Три урока от Стефана, первого христианского мученика

Три урока от Стефана, первого христианского мученика

Стефан – один из интереснейших героев ранней Церкви. Он был первым среди диаконов и стал первым христианским мучеником. Человек немыслимых сочетаний – организатор и проповедник, чудотворец и апологет. Его история жизни – краткая, но яркая. Достойный пример для всех времен, особенно для времени нашего.

В те дни перед растущей Церковью возникли два основных вызова – внутренний и внешний. Внутренние трудности роста были связаны с вопросами организационными и финансовыми. Организация усложнялась, вместе с новыми людьми появлялись все новые нужды. Приходилось заниматься не только проповедью, но также деньгами и столами. Многие приносили деньги к ногам апостолов (Деян. 4:32-37), у которых не было времени этим заниматься. Имели место и злоупотребления, хитрости, аферы. Ложь и последующая гибель Анания и Сапфиры (Деян. 5:1-11) – лишь одна из многих подобных историй ранней Церкви.

Были и внешние трудности, связанные с враждебным отношением со стороны общества, религиозных вождей и имперской администрации. Уже после первых же публичных выступлений на апостолов посыпались прямые угрозы (Деян. 4:1-31) и начались первые аресты (Деян. 5:17-42).

На этом фоне Стефан своей жизнью и служением отвечал сразу на оба вызова, показал собой единственно верный путь служения – в Духе и мудрости, вере и силе, мужестве и верности.

«В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев, и Киринейцев, и Александрийцев, и некоторые из Киликии, и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян. 5:1-10). 

Итак, Стефан избирается для того, чтобы заботиться о столах для вдов эллинистов. Очевидно, он сам был из числа эллинистов, то есть верил по-иудейски, но жил среди язычников. Поэтому он был способен понимать нужды этой группы людей и служить им.

Но дальше мы видим, что первый диакон не ограничивает свою деятельность заботой о материальных нуждах людей, а совершает великие чудеса и знамения в народе, то есть публично свидетельствует о Христе не только добрыми делами и словами, но и сверхъестественными проявлениями Духа Святого. К тому же, он оказывается сильным проповедником, побеждавшим заядлых спорщиков из разных синагог.

Нас удивляет это сочетание даров и служений в одном человеке. Но это еще не все. Смерть Стефана не менее удивительна, чем его жизнь. Первый диакон становится первым мучеником.

Иудеи не могли противостоять мудрости и Духу, поэтому решили убить Стефана:

«И возбудили народ, и старейшин, и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестаёт говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (6:12-15).

Но и это судилище превращается в последнее, самое сильное публичное свидетельство. Стефан последовательно опровергает все обвинения против него, показывая, что не ему, а его гонителям нужно каяться, потому что они противятся самому Богу. Стефан готов стать новой жертвой в длинном списке убитых за правду пророков. Он говорит, что три святыни — земля, закон и храм, — не являются гарантией избранности и средством спасения. Избранных выделяет не имя и не традиция отцов, но живая вера и послушание Богу. Бог всегда говорил, что хочет обитать среди людей, а не в земле, храме или букве закона. И все это время народ Израильский противился Богу. Иудеи убили Праведника так же, как и всех, предвозвестивших Его пришествие. Теперь по тем же мотивам готовятся убить и Стефана.

Поразителен контраст между обвинителями и обвиняемым. Первые беснуются и хватаются за камни. Второй – молится за убийц и обращает свой взор в небо.

«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (7:54-60).

Стефан так жил, служил и умер, что в нем увидели Христа. Поэтому его убили с такой же непримиримой ненавистью. Но его смерть стала его лучшей проповедью.

Даже его последние слова перекликаются с предсмертными словами Иисуса: «Господи Иисусе! Приими дух мой» (сравни со словами Иисуса в Ев. от Луки 23:46: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой»), «Господи! Не вмени им греха» ( см. Луки 23:34: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают»).

Поистине, как говорил Тертуллиан, «кровь мучеников – семя Церкви». Смерть мучеников – важное свидетельство о Христе. Не случайно вполне обычное греческое слово мартирос (свидетель) в первые века христианской истории приобретает это новое значение – мученик, то есть свидетель своей жизнью и смертью. Видящие смерть праведника запоминают его и его свидетельство на всю жизнь, так что смерть говорит лучше всех дел и слов.

Примечательно, что здесь, в конце жизни Стефана, начинается путь Савла ко Христу и служению Ему. Убийцы и одобряющие убийство не смогут забыть увиденного. Слова Стефана и его мученическая кончина будут преследовать их до конца и послужат ко спасению многих. Путем страданий Церковь укрепляется и растет.

«Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём» (8:1-2).

Убийцы не смогли достигнуть своей цели – запугать свидетелей Иисуса. Смерть Стефана послужила распространению Евангелия и дальнейшему росту Церкви.

Глядя на жизнь и смерть первого диакона и мученика, возникает интересный вопрос о связи диаконии, благовестия и мученичества. Каждый христианин должен быть готов служить, защищать истину и умереть за нее. Об этом – три простых урока.

Во-первых, история Стефана показывает, что в Церкви все служения важны. Обслуживание столов не было унизительным для Стефана, он показал себя верным в этом деле. При этом он служил также и словом, и даже чудом.  Это уникальное сочетание дарований показывает, что в церкви нет второстепенных служений. Хочешь больших чудес? Начни со столов, с обслуживания голодных, с заботы о нищих.

Интересно, что столы и деньги не запачкали Стефана и не ослабили силу Духа в нем. Он показал пример того, как можно заниматься материальными вопросами и оставаться высоко духовным, как можно распределять финансы и раздавать еду, не теряя из вида главного – благовестия.

Во-вторых, каждый служитель, на любом месте поставленный, должен быть исполненным Духа. Только исполненный веры и силы Духа Святого может служить бедным и/или проповедовать ученым с одинаковым рвением и одинаковым успехом. Можно иметь организаторские способности и высокий интеллект, но этого не будет достаточно для служения Христу и Церкви. Нас, как и Стефана, должно выделять явное присутствие Духа, который будет наделять нас силой, мудростью, мужеством. Без Духа самые яркие способности – ничто. А в Духе даже посредственные способности расцветают и усиливаются. Мы не знаем о личности и деталях биографии Стефана почти ничего, все, что проявилось в его служении, было связано с работой Духа Святого в нем.

В-третьих, каждому служителю нужно готовиться не только к успеху, но и к трудностям; не только к служению для Христа, но и к мучениям за Христа. Если ты исполнен Духа и призван на служение, то приготовься ко всему сразу. Хочешь быть первым среди диаконов? Приготовься быть первым и среди мучеников. Мученичество – это радикальная форма свидетельства – не только делами или словами, но и всей жизнью. Страдания за Христа преображают тебя, делают похожими на Христа. Это часть нашего служения, форма нашего свидетельства о Нем.

Так что, глядя на Стефана, будь как он: исполняйся Духом, чтобы быть готовым служить на всяком месте и, если нужно, страдать за Христа, свидетельствуя своей жизнью и смертью.

автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!