В старшей школе и колледже я читала всевозможные книги о свиданиях и вступлении в брак, которыми были заставлены полки в христианских книжных магазинах.
Опыт членов моей семьи заставил меня нервничать, смогу ли я найти подходящего человека, с которым можно будет провести свою жизнь. Я была полна решимости убедиться, что мужчина соответствует каждому пункту в моем списке, прежде чем я даже посчитаю его потенциально достойным мужем.
Однако я не учла, что могу быть слишком придирчивой. У меня стерлась грань между установкой высокой планки в поисках достойного супруга и следованием нереалистичным (часто обусловленным культурой) ожиданиям. Со временем я приобрела целый список качеств мужа, о которых очень подробно молилась.
«Формула» мужа
Конечно, Библия прямо называет некоторые пункты, как обязательные: под браком подразумевается заключение союза между мужчиной и женщиной (Бытие 2:24), и верующие должны вступать в брак только с теми верующими, которые живут тем, что исповедуют (2 Коринфянам 6:14).
Однако за исключением этих двух обязательных условий для брака, прославляющего Бога, в остальном Бог дает нам свободу выбирать человека, с которым мы проведем свою жизнь.
Хотя стопки книг и статей о качествах, которые следует искать в благочестивом супруге, являются полезными и ценными руководствами для принятия мудрого жизненно важного решения, я начала концентрироваться на своей «формуле», а не на Божьем водительстве в моей жизни.
Проблема обнаружилась в том, что я начала постепенно рассматривать дополнительные предпочтения как необходимость. Отдавать предпочтение определенным качествам супруга не является чем-то неправильным. Но когда мы превращаем то, что не является четким библейским руководством, в обязательную вещь – в идола – мы оказываемся в опасности.
Я стала жертвой создания в своем воображении персонажа, который был тем человеком, за которого, как я думала, я хотела бы выйти замуж, — а его не существовало.
От перфекционизма к пессимизму
Я не обращала внимания на свои необоснованные стандарты, пока не послушала серию проповедей о браке Тимоти Келлера. Материал этих проповедей в конечном итоге был собран в его книге «Значение брака», где он обращается к широко распространенной культурной проблеме поиска в потенциальных супругах качеств, которые делают человека почти совершенным, по нашему мнению.
Он пишет: «Сегодня и мужчины, и женщины рассматривают брак не как способ формирования характера и общества, а как способ достижения личных жизненных целей. Они ищут партнера по браку, который удовлетворит их эмоциональные, сексуальные и духовные желания. И это создает крайний идеализм, который, в свою очередь, приводит к глубокому пессимизму по поводу того, что вы когда-нибудь найдете подходящего человека для вступления в брак».
Даже будучи верующими, мы можем попасть в эту ловушку, в которую нас загоняет наша культура. Начинает закрадываться пессимизм (чему я была свидетелем в колледже), который проявлялся в виде грубых шуток в адрес противоположного пола и заявлений о пожизненном безбрачии (некоторые шутили так, чтобы скрыть свое растущее отчаяние, другие — совершенно серьезно).
Эгоистичное стремление к идеальному супругу
Когда Бог привел в мою жизнь человека, который теперь является моим мужем, я одновременно почувствовала как побуждение познакомиться с ним, так и разочарование. Помимо истинных основ, например, быть мужчиной, живущим верой, он не обладал всеми теми дополнительными навыками и качествами, которые, как я думала, должны были быть у моего спутника жизни.
Святой Дух и мое сообщество помогли мне осознать, что все остальные качества были всего лишь идеалами. Я думала, что эти качества повысят мою самооценку и наполнят меня. Я искала мужчину, который поможет мне хорошо выглядеть в мире и чувствовать себя лучше. В конечном счете, я искала свою полноту в другом падшем человеческом существе.
При таком образе мышления остается мало места для истинного замысла брака – прохождения с нашими супругами через вершины и долины жизни, помогая друг другу становиться все более и более похожими на Бога, пока мы вместе движемся по пути к небесам.
Лучшие желания
Продолжая учить меня, Бог начал давать моему сердцу новые желания – лучшие желания (Псалтирь 36:4). Понимание, что придется смириться с тем фактом, что мой муж в конечном итоге не удовлетворит гложущую мою душу жажду быть познанной и удовлетворенной, поначалу меня осадило. Но со временем это привело к свободе. Я начала понимать это как приглашение свободно любить своего супруга, не опасаясь его несовершенства, и приглашение пробудить в моем сердце более богатые привязанности и надежды на потрясающе приятную жизнь, не имеющую конца на небесах.
Сегодня я трезвая, смиренная и благодарная за то, что Бог не дал мне некоторых вещей, которых я так искренне желала, молясь о муже.
Еще более удивительно то, что Он дал мне замечательные вещи, о которых я даже не думала просить. По своей мудрости и доброте Бог дал мне мужа, который отличается от того, за которого, как я воображала, я могла бы выйти замуж, но намного лучше для меня во всех отношениях. Наши сильные и слабые стороны различаются, что помогает нам стать лучшими людьми, чем мы были, когда жили врозь.
Одинокие друзья, желающие вступить в брак, подумайте и молитесь о тех качествах, которые вы желаете видеть в супруге. Нет ничего плохого в том, чтобы надеяться на определенные характеристики или интересы. Но также молитесь о том, чтобы ваше сердце было восприимчиво к Божьему благому плану для вас. Попросите Его раскрыть и изменить в вас любые нереалистичные или нездоровые ожидания. Молитесь вместе с псалмопевцем: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим» (Псалтирь 24:4). Молитесь, чтобы Бог был сокровищем вашего сердца.
Если брак задуман как земная тень небесной реальности, то и наши ожидания должны соответствующим образом скорректироваться. Тени и силуэты — это отдельный вид искусства, но они ничто по сравнению с ярким, красочным изображением с четкими деталями. Мы ожидаем, что наши тени наполнятся жизнью, не затронутой злом и тлением, на заре вечности – на брачной вечере Агнца (Откровение 19:6–9).
Автор — Кирстен Франц / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!