Здравствуйте родные! Подскажите, как нам христианам относиться к войне — имеем ли мы право защищать свою Родину? Или «пусть неверующие идут и защищают, а я за них помолюсь». И в индивидуальных обстоятельствах: я имею ввиду, что делать, если на тебя бросаются с ножом и у тебя выбор защищаться или смиренно принять свою участь. Или смертельная опасность угрожает твоим родным , которых ты можешь защитить своими силами дав адекватный отпор. Каково правильное положение перед Богом в этих обстоятельствах?
Спасибо за ответ. (Олег)
Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:
Очень хороший вопрос. Верующие в разные времена отвечали на него по-разному. Скажу сразу, что однозначного ответа на него Вы не найдете. Мнение разделилось от категорического — «Ничего общего с защитой и оружием иметь не хочу, пусть Бог все делает за меня», до — «А давайте достанем наш арсенал и как…» Я думаю, что истина где-то посередине, в зависимости от конкретной ситуации.
Итак, Ваш вопрос состоит из двух частей, но я бы хотел начать со второго: — как вести себя верующим во время нападения на них или их близких?
Прежде всего, необходимо знать, что жизнь человека в глазах Бога имеет большую ценность. Причем как того, на кого нападают, так и того, кто нападает. Поэтому в еврейской среде всегда учат, что необходимо спасать человеческую жизнь всегда, когда это только возможно.
«Дом Давидов! Так сказал Господь: с утра свершайте суд и спасайте ограбленного От руки грабителя, а не то воспылает как огонь гнев Мой из-за злых деяний ваших, и будет гореть так, что никто его не погасит». (Tanah Иер.21:12)
11 Спасай взятых на смерть, и неужели воздержишься (избавить) обреченных на убиение? (Tanah Прит.24:11)
В трёх случаях еврейский закон учит, что смерть предпочтительнее нарушения традиционного закона: убийство, прелюбодеяние и идолопоклонничество. Иными словами, если тебя заставляют либо нарушить одну из этих заповедей, либо умереть – ты должен выбрать смерть.
Итак, мы должны понимать, что если речь идет о реальной угрозе жизни Вам или Вашим близким - мы не должны стоять и смотреть как происходит преступление. Я верю, что необходимо вмешаться и остановить нападающего, но постараться сделать это так, чтобы не нанести ему смертельного вреда. В случаях, когда это невозможно — идти до конца. Я понимаю, что эта точка зрения не будет поддержана всеми верующими, но я не понимаю, как потом можно смотреть в глаза жене, которую изнасиловали в твоем присутствии, а ты стоял и молился за нее.
Бывают так же и другие обстоятельства:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (RST Матф.5:38-48)
Итак, о чем идет здесь речь? Как нужно ударить человека, чтобы удар пришелся по правой щеке? Ну, либо левой рукой, либо тыльной стороной правой руки. Таким образом, и из контекста, мы можем увидеть, что речь идет о оскорбительном жесте, который не наносит серьезный вред человеку, а лишь унижает, оскорбляет его. Интересно заметить, что стих 41 говорит о человеке, который принуждает тебя пройти с ним одно поприще. О чем идет речь? Речь идет о законе, который был в то время – любой римлянин мог заставить любого иудея пронести его вещи, но на расстояние не больше одного поприща (около 1,5 км). Весь отрывок говорит о несправедливом нарушении прав человека. И как совершенный вариант предлагается нам поступить так, как поступает наш Отец Небесный – проявить долготерпение к обидчику, передавая эти поступки в ведомство Бога, ожидая Его защиты и вмешательства.
Итак, теперь вернемся к вопросу о войне, и защите своей Родины.
Здесь также нет однозначного мнения, поэтому я выскажу свое. Я рассматриваю войну как коллективную самозащиту. Простой вопрос – как Вы думаете, существовало бы сейчас государство Израиль, если бы не было войны за это государство? А во времена Маккавеев? Однажды к Иоанну Крестителю пришли солдаты с этим вопросом и спросили:
«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». (RST Лук.3:14)
Он не советовал им бросить все, уйти со службы и таким образом посвятить себя Всевышнему. Он советовал им, неся эту службу, поступать так, чтобы не нарушать заповеди Божьи. Понятно, что могли бы возникнуть такие моменты, когда начальство могло бы потребовать исполнить приказ, который нарушал бы заповедь. И здесь каждый человек должен был бы отвечать за то, что ему делать (как и в обычной, гражданской жизни). Поэтому, я думаю, что каждый для себя лично должен решить, какую позицию занимать в этих вопросах. Однозначного ответа и четкого правила не получится, слишком уж все зависит от ситуаций.
С уважением, старший служитель ОЕМО Александр Ш.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Александр, шалом! Вы сказали, что «я рассматриваю войну как коллективную самозащиту», а если это война не самозащита, а нападение??
Спасибо Александр за искренний ответ. Не хочу сказать что убивать защищаясь воля Божья, но в этом мире наверное по другому не возможно. Как не парадоксально это звучит, но если бы не война, то в мире наверное не осталось бы ни одного еврея. Пример тому ВОВ. Думаю что поступать в этих ситуациях надо согласно обстоятельств и нашей совести и каждый несёт персональную ответственность. Ведь даже защищаясь, мы можем проявлять или жестокость или милосердие по отношению к нападавшему.
Большое спасибо!