Как выжил фарисейский иудаизм
Одним из главных факторов выживания фарисейского иудаизма, который стал тем, что мы сегодня знаем как раввинистический иудаизм, был побег Рабби Йоханана Бен Заккая. Он выступал против войны и был бы убит еврейскими военачальниками за измену, если бы не бежал из Иерусалима контрабандным путем, в гробу. Он сдался римлянам.
Для того, чтобы покинуть осаждённый Иерусалим он распустил слух о своей смерти и поручил двум своих ученикам вынести его из Иерусалима в гробу. Оказавшись за пределами Иерусалима раббан Иоханан попал в римский лагерь, где приветствовал Веспасиана, как будущего императора. Веспасиан благосклонно отнёсся к раббану Иоханану и последнему удалось добиться для евреев возможности изучать Тору. Вследствие этой договорённости раббан Иоханан основал центр изучения Торы «Керем Явне (виноградник Явне)» в городе Явне. (wikipedia.org)
Роковое благословение
В Явне он положил на бумагу Устный Закон (который Иешуа называл преданием старцев). В 80 году н.э. его сменил Гамлиэль II — правнук того самого Гамалиила, из 5 главы книги Деяний.
Гамлиэль II запомнится одним важным действием. Несмотря на то, как мы вскоре увидим, что мессианские евреи имели как минимум одну собственную синагогу, считается что многие еврейские верующие продолжали посещать традиционные синагоги. Гамлиэль хотел изгнать их; и поэтому он добавил девятнадцатое благословение, названное биркат hа-миним, благословение против еретиков (скорее похожее на проклятие!), в Амиду. Интересно другое название Амиды - Шмонэ-Эсре (восемнадцать [благословений]), хотя подходящим названием было бы ха эсре (девятнадцать благословений), учитывая еще одно добавленное. Похоже, что они хотели вставить его, не привлекая лишнего внимания. И тот факт, что оно было помещено под номером 12, а не 19, добавляет правдоподобности этим подозрениям. Оно было предназначено для отсеивания мессианских евреев, которые все более и более почитались еретиками фарисейским иудаизмом.
Религиозные евреи читают Амиду трижды в день, и когда они это делают — одна из молитв прямо направлена против еврейских верующих, назареев (как их тогда называли):
Да не будет надежды для отступников. И да будет царство гордыни сметено во дни наши, а «ноцрим» [назареи] и «миним» [еретики] сгинут немедля и будут изглажены из «Книги жизни». Дабы не были они вписаны вместе с праведными. Благословен ты, Господь, смиряющий надменных.
Мессианские евреи уж точно не могли произносить проклятие на самих себя, называющее их отступниками и еретиками, которые должны быть уничтожены. Вполне вероятно, что мессианские евреи в большом количестве перестали посещать традиционную синагогу. Однако, уже в следующем поколении, с упадком еврейского крыла, если можно так выразиться, Тела Мессии, отцы Церкви начали утверждать, что евреи проклинают христиан в своих молитвах. Были приняты меры, чтобы внести в этот момент ясность.
Во всех, без исключения, еврейских молитвенных обрядах было вычеркнуто слово «ноцрим», и во многих были сделаны замены для слов «миним» (еретики) и «мешумадим» (отступники), как мы видим в принятом Ашкенази прочтении: «а клеветникам (мальшиним) да не будет надежды.» (источник)
Молитва заменяет жертву
Более, чем кто-либо другой, Бен Заккай ответственен за выживание фарисейского/раввинистического иудаизма. В Явне он основал школу, ставшую мировым центром иудейского учения. Он восстановил Синедрион там, с благословения римлян. Без Храма иудаизм будет приходить в упадок. В отличии от современности, иудаизм первого века агрессивно стремился расширяться через новообращенных. Бен Заккай понял, что новообращенных не будет привлекать лишенный Храма иудаизм, и вместо этого они устремятся к Иешуа (что они и делали!). В центре внимания еврейской жизни был Храм и жертвы. Было бы просто замечательно, если бы он истолковал падение Иерусалима в качестве суда (как и говорил Иешуа) и понял бы, что в свете смерти Иешуа больше нет нужды в Храме. Автор послания Евреям говорил за несколько лет до этого:
Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. (Евр.8:13)
Библейские учители ошибочно истолковали этот отрывок, полагая что Бог посчитал Тору, Пророков и Писания устаревшими. Это невозможно по двум причинам. Во-первых, Иешуа сказал, что Он пришел не нарушить Тору (Матфея 5:17). Во-вторых, практически вся новозаветная теология основывается на еврейских Писаниях. Павел постоянно цитирует их, как это делают и авторы Евангелий. Что же было устаревшим, в свете смерти Иешуа, так это система жертвоприношений. Иешуа стал раз и навсегда жертвой за все грехи.
К сожалению, Бен Заккай не мог видеть этого и стремился создать новый иудаизм — лишенный крови, жертвы и Храма иудаизм. Он убедил вновь собранный Синедрион заменить необходимость жертвы молитвой, цитируя пророка Осию 6:6, «Милости хочу, а не жертвы.» Теперь не было нужды восстанавливать Храм. До этого, жертва занимала центральное место в иудаизме.
Храмовый ритуал был заменен молебнами в синагогах, основанными на практике евреев диаспоры, пребывающих в Вавилонском изгнании (wikipedia.org)
Всякий раз, когда Бог осуждал жертвы, это было не по причине того, что Он осуждал саму систему, которую Он Сам и установил, но скорее Он осуждал людей, оставивших Его и продолжавших приносить жертвы. В контексте отрывка из Осии, это как раз и понятно. Он продолжает стих о жажде милости, а не жертвы, «и Боговедения более, нежели всесожжений.» Бог не против жертвы, но стремится противостоять лицемерию; Он искал взаимоотношений со Своим народом.
К сожалению, одним из основных аргументов ортодоксальных иудеев, пытающихся опровергнуть мессианский иудаизм является заявление, что молитвы и покаяния достаточно для искупления греха. Конечно, это не было еврейским взглядом до разрушения Храма.
потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает (Лев.17:11)
Даже в период Вавилонского Плена, мечтою всегда было восстановить Иерусалим и Храм. В книге Плач Иеремии мы видим скорбящего, сокрушенного сердцем пророка, сетующего о кончине Иерусалима. Ответ Бен Заккая является прямой противоположностью. Он заботился не об Иерусалиме, не о Храме, но о сохранении преданий старцев, об Устном Законе. Это был успешный и практичный, но не библейский ответ, который мы увидели после первого разрушения Иерусалима в 586 году до н.э.
Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. (Пс.136:5,6)
После Бен Заккая, нет фактически никакого движения в иудаизме по восстановлению Храма. Даже сегодня те, кто ищет этого, считаются крайне радикальными.
Третья часть статьи — уже скоро!
Увлекательная история первых мессианских евреев (часть 1)
Автор - Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод - Алекс Фишман для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Де ж третя частина?