Стоит ли христианам беспокоиться о ядерной войне?

Стоит ли христианам беспокоиться о ядерной войне?

Президент России Владимир Путин недавно перевёл ядерный арсенал своей страны в «особый режим боевого дежурства», предполагающий повышение уровня боеготовности. Он также предупредил о том, что любое вмешательство в его военное вторжение в Украину «приведёт к таким последствиям, с которыми вы в своей истории ещё никогда не сталкивались». Эти слова намеренно были оставлены без объяснения, и международные эксперты расходятся в том, какой смысл они могут нести. Некоторые рассматривают эту угрозу как бессмысленную провокацию, в то время как другие видят в ней эскалацию в сторону ядерного конфликта.

Такие неясные намёки подтолкнули многих христиан к размышлению о том, стала ли вдруг ядерная война с Россией более вероятной. И если это действительно так, стоит ли нам беспокоиться об этом?

Давайте начнём с первого вопроса: «Насколько вероятна ядерная война с Россией?»

Мы можем думать о вероятности одним из двух способов. Первый вариант — вероятность можно просчитать, но без какой-либо точности. Второй вариант — вероятность не может быть определена, так как у нас не хватает информации для достоверной оценки. То, к какой из этих двух групп вы себя относите, определяет то, как вы рассматриваете такую вероятность.

Для тех, кто занимает первую позицию, самой лучшей оценкой будет то, что ежегодная вероятность ядерной войны составляет примерно 1,1%, а ежегодная вероятность ядерной войны конкретно между США и Россией составляет около 0,38%. По мнению Алекса Табаррока: «Для ребёнка, который родился сегодня (при ожидаемой продолжительности жизни, скажем, в 75 лет) эта вероятность (0,0117) предполагает, что возможность ядерной войны при их жизни составляет приблизительно 60% или (1- (1- .0117)^75)».

Для тех, кто занимает вторую позицию, вероятность находится где-то между 0 и 100 процентами, но надёжно определить числовое значение в этом промежутке невозможно. Причина в том, что любые оценки, сделанные как экспертами, так и неэкспертами, основываются на предсказаниях, которые невозможно адекватно выразить в числах. Любая оценка, даже такая как 0,38% в год может быть как оптимистически низкой, так и пессимистически высокой: у нас просто нет данных, чтобы сделать надёжное предположение.

Какую бы из сторон мы ни занимали, нам стоит подумать о том, для чего мы ищем числовой точности в данном вопросе. Работающим в правительстве или в вооружённых силах людям такие вероятностные предположения могут понадобиться для принятия решений о ядерной политике. Но многие из нас скорее всего никак не смогут воспользоваться этими вероятностными значениями. Мы просто ищем ложное ощущение точности того, во что мы уже верим вне зависимости от того, считаем ли мы эту вероятность высокой или низкой. Эта вероятность — простое оправдание для того, чтобы помочь нам ответить на вопрос: «Насколько сильно мне нужно беспокоиться?»

Писание и ядерное тревожное расстройство

После атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки мир начал переживать состояние, название которого можно перевести на русский язык как «ядерное тревожное расстройство» — страх перед ядерной войной и её последствиями. Во время «холодной войны» почти в каждой американской семье был кто-то, кто страдал от такого состояния. Такое состояние, в основном сошло на нет после распада Советского Союза в 1991-м году. Но для некоторых людей ядерное тревожное расстройство никуда не пропало.

Хотя Библия ничего не говорит именно о ядерном оружии, в ней достаточно много написано о заботах, тревоге и беспокойстве. Например, Иисус говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём» (Матф. 6:34), а Павел пишет: «Не заботьтесь ни о чём» (Фил. 4:6).

В зависимости от контекста, беспокойство может относиться к одному из четырёх типов:

(1) данная Богом и полезная для нас эмоциональная реакция,
(2) психологически расстроенная реакция, которая не является грешной,
(3) естественное последствие греха,
(4) грешная реакция на Божье провидение и Его заботу.

Чтобы понять первый тип беспокойства, будет полезно сначала определить его отличия от концепции связанного страха. Беспокойство и страх тесно связаны между собой, потому что это похожие эмоции, работающие в различных временных рамках. Страх — это эмоциональная реакция на реальную или воспринимаемую непосредственную угрозу в настоящий момент. Беспокойство — это эмоциональная реакция на реальную или воспринимаемую угрозу в будущем. Страх — это психологическая и (или) эмоциональная система предупреждений, которая приводит нас в готовность к опасности в настоящий момент, в то время как беспокойство — это система предупреждений о надвигающейся опасности.

При столкновении с непосредственной угрозой в настоящий момент, например, при встрече с диким опасным животным, мы должны испытать соответствующий страх, чтобы убежать ради нашей собственной безопасности и выживания. Чувство беспокойства или страха в настоящий момент может запустить естественную, данную Богом эмоциональную реакцию, направленную на выживание. Мы редко рассматриваем беспокойство такого рода как нечто грешное. Ядерное тревожное расстройство не попадает в данную категорию беспокойства.

Хотя ядерное тревожное расстройство может быть связано с генерализованным тревожным расстройством, паническим расстройством или социальным тревожным расстройством, оно слишком конкретно для того, чтобы быть просто психологически расстроенной реакцией. Оно также вряд ли будет естественным последствием нашего индивидуального греха. Напротив, примером этой категории беспокойства скорее будет состояние, когда кто-то изменяет своей супруге (или своему супругу) и беспокоится, что их брак разваливается. Именно такой тип беспокойства является результатом грешных решений, принятых человеком.

Так как угроза ядерной войны не является ожидаемой в ближайшее время и поэтому не является рациональным страхом, большинство случаев навязчивого ядерного тревожного расстройства оказывается в категории грешной реакции на Божье провидение и заботу. Это расстройство, которое возникает из-за недостатка доверия Богу или Его суверенности в мире и в наших жизнях. Именно этот тип беспокойства Иисус и Павел подразумевали в процитированных выше отрывках.

Главная причина, по которой мы должны быть свободны от такого беспокойства или расстройства, заключается в том, что если ядерная война когда-нибудь и случится, она произойдёт только потому, что Бог допустил ей произойти.

Если вероятность ядерной войны кажется нам низкой, мы можем быть благодарны, что, по нашему мнению, Бог предотвращает такое событие. Если вероятность кажется высокой, тогда нам стоит поразмышлять о том, ожидает ли Бог от нас каких-то действий для снижения этой вероятности. Если воспрепятствование ядерной войне или снижение её вероятности не в наших силах, тогда это не та тема, о которой Бог хочет, чтобы мы беспокоились.

Мудрость от «царя царей»

Мы также можем сказать то, что сказал один из мировых лидеров:

“И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?»”

Эти слова, процитированные в книге Даниила 4:31–32, сошли с уст Навуходоносора. Как говорит Боб Деффинбоу: «Это признание суверенитета Божьего сделано человеком, который знает о человеческом суверенитете больше, чем любой американец когда-нибудь сможет узнать. Среди других царей в истории этот царь является “царём царей” (Дан. 2:37)».

Если один из самых могущественных правителей мира в истории смог признать, что Бог суверенен над всеми людьми и царствами, тогда те из нас, кто служат настоящему Царю царей (1-е Тим. 6:15) должны быть способны сделать то же самое. Мы можем уповать на то, что у Бога всегда всё под контролем вне зависимости от того, сдерживает ли Он войну или допускает её.

Автор — Джо Картер / thegospelcoalition.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!