Одно из самых известных высказываний Иешуа: «Вы должны быть заново рождены» (Ин. 3:7; НРП). Оно является, если можно так сказать, основополагающим «богословским» утверждением.
Эти слова были сказано Никодиму, одному из лидеров еврейского религиозного совета (Сангедрина). Никодим описан в Новом Завете как праведный человек. В контексте необходимости «рождения свыше» он представляет собой наивысший уровень праведности: соблюдающий нравственный закон, порядочный человек, социально ответственный, уважаемый своими религиозными коллегами, без серьёзных грехов в своей жизни.
И специально обращаясь именно к такому человеку, Иешуа решил сказать: «Вы должны быть заново рождены». Фактически Он говорит:
«Ты человек высоких нравственных качества, наилучших, которые можно ожидать от человека. Но нравственного поведения недостаточно. Что-то не так в основе человечества, и это выходит за рамки поведения. Люди несовершенны в своём нынешнем состоянии. Должно произойти полное изменение не только в том, что вы делаете, но и в том, кто вы такие».
В Библии говорится о том, что все люди согрешили: кто-то больше, кто-то меньше. Но все нуждаются в покаянии, то есть, в изменении своего мышления и поведения. Однако, нравственное покаяние — это только начало. Этого недостаточно. Проблема не только в том, что мы согрешили, но в том, что мы грешники.
Иешуа по сути говорит этому достойному и уважаемому человеку: «Твоя проблема не в греховном поведении, а в греховной природе».
Нам нужно не только изменить поведение, но и изменить свой характер. Нам нужно начать заново. Нам нужна полная «перезагрузка».
Проблема человечества заключается не только в социально детерминированном поведении, но и в наследственности. У нас врождённый недостаток. У нас генетический дефект.
Слово «рождать» на греческом — γεννάω (геннао). Это корень английских слов generic (родовой, общий), genetic (генетический), generation (поколение). Человеческая греховность и эгоизм — это общая проблема, генетический дефект, проклятие поколений.
Поскольку проблема является «геннао» по сути, она должна иметь «геннао» решение. Мы уже с рождения «больны» греховностью и смертностью. Потому лекарством должно быть рождение нового типа, новое рождение, новое «геннао».
Какое именно «новое» рождение это должно быть? Слово «заново» в «заново рождены» (Ин. 3:7) — перевод греческого слова άνωθεν (анофэн). Это необычное слово, которое 13 раз встречается в Новом Завете. Насколько я понимаю, это слово имеет пять немного различных значений, которые объединяют то, что здесь сказал Иешуа.
1. «Свыше» — в Мф. 27:51 и Мк. 15:38 говорится о том, что завеса в Храме разорвалась «сверху донизу». В этом смысле Иешуа говорит, что мы должны родиться «сверху вниз», или, как во многих переводах, «свыше».
2. «От Духа» — в Ин. 1:13 утверждается, что для того, чтобы быть детьми Божьими, мы должны родиться не от человеческого желания и не от человеческой плоти. В Ин. 3:6 и 3:8 повторяется идея о том, что мы должны переродиться под действием Духа Божьего — это не физический акт, и это даже не под силу человеческой воле. Это происходит в духе человека силой Духа Божьего.
3. «С Небес» — в Ин. 3:31 говорится об Иешуа, приходящем с Небес. Сказано, что Он пришёл анофэн, свыше. Это подобно заявлению Иешуа Пилату о том, что у Пилата есть политическая власть на земле, но она дана ему Богом, «свыше», анофэн (Ин. 19:11). В Послании Иакова (1:17; 3:15, 17) также утверждается, что мудрость и всякий совершенный духовный дар нисходят свыше, с небес.
4. «Снова» — оно также имеет следующее значение: возвращаться к тому, что было раньше; во второй раз; повторить; снова. В Гал. 4:9 говорится о желании снова поработить себя.
5. «Сначала» — Лука называет свои писания исследованием всего «сначала» (Лк. 1:3). Павел говорит о тех, свидетелях, которые знают его «издавна» (Деян. 26:5). То есть, речь идёт просто о начале временной последовательности. В духовном смысле, это важно, потому что «рождение свыше» содержит в себе значение необходимости вернуться к самому началу.
Слово «начало» означает возвращение к книге Бытие. Обратите внимание на корень «gen» в английском (латинском) названии книги Бытие (Genesis). Новое рождение должно исправить ошибку, совершённую в самом начале Адамом и Евой, согрешившими в Эдемском саду, как записано в книге Бытие.
Таким образом, слова Иешуа к Никодиму можно было бы передать следующим образом: «Вы должны быть рождены заново, свыше, силой Святого Духа, с самого начала». Иешуа вкладывает все эти значения всего в два простых слова: геннао анофэн.
Конечно же, утверждение Иешуа порождает другой вопрос: «Как это может быть?» (Ин. 3:9). Как только человек осознаёт решающую, неизбежную потребность в таком глубоком и полном обновлении, поиск ответа неизбежно приводит к Иешуа.
Полное перерождение происходит через смерть и воскресение Иешуа. Когда мы понимаем и верим в то, что Он умер за нас, мы умираем для себя. Когда мы понимаем и верим в то, что Он воскрес из мёртвых для нас, в наши сердца входит оживляющая и возрождающая сила.
Когда мы полностью посвящаем себя тому, чтобы соединиться и стать едиными с Его смертью и воскресением, мы переживаем это второе рождение. Этот акт посвящения происходит в момент погружения в воду во имя Иешуа. Мы входим в воду, чтобы соединиться с Его смертью; мы выходим из воды, чтобы соединиться с Его воскресением.
Посвящение и подчинение Иешуа, и отождествление себя и соединение с Его смертью и воскресением через водное погружение — это и есть момент духовного рождения. Мы должны покаяться, поверить, быть погруженными и исполненными Божьим Духом (Деян. 2:38).
Это единственный способ изменить человеческую проблему греха и смерти. Это отменяет проклятие, которое передавалось из поколения в поколение, это исцеляет генетический дефект человечества, это в корне решает проблему, которая началась в книге Бытие. Геннао анофэн — мы все должны родиться заново.
Автор — Ашер Интрейтер / tribe.reviveisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Прекрасно рассмотрено!