Несколько лет назад моя близкая подруга отошла от веры.
Я до сих пор помню наш последний разговор о Боге, ведь она сказала мне, что Он не проявил Себя в её жизни. Она молилась и просила Его изменить ситуацию, но всё продолжало ухудшаться. Она сердито спросила: «Значит вот как хороший Бог относится к Своим детям?» и начала перечислять все, что Бог не сделал для неё, несмотря на её верность. Она устала поступать правильно, потому что это ни к чему её не приводило.
Я понимаю, что чувствовала моя подруга. У меня тоже были неписанные односторонние контракты с Богом, в которых я пыталась жить праведной жизнью и в ответ ожидала, что Он благословит меня, решив все мои проблемы — особенно если я буду молиться и читать Библию. После того как, будучи подростком, я стала христианкой, я чувствовала уверенность, что Бог пообещал мне легкую жизнь, и все, что мне нужно было делать, — это проживать её.
В течение многих лет я чувствовала, что Бог выполнял Свою часть, но моя уверенность ослабла после моего первого выкидыша. Это не должно было случиться со мной. Затем кризис в браке практически уничтожил меня, и как только раны начали заживать, неожиданно умер наш маленький сын.
Что произвели во мне страдания
Каждый раз, когда что-то происходило не так, я умоляла Бога исправить это, убрать боль, восстановить какие-то вещи и сделать их снова такими, какими они были до. Когда все ухудшалось, я злилась и переставала разговаривать с Богом, задаваясь вопросом, слышал ли Он меня вообще.
Однако, как и Пётр, я осознала, что идти больше некуда, потому что только у Иисуса были слова жизни (Иоанна 6:68). Я кричала, прося Бога помочь мне довериться Ему, воссоединиться вновь и обрести надежду в том, что тогда казалось непроглядной темнотой. Мне нужен был мир, и я не могла найти его нигде, кроме Христа. Именно тогда моя вера радикально изменилась. Я нашла необъяснимый мир и надежду, которых ранее не испытывала — моя легкая беззаботная жизнь не принесла ничего, кроме наслаждения настоящим. Но страдание производило во мне что-то непоколебимое.
Страдание — это катализатор, заставляющий нас двигаться в том или ином направлении. Никто не проходит через страдания без изменений.
Страдания всегда вас изменяют
Павел говорит: «Более того, мы радуемся в наших страданиях, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость, стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду. Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан» (Римлянам 5:3-5).
Здесь страдания христианина в конечном итоге приведут к надежде, которая не заставит нас устыдиться. Но мы не переходим напрямую от страдания к надежде. Для некоторых, как, например, для моей подруги, страдание ведет к протесту и гневу, разрушая, а не укрепляя их надежду. В чем же разница? Почему для одних страдания увеличивают веру и надежду на Бога, а для других — разрушают?
Я размышляла над этим вопросом годами. Я благодарна, что Бог решил открыть Себя мне через страдания, но я скорблю, когда другие видят только страдания, а не любящего Бога, находящегося за ними. Некоторая разница заключается в том, как мы понимаем и переживаем надежду и страдания в нашем хождении с Богом.
Как обрести надежду в страданиях
Чтобы найти надежду через страдания, нельзя быть привязанным к конкретному результату. Моя надежда не в том, что ситуация изменится каким-то конкретным образом или Бог даст мне именно то, чего я хочу, но скорее в том, что Бог всегда сделает то, что лучше для меня. Это живая надежда на Спасителя, который любит меня, а не на результат, на который, как мне кажется, я имею право. Мне нужно верить, что Бог не допустит ничего из того, что не является наилучшим для меня, и что всё в моей жизни установлено мне на пользу (Римлянам 8:28). Божья любовь излилась на меня, и все Писание провозглашает эту любовь. Крест отображает это, а Святой Дух это запечатывает.
Но, если я не верю Богу и в то, что Он любит меня, то не увижу, каким образом мои страдания могут быть на благо. В данный момент мне больно, и я определённо не чувствую себя хорошо. Я начинаю судить Божью верность и любовь, основываясь на том, что вижу, и отвечает ли Бог на мои молитвы так, как я того желаю. Я уйду еще до того, как увижу конец, переживая тяжелейший период испытаний, даже не добравшись до хорошей части. Я не увижу ничего, чему могла бы радоваться, и мои страдания покажутся бессмысленными.
И в то же время, когда я надеюсь на Бога, который, как я знаю, любит меня, Он трансформирует меня через испытания. Когда умер мой сын, моя вера была поколеблена, и я сомневалась во всём, что меня окружало. Но когда я воззвала к Богу, Он излил Себя и Свою любовь на меня. Моя вера окрепла.
И когда спустя годы я узнала о своей изнурительной болезни, поначалу я растерялась, но вспомнила, насколько Бог был мне всегда верен. Я не впала в панику; по своему опыту я знала, что Бог даст мне всё, что мне необходимо. Писание напоминает нам, что бремя и отчаяние самой жизни могут укрепить нашу веру (2 Коринфянам 1:8–9). Это всё потому, что самые глубокие испытания заставляют нас полагаться не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых. Чем больше мы переносим вместе с Христом и понимаем, что нам достаточно Его одного, тем сильнее становится наша вера.
Очищающий огонь
Эта выносливость порождает характер. Страдание смягчает острые углы моего характера, делает меня менее осуждающей и помогает ценить людей больше, чем вещи. Оно заставляет меня сосредоточиться на том, что в жизни действительно важно.
Как результат, я более сострадательна, сдержанна, довольна, больше молюсь, у меня больше страсти по Библии и я больше радуюсь по поводу небес, чем ранее. Предоставлена самой себе, я была бы более раздражительной, критичной и нетерпеливой, чем я уже являюсь, но мои физические ограничения учат меня доброте, терпению и благодати. Все мои страдания были возможностью для роста.
Моя надежда в том, что однажды я увижу славу Божью и преображусь (2 Коринфянам 3:18), и страдание дает мне это предвкушение. Хотя сейчас я не вижу того, на что надеюсь (Римлянам 8:24), Божьи обетования в Писании и непосредственный опыт Его верности убеждают меня, что я не буду разочарована. Я испытала эту верность в самых глубоких и коварных долинах, где присутствие Бога разгоняло мой страх (Псалом 22:4), поэтому я уверена, что Он никогда не нарушит Своих обещаний.
Исходя из этого, я могу радоваться своим страданиям, зная, что Бог использует их, чтобы произвести во мне то, что я не могла бы произвести в себе самостоятельно. Моя вера сильнее, мой характер больше похож на характер Христа, а моя надежда окрепла. Слава Богу, что, поскольку мы доверяем Ему, будучи уверены в том, что Он делает только лучшее для нас, страдание действительно производит надежду.
Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Яна Бархатова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!