Мартин Чернофф: один из отцов современного мессианского иудаизма

Мартин Чернофф: один из отцов современного мессианского иудаизма

Каждый студент-израильтянин знает, что Теодор Герцль — отец современного сионизма. Его книга «Еврейское государство» призывает к созданию еврейского отечества, как единственно безопасного места для евреев.

Элиезер Бен Йегуда считается отцом современного иврита — мертвого языка, неиспользуемого в 1880 году, на котором сейчас говорят более 10 миллионов человек.

Но не менее, чем возрождение еврейского государства и языка иврит, впечатляет и возрождение мессианского еврея — еврея, исповедующего веру в Иешуа и, как и первые Его последователи, продолжающего жить по-еврейски. Есть немало мужчин и женщин, оказавших влияние на мессианское движение.

Мойше Розен создал миссию «Евреи за Иисуса» и поднял целую армию еврейских посланников. Иосиф Рабинович основал Первый Союз Израильтян Нового Завета в 1885. Ари и Шира Сорко-Рам были пионерами исполненного Духом мессианского иудаизма в Израиле, со своей домашней общиной в 1977, а впоследствии начали первую, полностью ивритоязычную, общину в 1995. Еще в далеком 1959 году Виктор Смаджа начал служение Keren Ahava Mishihit в Иерусалиме. Мой духовный отец, Ден Джастер, также играет важную роль в формировании мессианского еврейского движения через служение Tikkun Network и Союз Мессианских Еврейских Общин (UMJC).

Мартин Чернофф

И фигура, которую можно выделить в роли одного из отцов современного мессианского иудаизма, — это Мартин Чернофф. Его отец, Соломон, дезертировал из русской армии в начале 20-го века, чтобы обеспечить своей семье лучшую жизнь в Америке. Но по прибытии в Амстердам он заболел.

Три года он работал и копил деньги на билет через Атлантический океан. Правда, думая что плывет в Нью-Йорк, он был шокирован, когда в конце концов оказался в Аргентине!

Спустя еще три года, Соломон со своей семьей на поезде, через всю Южную Америку, добирались в Нью-Йорк. Но когда он сошел на последней остановке — его встречал город Торонто, Канада. На этот раз Соломон принял решение осесть в Торонто, где уже проживало около четырех тысяч еврейских иммигрантов из России, и продолжил работать портным.

Тайна до гроба

Однажды на улице Соломон услышал проповедь еврея, верующего в Иешуа. Он присел, чтобы послушать и в итоге тайно поверил в Иешуа. Он знал, что такая новость будет шокирующей для его традиционно ортодоксальной семьи, и потому решил никогда никому об этом не говорить.

Много лет спустя его сын Мартин примет аналогичное решение — считать Иешуа своим Мессией, но вместо того чтобы держать это в секрете для себя, он будет искать, как донести как можно большему количеству евреев его веру в Иешуа. На смертном одре отец поделился своей тайной верою с сыном.

Ассимиляция или еврейская идентичность?

Мартин и его жена, Йоханна, много лет служили в организации, стремящейся донести до еврейских сердец веру в Иешуа. Мартин был постоянно в противоречии с руководством, так как пришел к пониманию, что уверовавшим евреям необходимо иметь свои собрания, в еврейском ключе. А организация же занималась тем, что приводила евреев к вере в Иешуа и направляла их в поместные церкви (где они часто теряли свою еврейскую идентичность).

Мартину говорили, что он не в состоянии воспитать «евреев-христиан», как их тогда называли, и однажды, когда он сам проводил водное погружение нескольким новым еврейским верующим на конференции, руководитель той организации покраснел, и вновь упрекнул Мартина в том, что подобное выходит за рамки его полномочий.

«Революция Иисуса и евреи» — биографическая книга, которую написала Йоханна, жена Мартина.

Посреди молитвенного служения в 1963 году, сразу после убийства президента Кеннеди, Мартин получил второе, из трех, видение. Он увидел, помимо множества евреев, приходящих к вере (как и в первом видении), группу молодых людей потертого вида, одетых в разные лохмотья. Тогда он и понятия не имел, что в ближайшие годы соприкоснется с движением хиппи и Бог будет использовать его, и его жену Йоханну, чтобы привести множество еврейской молодежи к Иешуа.

Вместе с популяризацией сексуальной революции, психоделической рок-музыки и ЛСД, движение хиппи указало на глубокий духовный голод молодого поколения. В апреле 1966 популярный журнал Time Magazine вышел под заголовком «Бог умер?». Однако, всего пять лет спустя, после массового пробуждения, заголовок этого же журнала в июне 1971 был таков: «Революция Иисуса».

Десятки молодых еврейских людей приходили к вере в Цинцинатти, формируя ядро домашней общины Чернофф. Тысячи евреев принимали Иешуа по всем Соединенным Штатам — Господь поднимал лидеров для тех планов, которые собирался осуществить в будущем.

От еврейского христианства к мессианскому иудаизму

В 1970 у Мартина было третье видение. «Два простых, словно наэлектризованных, слова растянулись по всему небу, как баннер.» Он увидел слова: мессианский иудаизм.

Это пророческое видение определило всю оставшуюся жизнь Мартина и его наследие. Небольшая группа еврейских верующих в Цинцинатти провозгласила:

«Мы евреи, верующие в Иешуа, как в нашего Мессию. У нас есть свое призвание в Господе. Мы более не будем ассимилироваться в церкви и желать стать неевреями. Если сам Иешуа, Его ученики и ранние последователи упорно сохраняли свой еврейский образ жизни, почему это было верно для них, но ошибочно сейчас? Неевреи, приходящие к вере, не оставляют свои семьи, культуру, праздники и традиции; не будем так поступать и мы.»

С того самого дня они больше не называли себя евреями-христианами, но мессианскими евреями.

Несмотря на то, что они видели многих евреев, принимавших Иешуа, руководство той организации, в которой служил Мартин, и которая содержала его, предъявила ему ультиматум. Они должны были распустить свою общину и передать списки своих людей в организацию (чтобы этих евреев направили в церкви), или уйти из ее рядов.

Марти было необходимо принять серьезное решение: остаться в организации, получать зарплату, распустить свою общину и отправить новых уверовавших по церквям или же отстаивать свою точку зрения, официально начать общину «Бейт Мессия» и довериться Богу в обеспечении нужд. За исключением нескольких отдельных случаев, еще не было примера существования независимой, самообеспечивающейся мессианской общины. Это была неизведанная земля.

После продолжительного обсуждения между лидерами и членами общины, они пришли к выводу, что роспуск — не вариант. Мартин должен стать раввином общины, а она в свою очередь будет содержать его семью. Община «Бейт Мессия» появилась на свет.

Национальное влияние

Вскорости Мартин был избран президентом Hebrew Christian Alliance of America. Все больше еврейских верующих стали называть себя мессианскими евреями, а не евреями-христианами. Название «еврей-христианин» подчеркивало, что верующий имеет еврейское происхождение, тогда как «мессианский еврей» означало, что он продолжает жить как еврей, после уверования в Иешуа.

Однако, изменение названия Hebrew Christian Alliance of America далось непросто. Многие старожилы возражали против новомодной «мессианской» темы и еврейской идентификации. Им не нравились танцы в прославлении и традиционные клезмерские, идиш-песни с мессианскими словами. Первая попытка была провальной, но не без сопротивления. Вместо того, чтобы продолжать этот бой, Мартин мудро решил сделать передышку, понимая что победа — лишь вопрос времени.

Два года спустя юные верующие из рядов хиппи превысили числом старую гвардию и название альянса было изменено на Messianic Jewish Alliance of America (MJAA).

«Бейт Иешуа» в Филадельфии

После Чернофф переехали в Филадельфию, где взялись за «Зоопарк Финка» — группу молодых верующих в Иешуа евреев, которые собирались дома у Джо и Дебби Финкельштейн. Они назвали свою новую общину «Бейт Иешуа».

Когда я впервые услышал о мессианских евреях в 1984, ортодоксальное сообщество как раз объявило войну «Бейт Иешуа», и община боролась за выживание. В 1985 ортодоксы призвали к общенациональному протесту, чтобы разрушить зародившееся мессианское еврейское движение. Евреи со всех концов страны съезжались на демонстрацию, их целью была мессианская община «Бейт Иешуа». Если бы «Бейт Иешуа» сломалась, это могло бы знаменовать крах всего движения.

Я приехал в Филадельфию в разгар бушующего урагана Глория, перед массовыми протестами, когда наша библейская школа в Лонг-Айленде отправила нас подальше от эпицентра урагана.

Члены «Бейт Иешуа» надеялись, что ураган сорвет запланированные массовые протесты. Однако, Пэт Робертсон успел обвинить ураган до того, как он достиг его офис CBN, и Глория ушла в океан. Пэт был счастлив; мессианские верующие в Филадельфии — встревожены.

Впрочем, когда «Бейт Иешуа» вывела свою группу прославления прямо в гущу анти-мессианской демонстрации, весь протест как-то зачах. Некоторые из протестующих в итоге даже начали танцевать вместе с членами общины «Бейт Иешуа». Недолго думая, руководители демонстрации свернули акцию и все разъехались.

Наследие

Многие из тех, кто стоят во главе общин сегодня, были воспитанниками Мартина Чернофф. Его наследие живет сегодня в этом множестве мужчин и женщин, не исключая его собственных детей Джоэля, Дэвида и Хоуп — все трое являются лидерами мессианского движения.

Все цитаты взяты из книги «Born a Jew, Die a Jew» — биографии Мартина Чернофф, написанной его женой, Йоханной.

Автор — Рон Кантор
Перевод — Алекс Фишман
Источник — charismamag.com

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!