мертвецов... Если вы думаете обернуться, чтобы попрощаться, вы не годитесь для Царства».
Зачем так говорить?
Я думаю, Он говорит так потому, что это обнажает наш защитный рефлекс отвергать такие Его слова. Он знал, какую реакцию вызовет слово «ненавидеть». Он знал, насколько бессердечным покажется не прийти на похороны отца. Для того, чтобы испытать нас, Он доводит всё до крайности.
Подчинимся ли мы Его радикальным притязаниям на наши жизни? Позволим ли мы подвергнуть риску все наши естественные взаимоотношения ради Царства? Сожмём ли мы зубы и примем ли мы то, что Его притязания на нас в тысячу раз сильнее любых других притязаний? Будем ли мы готовы к тому, что наши сердца будут непоняты и оклеветаны ради Него (2-е Послание к Коринфянам, 6:8; 1-е Послание Петра, 3:16)? Примем ли мы в самых крайних и сложных ситуациях мучительный, заставляющий выглядеть нас бесчувственными выбор в пользу Христа?
Возможно, вам никогда не придётся делать такой болезненный выбор. Я надеюсь, что вам не придётся. Но по всему миру сегодня христианам приходится принимать такие решения. Для них уповать на Христа и следовать за Ним не может быть добавлением к их прежней жизни. Если они последуют за Ним, почти всё, что знакомо им, будет разрушено. Их будут называть ненавистниками и разрушителями. Это может стоить им их жизней.
Что бы вы ни делали, не смягчайте радикальные учения Иисуса. Если они заставляют вас чувствовать себя некомфортно, позвольте им выполнить свою работу. Они предназначены для того, чтобы создавать настоящих учеников, готовых потерять всё ради того, чтобы приобрести Христа. Мир может называть это ненавистью. Они могут называть это глупостью. Это не так. Это — любовь. И это — мудрость Божья.
Автор — Джон Пайпер / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель и учитель на сайте desiringGod.org и ректор колледжа и семинарии «Вифлеем» (Bethlehem College & Seminary). В течение 33 лет он служил в качестве пастора в Баптистской Церкви «Вифлеем» (Bethlehem Baptist Church) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг, включая книгу «Особенная Слава».
Последнее: 26.07. Спасибо!
По поводу того, что Иешуа не дал ученику вернуться на похороны отца («предоставь мертвым погребать своих мертвецов») я читал такое объяснение: у покойника были ещё дети (сыновья и дочери), которые могли похоронить умершего (так что непогребенным бы тот не остался). Это — раз. И второе — Иисус знал, что если бы сын вернуться на похороны отца, то не вернулся бы ко Христу. Об этом свидетельствует один из следующих приведенных там стихов: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». (от Луки, 9:57-62).